Денежно-кредитная политика и ее особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения. Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
изучение теоретических основ денежно – кредитной политики;
Рассмотрение целей и инструментов денежно – кредитной политики.
Изучение денежно – кредитной политики зарубежных стран
Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики России в 2011 - 2014 гг.

Содержание

Введение
Сущность и цели денежно-кредитной политики_________________________________4
Методы и инструменты денежно-кредитной политики___________________________6
Современные тенденции в денежно-кредитной политике зарубежных стран________11
Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики России в современных условиях________________________________________________________18
Список использованной литературы Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая на печать.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

     Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило, Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки. Изменение учетной ставки Центральным банком с 1 января 1992 г по 3 мая 2011 г. г представлено мною в Приложении 1.  Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становится ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

     Один  из важнейших методов Центрального банка это изменение нормы  обязательных  резервов. Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

     Рост  нормы обязательных резервов увеличивает  количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы; либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения. Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастаёт, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение. Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

     Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, политику дешевых денег и политику дорогих денег.

     Политика  дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия. Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

     Для реализации такой политики Центральный  банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерчески банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатор. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка. Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

     Теперь  предположим, что ситуация в экономике  характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков. Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

    Проведение  такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

  1. Современные тенденции в денежно-кредитной политике зарубежных стран.

На современном  этапе США остаются самой мошной в экономическом, научно-техническом и военном отношении, страной мира с наиболее развитой финансовой инфраструктурой. За долларом стоят огромные финансовые активы, в том числе за рубежом. Более привлекательного объекта для размещения средств пока нет. Вряд ли инвесторы, вливающие колоссальные средства в американский рынок, захотят избавится от них. Чтобы эти ресурсы переместились из США в другие регионы мира, там должны возникнуть лучшие условия для инвестирования и возможности поглощения капиталов в очень крупных масштабах. Такие возможности в других регионах пока не просматриваются. Существенных экономических оснований для ожидания суверенного дефолта США нет. Во первых: долговое бремя США меньше, чем у большинства других стран "семерки" и Еврозоны.

Во вторых: Американский государственный долг во многом является результатом высокоразвитой национальной кредитной системы и широкого использования рыночных финансовых инструментов. Основной инвестор этого долга - само американское государство (Федеральная резервная система, федеральные ведомства, штаты и муниципалитеты). Его доля в структуре собственников госдолга в настоящее время превышает 44%. Если очистить госдолг США от взаимных обязательств федеральных и местных госорганов, а также корпоративных обязательств, выделив его наиболее рискованную часть, принадлежащую иностранцам, то окажется, что непосредственная задолженность казначейства перед иностранцами составляет менее 25% ВВП.

В третьих: запас надежности американских государственных ценных бумаг обеспечивается сравнительно низкой долей средств, необходимых для обслуживания государственного долга, в расходной части федерального бюджета США.

  Опыт показывает, что в периоды мировых кризисов спрос на государственные долговые обязательства США возрастает. В такие периоды и американские, и иностранные инвесторы предпочитают надежность, а не доходность, и видят в американских казначейских бумагах "спасительную гавань" для своих капиталов. Казначейские облигации выпускаются Министерством финансов с различными сроками погашения. Высокий спрос фактически позволяет министерству заменять те из них, по которым наступил срок выкупа, новыми выпусками.

  Особенностью США является то, что между внутренними и внешними обязательствами американского государства практически нет разницы, и те, и другие выражены в национальной валюте - долларах. И те и другие являются государственными ценными бумагами, продающимися и обращающимися на открытом рынке. Соответственно, дефолт возможен только в случае отказа казначейства в выкупе государственных ценных бумаг, срок погашения которых наступил. Поскольку весь объем выпущенных государственных обязательств более или менее равномерно распределен по времени - от одного месяца до 35 лет и, соответственно, отсутствуют какие-либо пики выплат, то трудно представить, что может помешать своевременному обслуживанию государственного долга США.

  Не стоит  придавать чрезмерного значения полемике, ведущейся между Министерством финансов и Конгрессом США относительно повышения потолка государственного долга (в настоящее время - 14.3 трлн. долл.) Несмотря на жесткость аргументации сторон, эти дебаты преимущественно имеют конъюнктурный политический характер и не могут привести к параличу финансовой системы США.

  В перспективе  динамика госдолга США будет определяться состоянием американского бюджета. Существующий в настоящее время бюджетный дефицит имеет достаточно управляемый характер. В принципе, правительство США способно сократить его за счет урезания государственных расходов и/или увеличения налогов. Естественно, такие меры не будут безболезненными для экономики и особенно социальной сферы. Эта проблема остается для США весьма острой.

  В результате предпринимаемых администрацией президента Б. Обамы мер с 2012 г. дефицит государственного бюджета США должен начать сокращаться (согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса, к 2016 г. - до 3.4% ВВП). Этого предполагается добиться главным образом за счет расширения налоговой базы в условиях начавшегося роста экономики и сокращения части социальных программ.

  При всей уязвимости официальных оценок сокращения дефицита (по многим статьям бюджета идет политическая борьба между администрацией" и Конгрессом) достаточно реально ожидать замедления темпов роста государственного долга. На конец 2016 фин. года его величина прогнозируется Бюджетным управлением Конгресса на уровне 105% ВВП (прогноз на конец 2011 г. - 103% ВВП"). В случае реализации такого прогноза сколько-нибудь реальная перспектива суверенного дефолта США отсутствует.

  В 2000-е  годы наблюдалось постепенное ослабление доллара. В основе этого процесса лежат, во-первых, факторы, действующие внутри самих США (масштабы дефицита госбюджета, хронически отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям, постоянное увеличение совокупного объема государственного и частного долга, высокий леверидж национального финансового сектора, а также последние антикризисные меры государства, неизбежно сопровождающиеся ростом денежной массы и обесценением американской валюты).

  Во-вторых, важное значение имеет такая особенность положения США в мировой системе накопления капитала, как превышение внутренних инвестиций над национальными сбережениями.

В-третьих, наблюдается  ползучая дедолларизация мировой экономики. Этот процесс отражает фундаментальные изменения в соотношении сил на международном валютно-финансовом рынке

обусловленные прежде всего формированием в  Европе экономического и валютного  союза с единой валютой.

  Тем не менее, по мнению участников обсуждения, вероятность обвала американского доллара (подразумевающего снижение его курса на 20 % и более в течение одного месяца) в ближайшие 5-7 лет крайне мала. Имеется целый ряд факторов. которые будут удерживать доллар от резщго падения. В среднесрочной перспективе речь может идти только об обшей тенденции к плавному снижению курса доллара на фоне его регулярных колебаний как вниз, так и вверх в относительно широком коридоре.

  Необходимо  помнить, что на американский доллар по-прежнему приходится подавляющая  часть мировой торговли, банковских активов и пассивов, находящихся  в обращении ценных бумаг, валютных операций. При гипотетическом обвале доллара в проигрыше окажутся кредиторы, а в выигрыше - должники. Это, безусловно, вызвало бы сильнейшие деформации в мировой экономике, сопровождающиеся крупным ущербом для всех стран и экономических агентов.

  Поэтому при появлении первых же признаков резкого и неуправляемого удешевления доллара (обвала) денежные власти ведущих стран мира вынуждены предпринимать чрезвычайные меры, чтобы не допустить дальнейшего усугубления ситуации. Примеров согласованных действий такого рода накоплено много, а их механизмы достаточно проработаны. Федеральная резервная система, Европейский центральный банк. Банк Англии, Банк Японии не раз выступали с совместными интервенциями и предоставляли друг другу кредиты для восполнения нехватки ликвидности. Крайняя мера в подобных случаях - временное закрытие отдельных сегментов рынка, то есть прекращение операций на них по решению властей или рыночных операторов. В частности, так было в 2008-2009 гг., когда фактически перестал функционировать межбанковский денежный рынок зоны евро.

Опыт последних  десятилетий показывает, что по отношению  к различным группам иностранных валют доллар США ведет себя неоднозначно. Так, доллар постепенно слабеет по отношению к группе азиатских валют и валют стран, ориентированных на экспорт сырьевых товаров. В то же время в целом он движется в одном коридоре с ключевыми европейскими валютами.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в России