Безналичные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции.
Развитие рыночных Отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов в том числе принципов их организации.

Содержание

Введение
1.Безналичные расчеты
1.1 Основы организации безналичных расчетов.
2. Формы безналичных расчетов.
2.1 Расчеты платёжными поручениями.
2.2 Расчеты чеками.
2.3 Расчеты аккредитивами.
2.4 Расчеты платежными требованиями-поручениями.
2.5 Расчеты платежными требованиями.
2.6 Вексельная форма расчетов.
2.7 Факторинг.
3. Расчеты пластиковыми карточками.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

безналичные денежные расчеты.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

 

2.4.  Расчеты платежными требованиями-поручениями.

 

В этой современной форме расчетов поставщик предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ.

Платежные требования-поручения выписываются на блан­ках установленной формы и вместе с документами об отгрузке и счетами направляются в банк покупателя. Банк передает до­кументы плательщику, который ставит на требовании-поручении свою печать на всех экземплярах и передает их в банк. Банк, получив эти по существу акцептованные докумен­ты, списывает средства со счета плательщика. После заверше­ния операции документы помещаются для хранения в "документы дня". Второй экземпляр документов направляется банку, обслуживающему поставщика.

Срок представления плательщиком в банк полученных от поставщика требований определяется сторонами в договоре. Если возникает необходимость перевести деньги телеграфом, то на всех экземплярах требования-поручения делается специ­альная отметка: "платеж перевести телеграфом". Разумеется, платежное требование-поручение исполняется банком пла­тельщика лишь при наличии у него на счете денег. Если пла­тельщик отказывается полностью или частично от оплаты, то спор решается непосредственно сторонами в порядке и в сро­ки, определенные договором. В договоре может быть преду­смотрена ответственность за несвоевременное представление в банк для оплаты документов и поручений. Расчеты по требова­ниям-поручениям по существу приближаются к расчетам, кото­рые обеспечивают обязательный платеж при наличии денег на счете покупателя.

ПЛАТЕЖНОЕ    ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

ИНКАССО — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от Других предприятий и организаций на основе расчетныx, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцента. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней.

Положение о безналичных расчетах в Российской федерации, введенное в действие в 1992 г.. предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цепа; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие па оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права па заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка:

2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика:

3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.

 

 

 

2.5.  Расчеты платежными требованиями.

 

Платежные требо­вания широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Платежное требование содержит все необходимые реквизи­ты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки и т.д. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему уч­реждению банка взыскать платеж. Следовательно, составлен­ные документы поставщик передает в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкас­со. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обяза­тельство вовремя переслать их в учреждение банка, обслужи­вающее покупателя, взыскать там с него средства и перечис­лить на расчетный счет поставщика.

После проверки сдаваемые на инкассо документы направ­ляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. По­ступающие деньги банк покупателя зачисляет на счет банка по­ставщика.

Учреждение банка, обслуживающее покупателя, получив присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, .который, ознакомившись с документами, дает согласие на платеж или отказывается от их акцепта.

• Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент конт­роля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия дого­вора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т.д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согла­сия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета — это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.

При положительном акцепте требуется письменное согласие на оплату документов (такая форма акцепта сейчас почти не применяется). Отрицательный акцепт имеет довольно широкое распространение и применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и уч­реждениями. При данной форме акцепта покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ считается акцепто­ванным и обязателен к платежу.

При предварительном акцепте платеж совершается после получения согласия; при последующем акцепте сначала производится платеж, после чего покупатель, в случае недобро­совестности поставщика, может предъявить контрпретензию по возврату списанных с его счета сумм. Срок для последующего отказа от акцепта — три дня с момента получения банком пла­тежного требования. Он может быть продлен, если это предус­мотрено в хозяйственном договоре. В настоящее время приме­няется только предварительный акцепт.

Полный отказ от акцепта возможен в случае, если то­вар не соответствует условиям договора; недоброкачественный;

нестандартный; не заказан; переадресован в пути другому по­купателю.

При частичном отказе акцептуется часть суммы счета. Это практикуется, если цены завышены против договор­ных; наряду с заказанными отгружены незаказанные, товары;

допущены арифметические ошибки и т.п.

   Получив согласие на оплату (а при последующей форме ак­цепта сразу после получения документов), учреждение банка оплачивает документы и перечисляет средства в банк, где ве­дется расчетный счет поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета покупателя, а денег там не оказалось, и если предприятие не имеет права на кре­дит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотека № 2 ). Об этом сообщается поставщику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскиваются пени в претензионном по­рядке в размере, предусмотренном в договоре.

Расчеты платежными требованиями могут применяться, ес­ли они предусмотрены в договорах между поставщиками, поку­пателями и их банками, за отгруженные материальные ценно­сти, выполненные работы, оказанные услуги и по другим пре­тензиям, счета по которым не оплачены плательщиками. Под договором между хозяйствующим органом и банком подразуме­вается договор банковского счета, который должен быть заклю­чен при его открытии. Банки не вправе отказывать в приеме к исполнению платежных требований, даже если эта форма рас­четов не предусмотрена в договоре банковского счета.

В течение срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При отсутствии средств у плательщиков акцеп­тованные платежные документы помещаются в картотеку № 2, и их оплата производится по мере поступления средств в уста­новленной очередности.

При равномерных, постоянных поставках товаров и оказа­нии услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового пла­тежа устанавливается сторонами исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж пред­ставляется платежное поручение.

• В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения. Инкассо — это поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно используются при прину­дительном взыскании средств. Взыскатели представляют в банк инкассовое, поручение со ссылкой на дату и номер исполнитель­ного или приравненного к нему документа.

Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда или исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих подлинных исполнительных документах или их дубликатах. В исполнительных доку­ментах должны содержаться: полное и точное наименование изыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы; с ка­кого счета плательщика сумма подлежит списанию.

Инкассовые поручения с приложением исполнительных до­кументов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка, обслуживающему взыскателя.

При взыскании по исполнительным документам в пользу отдельных граждан учреждение банка, в котором находится счет плательщика, принимает исполнительные документы толь­ко через судебного исполнителя, состоящего при суде, в районе деятельности которого находится данное учреждение банка.

Очередность платежей. Для нормализации платежного обо­рота, сокращения неплатежей с 1994 г. предусмотрен ряд до­полнительных мер по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве. Установлен временный порядок использования средств, поступающих на счета предприятий и организаций в банках, т.е. введена новая очередность платежей со счетов клиентов банка — юридичес­ких лиц. Прежде всего предприятия имеют право использовать остаток денег на своих счетах на неотложные нужды в разме­рах, не превышающих 5% среднедневных поступлений за предшествующий квартал. В числе суммы на неотложные нуж­ды может быть и выплата заработной платы в размере до пяти­кратной минимальной месячной оплаты труда с учетом факти­ческой среднесписочной численности работников в пределах заработанных средств.

По ходатайству клиента, когда деньги на расчетный счет поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе остав­лять на неотложные нужды средства иа весь период сразу.

При полном отсутствии поступлений в течение какого-либо периода клиент имеет право использовать неполученные сред­ства на неотложные нужны в следующем периоде. В то же вре­мя по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для ис­пользования в последующем. Если заявления не поступило, то деньги направляются на оплату документов из картотеки № 2.

   В первоочередном порядке производятся платежи в бюдже­та всех уровней, а также в Пенсионный и другие целевые вне­бюджетные фонды. Остальные платежи совершаются в порядке наступления сроков платежей, т.е. в календарной очередности поступления в банк платежных документов. Деньги, выделяе­мые из бюджетов, перечисляются на отдельные бюджетные (текущие) счета юридических лиц, с которых они расходуются строго по целевому назначению.

Информация о работе Безналичные расчеты