Банковский надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы - финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности. Банковский надзор направлен на обеспечение устойчивости банковской системы и представляет собой определенные формы воздействия на кредитные организации, гарантируя реализацию финансово-правовых норм в части регулирования банковской деятельности и создавая тем самым предпосылки для становления развитой банковской системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Органы банковского надзора. Их функции иполномочия…….............4

2.Организация и виды надзора……………………………………………7

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору………………….......................................................19

Заключение…………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………...25

Практическая часть……………………………………………………….26

Приложения……………………………………..………………………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.docx

— 72.64 Кб (Скачать документ)

- от 5 млн.  евро и выше – 10%;  

- менее  5 млн. евро – 11% (с 1.01.2001).  

В дополнение к нормативу Н-1 используется оценочный  норматив мгновенной ликвидности (Н2). Он определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение Н2 - 20%. Норматив ориентирует на то, чтобы постоянно поддерживать минимальную готовность вернуть деньги, т. е. выполнить свои обязательства перед клиентом. Дело в том, что деньги клиентов, числящиеся на их расчетных и текущих счетах, а также внесенные во вклады или в виде депозитов как правило, использованы банком для активных операций.  

Норматив  текущей ликвидности (НЗ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение Н3 - 70%. Соблюдение норматива обеспечивает возможность выполнить свои обязательства, если деньги для этого потребуются в течение ближайшего периода, т.е. в сроки от одного-двух дней до одного месяца. В состав этих обязательств включаются не только обязательства, числящиеся на его балансе, но и гарантийные обязательства, выданные другим банком. Обязательства банки могут выдавать с таким расчетом, чтобы их сумма была в пределах суммы банковского капитала.  

Норматив  долгосрочной ликвидности (Н4) показывает степень загрузки источников, за счет которых выданы кредиты и определяется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Максимально допустимое значение Н4 - 120%.  

Норматив  общей ликвидности (Н5) ориентирует банк на формирование своих активов так, чтобы доля ликвидных активов в общей сумме активов поддерживалась на должном уровне, а именно была не ниже 20%.  

Норматив  Н6 ранее предусматривал, что риск на одного заемщика не может, как правило, превышать определенный процент от собственных средств банка. Он не может превышать 25% капитала банка. Если этот лимит превышен, то риск считается крупным.  

До 1995 г. максимальный размер крупного риска был равен размеру капитала банка. Начиная с 1995 г., крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (норматив Н7) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств банка. Он не может превышать 800%.  

Банк  России ведет реестр крупных кредитных  рисков. Однако обратной информации для  коммерческих банков он не дает, что  является большим недостатком при  контроле за риском. Каждая выдача крупного кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или кредитного комитета банка.  

Банк  в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться  на относительно небольшую группу предприятий  и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой  риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство  банка.  

Аналогично  нормативу Н6 рассчитывается норматив Н9, только в отношении тех акционеров, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% от его зарегистрированной величины (максимально допустимое значение - 20%), а также норматив Н9.1 в отношении совокупной величины крупных кредитных рисков по всем акционерам банка (максимально допустимое значение - 50%).  

Выше  рассмотрены крупные риски, когда  банк выступает в качестве кредитоpa. Но банк также может являться заемщиком, когда кредитором выступают другие лица.  

Изъятие их вкладов также может оказать  существенное влияние на ликвидность  коммерческого банка, поэтому Банк России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (норматив Н8). Он устанавливается как  процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между  собой кредиторов (вкладчиков) и  собственных средств банка. Максимально  допустимое значение Н8 - 25%.  

В отношении  инсайдеров банка рассчитывается норматив Н10 – максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Он определяется путем деления совокупной суммы требований банка в отношении инсайдера, взвешенной с учетом риска, на капитал банка. Совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу, не может превышать 3% собственных средств банка. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан (норматив Н11) определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение Н11 - 100%, т. е. Объем привлеченных средств не должен превышать капитал банка. Важное значение, которое придается данному нормативу, объясняется кризисом банковской системы в 98 году, в результате которого население потеряло не только свои сбережения, но и доверие к банкам.  

Аналогично  находится норматив Н11.1, который определяет максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами. Значение норматива не должно превышать 400%.  

Норматив  Н12 определяет использование капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Максимально допустимое значение Н12 - 25%. При этом банк вправе инвестировать на приобретение акций одного юридического лица не более 5% собственных средств.  

Норматив  Н13 характеризует степень риска собственных вексельных обязательств банка и рассчитывается как отношение суммы выпущенных банками векселей и банковских акцептов к капиталу. Максимально допустимое значение устанавливается в размере 100%.  

Норматив  ликвидности по операциям с драгоценными металлами Н14 рассчитывается путем деления суммы высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме на сумму обязательств в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение Н14 - 10%.  

Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные  управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью  банка.  

В случае неоднократных нарушений применяются  санкции. Ко всем банкам, допустившим  неоднократные нарушения экономических  нормативов, Главными управлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов.  
 
 
 
 

3.Политика и решения Базельского комитета по международному банковскому надзору.

Базельский комитет  четко определил правила и  нормы контроля в целях выявления  проблемности на возможно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала;

Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные организации (банки) должны будут иметь собственные  средства (капитал), определяемые как  сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в рублевом эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего существования, но с этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом.

Таким банкам будет  запрещено открывать филиалы  и создавать дочерние организации  за рубежом, а также осуществлять операции с драгоценными металлами  и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме, превышающем 25% от величины уставного  капитала последних.

Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского  комитета по банковскому надзору. Многие из этих положений в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка России и в российском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.

Базельский  комитет выработал 25 основных принципов  надзора, затрагивающих все этапы "жизненного цикла" банков и всю  систему взаимоотношений между  ними и надзорными органами. Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно определены одна или несколько организаций, например, Центральный банк и

(или)  специализированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работающие  под эгидой и в тесном контакте  с Центральным банком и (или)  Министерством финансов. Эти организации  должны иметь, с одной стороны,  четко определенные функции, с  другой стороны, конкретные полномочия.

Законодатель  обязан создать правовое поле, в  рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицензировании банковских учреждений и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии ликвидации, а также дать критерии оценки надежности и устойчивости банков. Нормативным подкреплением обеспечиваются и санационные процедуры.

Одним из базельских принципов является необходимость  лицензирования банковской деятельности. Подход к выдаче разрешения должен быть жесткий.

Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банковского  надзора внимательно анализируют  минимальные размеры уставного  капитала и структуру собственности  банка; состав и персоналии директоров и высших менеджеров; оперативный  финансовый план; организацию внутреннего  управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

Базельский  комитет считает, что органы надзора  должны поддерживать высокие этические  стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренное или непреднамеренное использование банка криминальными  структурами.

Особое  внимание уделяется нейтрализации  рисков, связанных с качеством  управления банками.

 Так,  органы надзора должны:

"удостовериться  в том, что банки обладают  системами информирования руководства,  которые позволяют последнему  выявить концентрацию рисков  в рамках портфеля активов" (п. 9);

"убедиться  в том, что контролируемый банк  обладает четкой системой управления  при допущении риска (включающей  соответствующее наблюдение за  правлением и высшим управлением)" (п. 13);

"выявить  у банков наличие внутренней  системы контроля, которая соответствовала  бы типу и масштабу их деятельности" (п. 14).

Такая система, в частности, предусматривает  четкое разделение функций по приему банковских обязательств, расходованию средств, ведению учета активов  и пассивов, защите активов, строгий  внутренний аудит и пр. 

Заключение: 

В процессе взаимоотношений с коммерческими  банками ЦБ РФ стремится к поддержанию  стабильности функционирования всей банковской системы и защите интересов ее кредиторов, а также клиентов. Он не вмешивается в оперативную  деятельность коммерческих банков.

Банковский  надзор является наиболее существенным элементом из всех надзорных функций, выполняемых Банком России. Центральной задачей органа надзора является определение вероятности возникновения проблем в работе банка в будущем.

Объекты банковского  надзора — это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном  ими порядке должна контролироваться Банком России. Правильное определение  объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка  России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы  Банка России на указанный надзор.

Начальной стадией полномочий Банка России в области банковского надзора  считается осуществление функций  по регистрации и лицензированию деятельности коммерческих банков. Целью  этих процедур является минимизация  риска появления на рынке банковских услуг «нехороших» банков.

Сосредоточение  функций по надзору за деятельностью  кредитных организаций, регулированию  и контролю за функционированием  ряда сегментов финансового рынка  обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных  функций создает условия для  системного подхода к достижению поставленных целей и решению  возникающих проблем. Дезинтеграция  функций Банка России неминуемо  привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Информация о работе Банковский надзор в Российской Федерации