Ценные бумаги в Республике Беларусь: законодательные основы и практика обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь - предполагает решение следующих задач:

дать понятие, общую характеристику ценным бумагам;
рассмотреть законодательную базу обращения ценных бумаг;
оценить состояние рынка ценных бумаг и его перспективы

Содержание

Введение

1 Теоретические основы рынка ценных бумаг………………………….

1.1 Понятие и виды ценных бумаг…………………………………………

1.2 Характеристика рынка ценных бумаг Республики Беларусь……………

2 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе..

2.1 Практика обращения ценных бумаг в Республике Беларусь…………. …….

2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь…….

2.3 Законодательные основы в области обращения с ценными бумагами……..

3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь …….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсач по ценным бумагам.docx

— 129.59 Кб (Скачать документ)

     Закон Республики Беларусь от 13.12.1999 «Об обращении  переводных и простых векселей», который определяет общие условия  регламентации порядка выпуска  и обращения переводных и простых  векселей на территории Республики Беларусь, обеспечивающие необходимую защиту интересов государства, прав, свобод и законных интересов векселедержателей, векселедателей, других участников вексельного  обращения;

     Указ  Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы  государственного регулирования рынка  ценных бумаг», которым определена структура депозитарной системы Республики Беларусь, ее задачи и система функционирования, создано открытое акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа» с предоставлением ему права биржевой торговли ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков «Имущество»;

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых  вопросах обращения ценных бумаг  открытых акционерных обществ», где  установлен порядок совершения операций с корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке.

     В целях защиты прав инвесторов от недобросовестных участников на фондовом рынке действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 г. № 456 «О защите прав инвесторов», в котором предусмотрена ответственность всех участников фондового рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах [7].

     Дальнейшее  развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:

     Концепцией  функционирования и развития рынка  ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит  в определении и создании необходимых  условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной  части финансового рынка в  Республике Беларусь, регулируемого  государством, и интегрированного в  мировой рынок ценных бумаг;

     Концепцией  формирования расчетно-клиринговой  системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной  и прозрачной системы клиринга и  расчетов по сделкам с ценными  бумагами всех видов;

     Программой  развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и  внебиржевом вторичном рынке  заключаются через систему удаленных  торговых терминалов, доступ к которым  имеют все профессиональные участники  национального фондового рынка;

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы,  где предусматривается  развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. В ней определяются приоритетные направления развития рынка ценных бумаг республики на среднесрочную перспективу.

     Органами  государственного регулирования рынком ценных бумаг являются:

  • Президент Республики Беларусь (издает указы, декреты);
  • Национальное собрание (принимает во исполнение указов законы);
  • Совет Министров (издает постановления);
  • Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создан Департамент по ценных бумагам, непосредственно осуществляющий функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг.
  • Национальный банк Республики Беларусь (в рамках осуществления денежно кредитной политики проводит операции на открытом рынке, является агентом правительства по размещению государственных ценных бумаг, регулирует порядок осуществления операций с ценными бумагами коммерческих банков);
  • Министерство экономики Республики Беларусь и отраслевые министерства[3, с. 146].

     Возможно, в 2011 году будет принят закон о  ценных бумагах в новой редакции, который, судя по последней версии проекта, будет весьма прогрессивным. Ожидаются  изменения в порядок выпуска  и размещения акций и облигаций, которые призваны увеличить надежность указанных процедур и, соответственно, увеличить устойчивость рынка акций  и облигаций.

     Таким образом, преобладание государственного регулирование на начальном этапе  развития рынка в нашей стране позволяет избежать масштабных потерь, кризисов и бесконтрольной деятельности, что учитывается руководством нашей  страны в полной мере. 
 
 
 
 
 

     
  1. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
 

     Дальнейшее  развитие рынка ценных бумаг, включая  его инфраструктуру, осуществляется в двух основных направлениях: активизация  внутреннего рынка и обеспечение  выхода на внешние рынки капитала. В целях активизации внутреннего рынка ценных бумаг осуществляется закрепление новых принципов комплексного регулирования рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка путем принятия новых редакций законов Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» и «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь».

     Законопроекты подготовлены и внесены в Правительство;

  1. разработка проекта закона «Об инвестиционных фондах», способствующего развитию института коллективных инвесторов;
  2. создание конкурентоспособной расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам, обеспечивающей высокую эффективность осуществления расчетов по сделкам со всеми видами ценных бумаг, максимальную защиту интересов и гарантию прав инвесторов путем реализации Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь на 2010—2015 гг., утвержденной совместным Постановлением Министерства финансов и Национального банка от 04.03.2010 № 20/40.

     Учитывая  существующее состояние инфраструктуры организованного рынка и оценивая его с точки зрения международных стандартов, дальнейшее развитие расчетно-клиринговой системы по ценнным бумагам в Республике Беларусь планируется осуществлять в следующих направлениях:

     • разработка законодательства, устанавливающего правовые основы осуществления клиринга обязательств, регулирующего данный вид деятельности, различные способы определения обязательств участников клиринга;

     • внедрение механизма расчетов на валовой основе;

     • формирование системы поддержки ликвидности участников клиринга на основе внедрения механизмов займа ценных бумаг и денежных средств;

     • формирование клиринговой организацией системы мониторинга финансового состояния всех участников клиринга с использованием информации, предоставляемой Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну, с целью предупреждения возможных последствий неплатежеспособности и поэтапного введения режимов осуществления сделок с частичным депонированием средств для отдельных категорий участников клиринга;

     • построение эффективной модели технологического взаимодействия между структурными элементами расчетно-клиринговой системы и участниками клиринга в режиме реального времени, в том числе с использованием биржевой системы электронного документооборота, включающей сертифицированные средства криптографической защиты информации;

     • создание новых механизмов страхования рисков [10].

     В Белоруссии утверждена программа развития рынка ценных бумаг на 2011 - 2015 годы. Целью программы является "создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь". Таким образом правительство надеется привлечь внешние и внутренние инвестиции "в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения". "Программа базируется на принципах сбалансированного развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, а также государственной политики, направленной на улучшение условий ведения бизнеса, либерализацию совершения операций на рынке ценных бумаг, повышение уровня защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных, снижение рисков на рынке ценных бумаг", - говорится в сообщении.

     В результате реализации программы к 2016 году планируется достичь соотношения  объема зарегистрированной эмиссии  акций к ВВП - 50,1%; капитализации  рынка акций к ВВП - 23%; отношения  объема вторичного рынка корпоративных  ценных бумаг к объему их эмиссии - 67%; отношения суммарного объема сделок купли-продажи негосударственных  ценных бумаг к ВВП - 10,4%; доли свободнообращающихся акций открытых акционерных обществ, распределенных среди мелких и средних  инвесторов, - не менее 20 - 25% от общего объема эмиссии акций; соотношения активов  профессиональных участников рынка  ценных бумаг (кроме банков) к ВВП - 1% [14].

     Вышеперечисленные мероприятия позволят обеспечить сохранение положительной динамики развития рынка корпоративных ценных бумаг.

     Таким образом, в рамках целенаправленной работы по совершенствованию законодательства, регулирующего выпуск и обращение  ценных бумаг, снято большинство  ограничений, делавших непривлекательным  для предприятий выпуск корпоративных  ценных бумаг. На законодательном уровне созданы благоприятные условия  для инвестирования в экономику  республики и развития фондового  рынка, что позволило активизировать процесс самостоятельного привлечения  предприятиями инвестиций и обеспечить существенный рост находящихся в  обращении корпоративных ценных бумаг. В 2011 г продолжится сотрудничество с экспертами Всемирного банка по внедрению международных стандартов и приведению в соответствие с  Директивами ЕС в осуществлении  контроля и надзора на рынке ценных бумаг, будут осуществлены подготовительные мероприятия по вступлению Министерства финансов в Международную комиссию регуляторов рынка ценных бумаг  (IOSCO). 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночной экономики, так как  он играет важную роль в привлечении  и движении капитала.

     Невозможно  представить себе развитую страну без  рынка ценных бумаг. Ведь рынок ценных бумаг – это тот институт, на котором отражается вся экономика  страны, будь то промышленный сектор, сектор обслуживания или финансовый сектор. Если в стране замечается экономический  рост, то рынок ценных бумаг будет  процветать, если наоборот – возможен кризис.

     Что же касается Белорусского рынка ценных бумаг, то ему только предстоит пройти те стадии, которые были пройдены рынками  развитых стран за предшествующие десятилетия. И во многом длинна этого пути будет  определяться скоростью общего экономического развития нашей страны. Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь являются:

     —отсутствие четко разработанной концепции  реформирования экономики;

     —низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых  стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;

     —недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;

     —приоритетность фискальных целей государства, в  результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в  неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики;

     —преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей  важнейшей функции — перераспределения  ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.

     Следовательно, для развития рынка ценных бумаг  Беларуси следует по меньшей мере нейтрализовать влияние названных причин. Кроме того необходимо совершенствование денежно-кредитной политики, включая валютную, инвестиционную, структурную. К тому же фондовый рынок может существовать и развиваться при политической и экономической стабильности в стране, предсказуемости макроэкономической политики правительства.

     В заключение хотелось бы назвать основные положения стратегии развития рынка  корпоративных ценных бумаг:

     - совершенствование системы налогообложения  операций с ценными бумагами;

     - снятие административных барьеров, препятствующих свободному обращению  акций;

     - оптимизация доли государства  в акционерном капитале;

     расширение  спектра обращающихся инструментов рынка ценных бумаг;

     - активизация привлечения инвестиций  предприятиями посредством выпуска  облигаций на внутреннем рынке  Республики Беларусь, а также  выход белорусских эмитентов  на международные рынки капитала;

     - содействие повышению инвестиционной  активности на рынке ценных  бумаг в целом.

Информация о работе Ценные бумаги в Республике Беларусь: законодательные основы и практика обращения