Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание

Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Раздел 1. Развитие и функционирование денежного рынка....................5
1.1. Сущность и происхождение денег.................................................5
1.2. Понятие и структура денежной системы........................................6
1.3. Роль денег в рыночной экономике, функции денег.......................8
1.4. Кредитно-денежная политика.........................................................11
Раздел 2. Денежная система РФ.................................................................13
2.1. Становление денежной системы России........................................13
2.2. Виды денег и денежных знаков, их свойства................................17
2.3 Основная специфика организации и регулирования
денежного обращения в Российской Федерации.....................................21
Раздел 3. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов..............................................23
3.1. Сценарии макроэкономического развития на 2011 год
и период 2012 и 2013 годов и прогноз платежного баланса..................23
3.2. Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа ..............................................................27
3.3. Инструменты денежно- кредитной политики
и их использование.....................................................................................32
Заключение..................................................................................................36
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая.doc

— 880.50 Кб (Скачать документ)

      Во  втором  варианте  денежной  программы,  предполагающем  умеренный  рост цен  на  нефть  в  рамках  прогнозного  периода,  соответствующий  показателям  прогноза платежного  баланса  прирост  ЧМР  составит в  2011 году 1,4 трлн. рублей, в  2012 году – 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.                                          

      В 2011 и 2012 годах  указанный  прирост  ЧМР будет  частично    компенсирован  сокращением  ЧВА,  которое  с  учетом  динамики  денежной  базы, определенной в соответствии с ориентирами  по инфляции, в  указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной  базы на уровне, соответствующем   параметрам   данного варианта  программы,  потребуется  увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.                            

      В  условиях  предполагаемого  по  данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения  источников его  финансирования  ожидается,  что  динамика чистого кредита расширенному правительству  не  окажет  существенного  влияния  на  ЧВА:  в  2011  году  объем чистого кредита   расширенному   правительству   возрастет на  0,2  трлн. рублей, а  в  2012 и  2013 годах  он  будет  снижаться  примерно  на  0,1  трлн.  рублей в год.

      При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в  2011 году  сокращение  ЧВА  будет  обеспечено  за  счет  изменения   чистого   кредита   банкам,   объем  которого  снизится  на  0,8  трлн.  рублей.  В  2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет  обеспечен  за  счет  повышения  чистого  кредита банкам на 0,1 и  1,3 трлн. рублей соответственно.

      В соответствии с третьим вариантом денежной программы,       основанным  на предположении о существенном росте цен  на  нефть,  в  2011  году  прогнозируется  увеличение ЧМР на  2,7 трлн. рублей, а  в  2012  и  2013 годах – на  2,2 и  1,0 трлн. рублей соответственно. При  этом  с  учетом  оцениваемой  динамики  денежной  базы ожидается, что  сокращение  ЧВА  по  данному  варианту  должно составить в  2011 году 1,5 трлн. рублей, в  2012 году  – 1,1 трлн. рублей. В  2013  году  прирост ЧВА может составить 0,1 трлн.  рублей.

      С учетом предполагаемой  благоприятной  внешнеэкономической           конъюнктуры  и более значительного роста ВВП по данному варианту  можно  ожидать  более  существенного,  чем  по  второму  варианту,  увеличения остатков средств на бюджетных счетах в  Банке  России,  что  соответствует  снижению  чистого  кредита  расширенному  правительству  на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей  в  2012  году  и  на  0,8  трлн.  рублей  в   2013  году.  При  этом  согласно  прогнозу  в  2011   году   уменьшение   чистого   кредита  банкам  может  составить  около  1,0  трлн.  рублей, а  в 2012 году ожидается его незначительный  прирост  (на  0,1  трлн.  рублей). В  2013  году  требуемый  для  увеличения  денежного   предложения   прирост   ЧВА   будет  обеспечен путем повышения чистого кредита  банкам на  1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.                                         

      Параметры денежной программы не являются жестко заданными и  могут быть  уточнены при изменении  экономической   конъюнктуры       и  отклонении  фактических  значений   от   исходных   условий   формирования вариантов развития экономики. В  целях  адекватного  реагирования  на   изменение   состояния   денежно-кредитной   сферы и  учета  возможных  рисков  при  реализации денежно-кредитной  политики  Банк  России будет  использовать весь  спектр  инструментов, имеющихся в его распоряжении (Приложение 2) 

      3.3. Инструменты денежно- кредитной политики  и их использование  

      В среднесрочной перспективе одной  из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование  системы инструментов денежно-кредитной политики и  переход к  более гибкому курсообразованию.

      Действие  автономных  факторов  формирования   ликвидности   со   стороны   бюджетных  потоков  (с   учетом  предполагаемого  дефицита  бюджета),  а  также  операций на  внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает  вероятность  сохранения  избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут  востребованы  инструменты  абсорбирования ликвидности.                                    

      В  качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование  операций по размещению ОБР и депозитных                   операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться  операции  Банка  России  на  открытом  рынке  с  государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии  с законодательством.                                  

      Банк  России продолжит совершенствование  порядка  и   условий  проведения  депозитных  операций,  в  частности  путем  внедрения механизма исполнения обязательств кредитными  организациями  по  депозитным сделкам  путем  предъявления инкассовых поручений  Банка  России  (по  согласованию  с кредитными  организациями)  на  списание           денежных  средств в депозит с банковских  счетов   кредитных   организаций,   участвующих в депозитных  операциях.  Планируется            продолжить   использование   как   рыночных инструментов   изъятия   свободной   ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов  постоянного  действия  –  депозитных операций  по   фиксированным  процентным  ставкам.  Применение  последних  будет  направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций.                     

      С   учетом нормализации  ситуации  на денежном рынке Банк России продолжит  осуществлять  меры  по  сокращению  использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным      механизмам  регулирования   ликвидности.   Вместе   с   тем  в  случае  возникновения  объективной  необходимости Банк России будет иметь возможность  возобновить  использование  кредитов  без обеспечения и других, приостановленных к  настоящему  моменту  инструментов  рефинансирования.

      При  сохранении  стабильной  ситуации  на  денежном  рынке  и  отсутствии  признаков  возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут  доступны  как  рыночные  инструменты  рефинансирования,  так  и  операции  постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок  межбанковского  кредитного рынка.

      В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной  политики  Банк  России продолжит работу,  направленную   на   повышение   доступности   операций  рефинансирования  Банка  России для  кредитных  организаций,  включая  возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота.

      Банк  России продолжит использование обязательных  резервных  требований  в   качестве  инструмента  регулирования  ликвидности  банковского  сектора  и   сдерживания  инфляционных    процессов. В  зависимости  от  изменения   макроэкономической ситуации,  состояния  ресурсной  базы  российских  кредитных    организаций     Банк   России   может   принять  решение   относительно   изменения   нормативов   обязательных   резервов и их  дифференциации.  Вместе  с тем Банк  России не  исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным   организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных  резервных требований.

      Дальнейшее  развитие  процентной  политики  Банка  России  будет  направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение  коридора процентных ставок, внедрение  системы рефинансирования под единый пул обеспечения.                                          

      Принимая  решения  о  выборе  инструментов  денежно-кредитной  политики,  Банк России будет исходить как из текущих  задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов   инфляции   и  восстановление   устойчивого экономического роста, включая   формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных  организаций в пользу реального сектора экономики.

      В  2011-2013  годах Банк  России  продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных  финансовых  рынков. В частности, будет  продолжено  использование реализованного Минфином России совместно с  Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего  сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской  ликвидности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

     Видимое благополучие макроэкономических показателей  порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление  российской экономики и ее быстрый  рост. Они могут оправдаться при  осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

     Денежное  обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

     С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.

     Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

     При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года. 
 

 

      

      Список  используемой литературы: 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ.- 1994.- №32. – Ст.3301.
  3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.
  4. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ (ред.от 26.04.2007)//Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст.3814.
  5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. – 14 ноября. - №66.
  6. Сайт «Государство и право», http://www.state.rin.ru
  7. «Газета.ru», http://www.gzt.ru
  8. Сайт Центрального Банка России, http://www.cbr.ru
  9. Сайт http://www.e-vid.ru 
  10. Сайт http://www.cbr.ru
  11. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, - 640с.
  12. Белов А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 224с.
  13. Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В. Дементьев, В.А.Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008. -256с.
  14. Елисеев А.С. Современная экономика: учеб.пособие/А.С.Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 504с.
  15. Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права/ Р.Э.Товмасян //Финансовое право.- 2009.- № 2.
  16. 11.Финансовое право: учебник/отв.ред.М.В.Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 592с.
  17. 16.Экономика: учеб/под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 840с.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов