Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:55, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших инфраструктурных элементов экономической политики государства в части обеспечения устойчивого экономического роста путем привлечения долгосрочных инвестиций внутренних и внешних инвесторов.
В 2006 году развитие российского рынка ценных бумаг оценивалось как положительное: сохранялись высокие темпы роста основных ценовых индикаторов российского рынка акций; индекс ММВБ и индекс РТС выросли на 68% и 71% соответственно, достигнув на конец 2006 года максимальных значений за весь период развития российского рынка акций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РОЛИ ПОСРЕДНИКОВ
НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.
1.1. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг, проблемы деятельности коммерческих банков в роли посредников на рынке ценных бумаг в России.
1.2. Анализ зарубежного опыта по регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг.
1.3. Анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблем деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
2.1. Сущность, функции, виды и особенности брокерского обслуживания.
2.2. Финансово-организационный механизм брокерского обслуживания.
2.3. Методические рекомендации по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.
3.1. Многопрофильный коммерческий банк и особенности его брокерского обслуживания.
3.2. Анализ факторов оказывающих влияние на величину комиссионного вознаграждения по брокерскому обслуживанию клиентов банка на рынке ценных бумаг.
3.3. Основные направления совершенствования брокерского обслуживания в коммерческом банке.
Введение:

Работа состоит из  1 файл

Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Брокерское  обслуживание клиентов в коммерческом банке

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В РОЛИ ПОСРЕДНИКОВ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ.

1.1. Состояние  и перспективы развития рынка  ценных бумаг, проблемы деятельности коммерческих банков в роли посредников на рынке ценных бумаг в России.

1.2. Анализ зарубежного  опыта по регулированию деятельности  банков на рынке ценных бумаг. 

1.3. Анализ теоретических  и методических подходов к  исследованию проблем деятельности  коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.

2.1. Сущность, функции,  виды и особенности брокерского  обслуживания.

2.2. Финансово-организационный  механизм брокерского обслуживания.

2.3. Методические рекомендации по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 

ОРГАНИЗАЦИИ БРОКЕРСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.

3.1. Многопрофильный  коммерческий банк и особенности его брокерского обслуживания.

3.2. Анализ факторов  оказывающих влияние на величину  комиссионного вознаграждения по брокерскому обслуживанию клиентов банка на рынке ценных бумаг.

3.3. Основные  направления совершенствования  брокерского обслуживания в коммерческом банке.

Введение: 

Актуальность  темы исследования. Рынок ценных бумаг является одним из важнейших инфраструктурных элементов экономической политики государства в части обеспечения устойчивого экономического роста путем привлечения долгосрочных инвестиций внутренних и внешних инвесторов.

В 2006 году развитие российского рынка ценных бумаг оценивалось как положительное: сохранялись высокие темпы роста основных ценовых индикаторов российского рынка акций; индекс ММВБ и индекс РТС выросли на 68% и 71% соответственно, достигнув на конец 2006 года максимальных значений за весь период развития российского рынка акций.

Капитализация рынка акций в РТС в 2006 году по сравнению с концом 2005 года увеличилась в 2,9 раза и составила 25,4 трлн. руб. На российском биржевом рынке ценных бумаг в 2006 году значительно возросли обороты вторичных торгов. На Фондовой бирже ММВБ за аналогичный период объем торгов акциями увеличился в 3,4 раза и составил 11,1 трлн. руб., а объем торгов корпоративными облигациями - в 2 раза, что составило 1803 млрд. руб. Вследствие динамичного роста котировок акций российских эмитентов резко возросла капитализация рынка акций, которая в 2006 году составила 95% к ВВП.

На рынке государственных  облигаций коммерческие банки в 2006 г. занимали 53,3% объема рынка, на рынке валютных государственных облигаций - 10,8%, на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций -48,5%, на рынке рублевых корпоративных облигаций - 50,1%, на рынке валютных корпоративных облигаций - 9,7%, на рынке акций - 9,1 %.

Коммерческие банки по объемам сделок, заключенным на Фондовой бирже ММВБ, занимают лидирующие позиции на рынке ценных бумаг. Так, в сентябре 2007 г. объем сделок, заключенных коммерческими банками, составил 3853 млрд. руб., или 49,84% от всего объема заключенных сделок.

В настоящее  время одной из услуг, предлагаемых инвесторам коммерческими банками на рынке ценных бумаг, является брокерское обслуживание. Развитие брокерского обслуживания в коммерческих банках способствует расширению инвестиционных возможностей предприятий и населения, формирует долгосрочные инвестиционные ресурсы в экономике.

В этих условиях одним из важных факторов обеспечения  устойчивости и повышения эффективности  функционирования банковского сектора на рынке ценных бумаг является совершенствование организации брокерского обслуживания в коммерческом банке, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности  проблемы. Разработка теоретических и методических проблем, связанных с организацией брокерского обслуживания в коммерческих банках в условиях развития современной экономики России, является достаточно новой для отечественной науки.

Общие вопросы, посвященные проблемам брокерского  обслуживания в коммерческом банке, нашли свое отражение в работах Г.Н. Белоглазовой, О.И. Лаврушина, В.В. Платонова, Т.З. Пулатовой,

B.И. Колесникова, Я.М. Миркина, В.А. Галанова, Т.М. Адекенова, А.И. Басова, Т.Е. Бердникова, В.И. Букато, Ю.В Головина,

C.Б. Бацазова, С.Б. Ефимова, О.И. Качаловой, М.М. Кудинова, П.М. Панскова, А.Г. Мякишева, С.Ю. Новосадского, А.И. Сидорова, М.К. Спружевникова и других. Отдельные вопросы организации брокерского обслуживания в зарубежных коммерческих банках освещены в работах П. Роуза, Дж.Ф. Синки мл., М. Хиггинса, У. Шарпа.

Вместе с тем, не получили достаточной разработки вопросы, связанные с особенностями организации брокерского обслуживания в коммерческих банках и оценкой его эффективности с учетом специфики российского рынка ценных бумаг.

Цели  и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является разработка и научное обоснование методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию брокерского обслуживания в коммерческом банке.

Для достижения цели исследования были поставлены и  решены следующие задачи: определены перспективы развития рынка ценных бумаг и проблемы деятельности коммерческих банков в роли посредников на рынке ценных бумаг в России; обобщен зарубежный опыт по регулированию деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг; проведен анализ методических подходов к исследованию сущности и особенностей брокерского обслуживания в коммерческом банке; разработаны методические положения по формированию механизма брокерского обслуживания в коммерческом банке; обоснованы методические рекомендации по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере управления деятельностью коммерческого банка.

Объектом  исследования является брокерское обслуживание в коммерческом банке.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды зарубежных и отечественных специалистов по теории банковского менеджмента, рынка ценных бумаг, биржевого дела. Для решения поставленных в работе задач применялись диалектический метод, методы системного анализа. В процессе исследования были использованы нормативно-правовые и инструктивные материалы по проблемам регулирования деятельности коммерческих банков, информационные материалы Центрального банка РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в следующем: уточнена сущность брокерского обслуживания в коммерческом банке, определены его особенности, систематизированы принципы формирования и совершенствования механизма брокерского обслуживания, учет которых необходим при разработке методических положений по организации брокерского обслуживания; предложена классификация видов брокерского обслуживания на организованном рынке ценных бумаг; разработан алгоритм взаимодействия инвестора и коммерческого банка при осуществлении брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг; обобщены и классифицированы риски, влияющие на эффективность брокерского обслуживания в коммерческом банке, предложены методы снижения операционного риска брокерского обслуживания; обоснована система показателей оценки эффективности брокерского обслуживания, позволяющая комплексно оценивать адекватность брокерского обслуживания потребностям коммерческого банка.

Практическая  значимость. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы коммерческими банками при формировании и развитии брокерского обслуживания, при определении путей и методов повышения эффективности банковского менеджмента.

Теоретические положения диссертационной работы используются при проведении занятий  по дисциплинам «Банковский менеджмент», «Экономика и организация банковской деятельности», «Банковское дело», «Деньги. Кредит. Банки» в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования доложены и одобрены на VI, VII, VIII и IX Межвузовских конференциях аспирантов и докторантов «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт-Петербург, 2004 - 2007 гг.), VIII, IX и X научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей» в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете в 2005-2007 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во Введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его цель и задачи, предмет и объект, методологическая и информационная база, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе  диссертации — «Коммерческие банки в роли посредников на рынке ценных бумаг» - проанализированы тенденции развития рынка ценных бумаг России и роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг, обобщен зарубежный опыт регулирования деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг, проанализированы методические подходы к решению проблем функционирования коммерческих банков на рынке ценных бумаг.

Во второй главе - «Методические основы организации брокерского обслуживания в коммерческом банке» - уточнено понятие брокерского обслуживания, выявлены его особенности в коммерческом банке, систематизированы принципы организации и совершенствования брокерского обслуживания; предложено определение механизма брокерского обслуживания, обоснована его структура; разработаны методические положения по оценке эффективности брокерского обслуживания в коммерческом банке.

В третьей главе - «Рекомендации по совершенствованию организации брокерского обслуживания в коммерческом банке» — проанализирован и обобщен опыт формирования и развития брокерского обслуживания крупного многопрофильного банка, обоснованы направления повышения

9 эффективности  организации брокерского обслуживания  в коммерческом банке.

В Заключении изложены основные результаты диссертационного исследования

Заключение: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Наличие развитого  рынка ценных бумаг является одним из условий экономического развития государства, ориентированного на рыночный тип экономики. Проведенный в диссертационной работе анализ развития рынка ценных бумаг в России за период 2000-2006 гг. позволил сделать следующие выводы: по таким характеристикам как капитализация, емкость рынка российский рынок ценных бумаг развивался очень динамично и по соотношению капитализации к ВВП опередил многие страны с развивающимися экономиками и достиг уровня развитых стран; существенно повысилась роль институтов финансового посредничества на рынке ценных бумаг; наблюдается тенденция к универсализации деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; одно из ведущих мест на российском рынке ценных бумаг занимают коммерческие банки; основными причинами интереса коммерческих банков к операциям с ценными бумагами являются сокращение процентной маржи при проведении депозитных и кредитных операций, конкуренция на рынке традиционных банковских услуг, появление платежеспособного спроса со стороны банковских клиентов.

Проведенный в  диссертационной работе анализ регулирования  деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг за рубежом  показал, что: в зарубежной практике существуют две основные концепции  рынка ценных бумаг: американская и  немецкая. В немецкой концепции основными участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие банки; в американской концепции рынка ценных бумаг коммерческие банки были практически отстранены от операций с ценными бумагами.

При этом в последние  годы наблюдается тенденция к компромиссу между этими двумя концепциями; в зарубежном законодательстве, регулирующем деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг, большое внимание уделено установлению и сохранению честных и равноправных принципов торговли, определению понятия инсайдеров, инсайдерской информации, ответственности за использование инсайдерской информации;" наблюдается тенденция к ослаблению административных ограничений и контроля за деятельностью банков: центр тяжести переносится на регулирование доступа к рынкам, регулирование движения информационных потоков. Кроме того, появляются требования к внутренним системам управления.

Проведенный в  процессе диссертационного исследования анализ теоретических и методических подходов к исследованию проблем брокерского обслуживания позволил сделать вывод о том, что в современной российской научной, учебной и методической литературе в целом отражены вопросы осуществления брокерской деятельности в системе профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом вопросы брокерского обслуживания в коммерческом банке не нашли достаточного отражения. Так, требуют уточнения: определение специфики брокерского обслуживания в коммерческом банке, вопросы идентификации рисков брокерского обслуживания, комплексного управления брокерским обслуживанием, методы оценки эффективности брокерского обслуживания.

Информация о работе Брокерское обслуживание клиентов в коммерческом банке