Банковские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание

Банки работают в области управляемого риска. Поэтому очень важно уметь прогнозировать и управлять банковскими рисками, вовремя оценивать риски на финансовом рынке. Необходима методика анализа и прогноза банковских рисков с тем, чтобы фактор неопределённости будущего, как источника повышенного риска на финансовом рынке, был источником получения высоких доходов.

Содержание

Введение 3
1. Банковские риски и их классификация 5
1.1 Понятие банковского риска и механизм его исследования 5
1.2 Классификация банковских рисков 11
2. Оценка и управление банковскими рисками РФ 20
2.1 Основные этапы и методы управления банковскими рисками 20
2.2.Проблемы управления рисками 24
3. Система контроля за банковскими рисками 26
3.1. Методика Базельского комитета 26
3.2 Банковский аудит и банковский надзор в РФ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

     Система отслеживания рисков включает способы  выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга  риска.

     Механизм  защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска  и методов его минимизации. При  этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических  показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям  банка.

     Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая  система предполагает выделение  следующих элементов управления:

     • субъекты управления;

     • идентификация риска;

     • оценка степени риска;

     • мониторинг риска.

     Все элементы этого описания системы  управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала  банка.

 

3. Система контроля за банковскими  рисками

3.1. Методика Базельского комитета

     Базель II - так именуется новое международное соглашение об оценке достаточности капитала («The International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework»). Данное соглашение было утверждено Базельским комитетом по банковскому надзору, одобрено руководителями центральных банков и главами органов надзора стран «большой десятки» (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония) и опубликовано в июне 2004 г.

     Базель  II нацелен на развитие системы управления банковскими рисками и системы надзора за банками, он представляет собой существенный элемент реализации основополагающих принципов эффективного банковского надзора. При этом и сам документ, и подходы к его реализации основаны на принципе «один размер не может устроить всех» (one size does not fit all). Таким образом, соглашение позволяет органам банковского надзора выбрать такой метод оценки рисков, возникающих в банковской деятельности, который бы наиболее полно соответствовал текущему уровню развития банковской системы и характеристикам рынков, на которых работают банки. Указанные возможности Базеля II позволяют учесть разнообразие экономических и правовых условий стран, заинтересованных во внедрении идей этого соглашения. Базель II также ориентирует страны на то, чтобы они требовали от банков поддержания капитала на уровне, адекватном банковским рискам.

     Базель  II состоит из трех взаимосвязанных компонентов, в основном содержащих так называемые экономические нормы. В частности, определены детали применения минимальных требований к достаточности капитала банковских организаций и, как считается, более адекватно (по сравнению с Базелем I) отражены характер и специфика рисков, принимаемых банками (первый компонент). Базель II усиливает эти требования, устанавливая для банков правила оценки достаточности собственного капитала и определяя для органов банковского регулирования принципы осуществления надзора за правильностью подобных оценок в целях поддержания достаточного капитала для покрытия рисков, принимаемых банками (второй компонент). Кроме того, Базель II ориентирует страны и кредитные институты на укрепление рыночной дисциплины путем усиления транспарентности финансовой отчетности банков (третий компонент).

     Основные  нововведения

     По  сравнению с Базель I, нововведения сводятся к следующему:

  • создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;
  • более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков;
  • новые требования к капиталу под операционный риск;
  • расширение роли органов надзора;
  • всестороннее раскрытие информации и методологии банками.
 

     Основные  проблемы реализации Базеля II в России

     Реализация  требований Базельского соглашения происходит во всех странах поэтапно. Даже в странах «большой десятки» лишь очень небольшое число крупнейших банков сегодня в состоянии воспользоваться  усовершенствованными методиками расчета  требований к капиталу на основе внутренних рейтингов - лишь 74 банка из 365 исследованных  согласно третьему обзору количественного  влияния. Это связано с существенными  затратами на разработку и внедрение  информационно-аналитических систем: по экспертным оценкам от 0,3 до 1% активов  кредитной организации.

     Базельский  комитет рекомендует странам, не входящим в десятку, начинать с применения второй и третьей компонент стандарта (третья и четвертая части), а потом  по мере возможности совершенствовать системы оценки рисков, приступать к первой компоненте. По-видимому, этот путь избрал Банк России. Как указано  в официальном пресс-релизе.  Департамента внешних и общественных связей Банка  России, Базель II предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора.

     Несмотря  на то, что основное содержание Базеля II составляют экономические нормы, существует ряд правовых проблем, связанных с имплементацией данного соглашения в России:

  • во-первых, сложности вызывает сам механизм имплементации исходя из статуса Базеля II;
  • во-вторых, Базель II ориентирован на применение механизмов так называемого риск-ориентированного надзора, основным компонентом которого является возможность вынесения надзорного решения на основе профессионального суждения надзорного органа. Применение профессионального суждения в качестве основы для надзорных решений само по себе является правовой проблемой;
  • в-третьих, ориентирование банков на поддержание необходимого, адекватного принимаемым рискам уровня капитала и соответствующую экономической позиции банка систему управления требует применения адекватных мер принуждения со стороны органа банковского надзора;
  • в-четвертых, определенной правовой проблемой в силу применения принципов Базеля II может быть надзор за международными кредитными институтами, т.е. банками, которые осуществляют свою деятельность, как через филиалы, так и через дочерние банки на территории стран, отличных от страны регистрации.

     Как уже говорилось выше, Базель II не является международным договором, страны не обязаны непосредственно применять это соглашение в качестве правового акта национальной правовой системы. Поэтому для его имплементации необходима работа, направленная на изменение норм действующих законов, нормативных актов Банка России и подходов, свойственных практике банковского надзора.

     Вопросы изменения законодательства были отражены в Стратегии развития банковского  сектора на период 2006-2008 гг., которая  была одобрена Правительством РФ и  Банком России. Однако значительная часть  законопроектов, предусмотренных Стратегией, так и не была представлена в Государственную  Думу, статус закона получило и вовсе  незначительное их количество.

     Не  в последнюю очередь реализация Базеля II зависит от изменения нормативных актов Банка России, прежде всего регулирующих риски, которые может принимать на себя кредитная организация. Эти нормативные акты находятся в сфере применения так называемых обязательных нормативов (ст. 62 Закона о Банке России).

     Вместе  с тем Закон о Банке России не только содержит список указанных  нормативов и предельные значения каждого  норматива, входящего в перечень, но и нормативно закрепляет содержание данных обязательных нормативов. Некоторые  из формул обязательных нормативов (например, регулирующих величину кредитного риска  на одного заемщика или группу связанных  заемщиков, нормативы ликвидности  и др.) в настоящее время уже  не совпадают с теми подходами, которые  определяются «наилучшей надзорной  практикой», в том числе актами Базельского комитета. Вопросы о  возможности расширения перечня  компонентов, которые могут быть включены в расчет того или иного  норматива, о корректировке методики расчета нормативов были предметом  судебного исследования ВАС РФ. Президиум  ВАС РФ, отменив ранее вынесенные судебные акты, указал, что Банк России в соответствии со ст. 62 Закона о  Банке России (п. 7) вправе ограничивать любые финансовые риски.

     Банк  России в настоящее время оценивает  качество управления банков, участвующих  в системе страхования вкладов  или претендующих на вступление в нее. Если качество управления будет признано не отвечающим установленным стандартам, банк - участник ССВ может быть признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к участникам системы страхования вкладов, и быть лишен права на работу с вкладами (ст. 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

     Закон о Банке России предполагает две  меры принуждения, направленные на повышение  качества управления кредитной организацией.

     Во-первых, Банк России вправе направить требование о замене руководителей кредитной  организации (п. 2 ч. 2 ст. 74 и ст. 60 Закона о Банке России).

     Во-вторых, Банк России может предложить учредителям (участникам) кредитной организации  предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации  до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов (п. 7 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России). Впрочем, данная мера вряд ли может быть оценена  как мера принуждения, так как  имеет более «мягкий» характер - Банк России не требует, а лишь предлагает.

     В контексте задачи приближения российской системы банковского надзора  к стандартам Базеля II желательно, чтобы меры, направленные на совершенствование системы управления кредитными институтами, предусматривали возможность применения к единоличным исполнительным органам, их заместителям, а также к иным виновным лицам следующих видов наказаний:

     а) уголовных (в частности, в случае представления и публикации существенно  недостоверной отчетности (отчетных данных), так как представление, и  тем более публикация существенно  недостоверной отчетности вводит в  заблуждение орган банковского  надзора и публику относительно финансового положения кредитного института);

     б) административных (в частности, при  нарушении иных требований банковского  законодательства, включая требования нормативных актов Банка России).

     Кроме того, возможно предоставление органу банковского надзора права временно ограничивать сумму выплат вознаграждений руководителям кредитной организации (включая заработную плату и различные  бонусы).

     Наконец, применение надзорных решений на основании профессионального суждения должно быть предметом постоянного  контроля со стороны высшего надзорного органа Банка России - Комитета банковского  надзора Банка России.

     Таким образом, правовые препятствия, которые  могли бы помешать Банку России внедрять методики расчета рисков, предлагаемые надзорным органам Базелем II, отсутствуют. Однако чтобы не порождать правовых коллизий в будущем, желательно изменить сами формулы Закона о Банке России, чтобы его нормы содержали более абстрактное описание того или иного обязательного норматива. 

 

3.2 Банковский аудит и банковский  надзор в РФ

Информация о работе Банковские риски