Денежная масса и ее агрегаты: российский опыт, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 03:34, курсовая работа

Описание

Неграмотная денежно-кредитная политика монетаристского типа приводит к выпуску в обращение избыточной денежной массы и росту инфляции. Кроме того, при проведении денежно-кредитной политики центральный банк может испытывать давление исполнительной власти.

Содержание

1. Изучение структуры денежной массы в РФ………….…………..………5
1.1 Денежная масса и её характеристи-ка……………………………….………5
1.2 Денежные агрегаты……..……………………………………....…..………6
1.3 Факторы, влияющие на величину денежной массы……………......8 2.Денежно-кредитная политика государства в РФ.
2.1. Денежно-кредитная политика государства в РФ………………………..12
2.2. Операции на открытом рынке, механизм влияния на денежную мас-су...20
3. Проблемы и перспективы Денежно-кредитной политика государ ства в РФ………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Косвенные факторы включают:

- регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

- регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

- обязательные денежные резервы коммерческих банков.

- операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные факторы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

- прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

- государственное регулирование цен.

- государственное регулирование пределов заработной платы.

- государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

- государственное регулирование валютного курса.

Факторы, воздействующие на объем денежной массы

Размер официальной учетной ставки

В современных условиях проводимой в России политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикации - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Банка России.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая
Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Центральный Банк
РФ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка России. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Центральный
Банк РФ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Банка России представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

 

2. Денежно-кредитная политика государства в Российской Федерации.

 

2.1. Денежно-кредитная политика государства в Российской Федерации.

 

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса. Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики - стабилизацию общего уровня цен.

Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объём денежной массы и уровень процентных ставок.

Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

Мероприятия Центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить её стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объёма денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что даёт эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объёма денежной массы в обращении (кредитная рестрикция). Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется Центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков "биржевой горячки". Кредитная рестрикция в условиях повышения темпов роста производства призвана обеспечить сдерживание "перегрева" конъюнктуры рынка. Политика кредитной экспансии, наоборот, используется для "взбадривания" конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.

При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.

Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях. 

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней). При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

В России в настоящее время существуют три основные формы управления государственным долгом:

1. Добровольный рыночный кредит - размещение государственных ценных бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ).

2. Вынужденный квазирыночный кредит - рыночное оформление фактического государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы.

3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной литературе называют дружеским.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитирования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны

Главные задачи денежно-кредитной политики России определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ "Основных направлениях денежно-кредитной политики" и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

Согласно «Основным направлениям единой государственной

денежно­кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов», главной целью денежно­кредитной политики являлось снижение инфляции. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России предполагали снизить инфляцию в 2010 году до 9–10%.

Реализация денежно­кредитной политики в 2010 году происходила в условиях, когда негативные последствия наиболее острой фазы мирового финансово­экономического кризиса были восновном преодолены. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008–2009 годах, способствовали стабилизации функционирования финансового рынка и банковской системы и восстановлению экономической активности. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному свертыванию мер, введенных им в острую фазу кризиса. В то же время неустойчивый характер восстановительных про­

цессов в реальном секторе экономики и медленный рост банковского кредитования предопределяли принятие Банком России решений, направленных на сохранение стимулирующей денежно­кредитной политики в течение большей части 2010 года.

По итогам года цель по инфляции была достигнута. Однако динамика инфляции в течение отчетного года не была равномерной.

В первой половине года на фоне медленного восстановления спроса

и укрепления рубля сформировавшаяся в 2009 году тенденция к снижению инфляции носила устойчивый характер. С августа под влиянием неблагоприятных ценовых шоков темпы роста потребительских цен стали повышаться, возросли также инфляционные ожидания.

В 2010 году продолжился рост спроса на деньги, чему в значительной степени способствовали начавшееся оживление экономики и укрепление рубля (преимущественно в первые месяцы 2010 года)

В то же время достаточно высокими темпами росло и денежное предложение.

Годовые темпы прироста рублевой денежной массы (денежного агрегата М2) повышались с сентября 2009 года. За 2010 год темп прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличился с 17,7% на 1.01.2010 до 31,1% на 1.01.2011, при этом на протяжении всего отчетного года этот показатель устойчиво превышал 30%.

Скорость увеличения денежного агрегата М2 несколько замедлилась только в IV квартале 2010 года.

Среди компонентов денежного агрегата М2 наиболее быстро в течение отчетного года росли депозиты физических лиц. За 2010 год их объем увеличился на 43,6% (на 27,1% за 2009 год). Максимальные годовые темпы прироста рублевых депозитов  физических лиц (выше 48%) пришлись на август­сентябрь 2010 года, в IV квартале они постепенно замедлялись.

Годовые темпы прироста рублевых депозитов нефинансовых организаций повышались до мая 2010 года (на 1.05.2010 – 38,0%),

в последующие месяцы года они заметно снизились. В результате в целом за 2010 год рублевые депозиты нефинансовых организаций увеличились на 22,7% (за 2009 год – на 17,9%).

Объем денежного агрегата М0 за 2010 год возрос на 25,4%

(за 2009 год темп прироста составил только 6,4%). Некоторое замедление годовых темпов прироста этого показателя происходило только в последние месяцы отчетного года.

Сложившаяся курсовая динамика определила изменения спроса

экономических агентов на иностранную валюту. Если в 2009 году сум­

марный объем нетто­продаж населению наличной иностранной валю­

ты через обменные пункты составил около 15 млрд. долларов США,

то в 2010 году он уменьшился до 6,7 млрд. долларов США. Согласно

данным платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков сократился в целом за 2010 годна 14,8 млрд. долларов США (за 2009 год – на 4,3 млрд. долларов США).Суммарный объем депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте за 2010 год уменьшился на 1,3% (в долларовом эквиваленте снижение было несколько больше). При этом основное сокращение произошло в первой половине года (на 4,5%), за второе полугодие депозиты в иностранной валюте возросли на 3,4% (главным образом в IV квартале). Доля депозитов в иностранной валюте в струк­ IV квартале). Доля депозитов в иностранной валюте в струк­ квартале). Доля депозитов в иностранной валюте в структуре широкой денежной массы в течение 2010 года продолжала сокращаться и на 1.01.2011 составила 15,9% (на 1.01.2010 – 20,0%).Повышение годовых темпов прироста широкой денежной массы, начавшееся в сентябре 2009 года, продолжалось и в отчетном

Информация о работе Денежная масса и ее агрегаты: российский опыт, проблемы, перспективы