Банковская система рк: становление и развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Роль банковской системы в рыночной экономике. ………… стр. 4
1.1 Банковская система Республике Казахстан. ……………………… стр. 4
1.2 Особенности банковской системы Казахстана. ……………………стр. 7
1.3 Структура банковской системы в Республике Казахстан. ………..стр. 11
Глава 2. Анализ становления и развития банковской системы Республики Казахстан на современном этапе. ……………………………………… стр. 14
2.1 Современное состояние банковской системы Республики
Казахстан ………………………………………………………………… стр. 14
2.2 Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками. ……………………………………………… стр. 16
2.3 Оценка деятельности банков второго уровня в РК за 2008, 2009,
2010 годы. …………………………………………………………….… стр. 18
Глава 3 Проблемы развития банковской системы Республики Казахстан
под воздействием последствий мирового финансового кризиса . …… стр. 22
3.1 Проблемы развития банковской системы РК ………………..…. стр. 22
Заключение ………………………………………………………………. стр. 26
Список использованной литературы ………………………………..… стр. 29
Приложение ………………………………………………………….….. стр. 31

Работа состоит из  1 файл

Банковская система Республики Казахстан становление и развитие на современном этапе.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

Потеря прежних источников фондирования сказалась на невозможности реализации своей функции финансового посредничества со стороны банков, что потребовало вмешательства государства с целью обеспечения стабильного функционирования экономики страны.

В заключении данного обзора по вопросам деятельности АФН РК стоит отметит, что направленные в рамках государственных антикризисных мер средства явились недостаточными для удовлетворения спроса на кредитные ресурсы со стороны экономических агентов, и отрицательные показатели экономического роста являются закономерным последствием данного процесса.

Но, несмотря на негативные тенденции в экономике и банковской системе (дефолт 3 банков) доверие населения к банковскому сектору не было потеряно. При этом Агентство приняло ряд мер в прелее 2010 года, касающихся приостановления лицензии у некоторых банков второго уровня.

Наиболее часто в отчетах Агентства упоминался БТА банк. Привлеченные вклады клиентов без учета вкладов дочерних организаций специального назначения за 2009 год выросли на 30,8%, составив на 01.01.2010 года в абсолютном выражении 6 003,8 млрд. тенге, что обеспечено во многом размещением в банках АО «ФНБ «Самрук-Казына» обусловленных депозитов в рамках антикризисной программы и ростом вкладов физических лиц на 29,1%.

В целом, по данным АФН РК итоги развития банковской системы за 2009 год свидетельствуют об эффективности и своевременности мер, принятых в рамках стабилизации и нивелирования рисков казахстанских банков. В частности, благодаря совместной Программе Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства по стабилизации экономике и финансового сектора путем предоставления банкам дополнительной ликвидности и формирования адекватного уровня капитала обеспечена стабильность банковского сектора

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

В настоящее время в Казахстане развита система рыночных отношений и банк занимает в ней одну из главных ролей.

Коммерческий банк является организацией, выступающей как денежно-кредитный институт, соответственно структура аппарата его управления подчиняется специфическим принципам. Главной целью банка как любого другого предприятия является получение прибыли. Это означает, что в банке есть структуры, зарабатывающие деньги, согласно принципу соответствия поставленных целей. Среди принципов организации банк можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два уровня власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и решающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.

Ко второму уровню относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ.

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов. Группируя основные операции коммерческих банков, можно сформулировать выполняемые ими основные функции на:

                          Аккумуляция и мобилизация денежного капитала;

                          Посредничество в кредите;

                          Проведение расчетов и платежей в хозяйстве;

                          Создание платежных средств;

                          Организация выпуска и размещения ценных бумаг;

                          Консультационное обслуживание клиентов.

В Казахстане собственная банковская система появилась после принятия в январе 1991г. Закона " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-коммерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.

Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.

Сам процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:

На первом этапе (1988-1991гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки.

На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года. Согласно, данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003 -2006 годы.

Главная цель Концепции - определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.

В настоящее время на основании исследования деятельности ведущих казахстанских банков было выявлено, что произошло расширение предложения банковских услуг клиентам за счет следующих инновационных банковских услуг, появившихся в период с 2000 года по 2003 год. Это было обусловлено стремлением банков усовершенствовать банковское обслуживание, удовлетворив возросшие потребности клиентов в качественных банковских услугах соответствующих мировым стандартам. Исследование показало, что введением банковских инноваций в сфере банковских услуг активно занимаются такие банки, как Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем, Народный Банк, АТФ Банк, Банк Центркредит, Нурбанк, Банк Каспийский, Альянс Банк и другие казахстанские банки.

Так, в отечественных коммерческих банках стали внедряться и развиваться услуги электронных денежных переводов по Казахстану и СНГ.

Ведущие банки в стране внедряют микропроцессорные карточки, так как считают, что за ними стоит будущее. Но, распространение чиповых карточек сопряжено с рядом проблем. Отсутствие соответствующей инфраструктуры по широкому использованию чиповых карточек для считывания информации с чипа затрудняет их распространение, и не позволяет существенно расширить спектр услуг содержащихся на них. Другая проблема – высокая себестоимость.

Огромное значение для развития банков имеет внедрение инновационных банковских услуг, таких как телебанкинг, call-центры, Интернет-банкинг, Homebanking. Они создают новый электронный уровень банковского обслуживания клиентов, предлагая ряд выгод, например, возможность снижения затрат.

Одной из важных проблем современности является обеспечение долгосрочными инвестициями предприятий реального сектора экономики. Принятие Программы инновационно-индустриального развития страны до 2015 года усилило актуальность решения данного вопроса. В связи с этим в практике казахстанских банков новым методом финансирование инвестиционных проектов в казахстанских банках стало проектное кредитование. Один из разделов Концепции развития финансового рынка Казахстана, рассмотренной на III конгрессе финансистов, посвящен развитию производных финансовых инструментов, в частности, рынка форвардов и фьючерсов в РК.

Другими новыми видами услуг, способствующими финансированию внешнеторговых сделок клиентов, является факторинг и форфейтинг.

Одной из важных сфер экономики является развитие рынка ценных бумаг. Способствуя развитию инвестиционной деятельности субъектов экономики, коммерческие банки используют новую банковскую услугу андеррайтинг.

Не смотря на это в настоящее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, которая в свою очередь стимулирует поиск банками новых сфер деятельности, увеличение числа предлагаемых клиентам услуг и повышение качества обслуживания.

Развитие тенденции расширения функций коммерческих банков в современных условиях продолжается. Для укрепления своих позиций на рынке они активнее осуществляют не характерные для банков операции, внедряясь в нетрадиционные для них сферы финансового предпринимательства. Тем самым повышается роль банков в функционировании экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики". Астана 2011 г.

2.      "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. N 2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007)

3.      Указ Президента, имеющий силу закона, от 31 августа 1995 г. N 2444 "О банках и банковской деятельности" (с изм. от 2 марта 2001г. №162)

4.      Жукова Е.Ф., Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 1997г.

5.      Конакбаев А.Г.Банковское дело. Учебное пособие. – Караганда, 2007

6.      Колесников В. И., Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2000г.

7.      Калиева Г.Т., Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости:  – Алматы: 2008 г

8.      Лаврушин О.Н., Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2000г.

9.      Лаврушина О.И., “Деньги, кредит, банки”. Издание второе, Москва 2000г.

10. Ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой «Финансы и кредит» 2007

11. Челноков В.А. «Банки и банковские операции» Москва 1998 г.

12. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования (2-е изд). Управленческая методическая разработка. - "БДЦ-пресс", 2008 г

  1. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
  2. Сенчагов В.К., Архипов А.И., Финансы, денежное обращение и кредит/учебник/, “Проспект”, М, 2008 г.
  3. Суханов Е.А. Правовое регулирование банковской деятельности.М., 2008 г. - 370 с.
  4. Тедеева А.А., Парыгина В.А. Деньги, кредит, банки, М., 2008 г. - 341 с.
  5. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для ВУЗов / Под редакцией проф. Л.А. Дробзиной. – М.: Юнити, 2009 г. – 430 с.

18. Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2006

19. Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая.  2008г.

20. Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)"  ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2006)

21. ru.government.kz

22. grossbuh.kz

23. www.buhgalter.kz

24. Кazakhstan.news-city.info

25. www.Zakon.kz

26. Wikipedia.org

27. www.Google.ru

28. www.afn.kz

29. www.kazeu.kz

30. www.nationalbank.кz

31. www.2010ekonomiks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Количество банков второго уровня в Республике Казахстан 2010-2011 г.

 

№ п/п

1. 11. 2010 год

1.03. 2011 год

1.        

Казкоммерцбанк

АО "КАЗКОММЕРЦБАНК"             

2.        

Народный сберегательный банк Казахстана

АО "БТА Банк"

3.        

БТА Банк

АО "Народный Банк Казахстана"             

4.        

Банк ЦентрКредит

АО "АТФБанк"

5.        

АТФБанк

АО "Банк ЦентрКредит"             

6.        

Альянс Банк

АО "Альянс Банк"             

7.        

Евразийский банк

АО "KASPI BANK"             

8.        

Нурбанк

АО "Евразийский Банк"

9.        

Kaspi bank

АО "ТЕМIРБАНК"             

10.    

ДБ АО «Сбербанк»

АО "Нурбанк"             

11.    

Ситибанк Казахстан

ДБ АО "Сбербанк"

12.    

Цеснабанк

АО "Цеснабанк"

13.    

Темирбанк

ДБ АО "HSBC БАНК КАЗАХСТАН"

14.    

RBS (Kazakhstan)

АО "Жилстройсбербанк Казахстана"

15.    

HSBC Банк Казахстан

АО "ЭКСИМБАНК КАЗАХСТАН"

16.    

Жилстройсбербанк Казахстана

АО "Казинвестбанк"             

17.    

Казинвестбанк

АО "Delta Bank"             

18.    

Эксимбанк Казахстан

АО "Ситибанк Казахстан"             

19.    

Альфа-банк

АО "ДБ "АЛЬФА-БАНК"             

20.    

Банк Китая в Казахстане

АО "Хоум Кредит Банк"             

21.    

Delta Bank

АО "Банк "Астана-финанс"             

22.    

Банк Астана-Финанс

АО ДБ "RBS (Kazakhstan)"

23.    

ТПБ Китая Данабанк

ДО АО Банк ВТБ (Казахстан)

24.    

Метрокомбанк

АО "МЕТРОКОМБАНК"

25.    

Хоум Кредит Банк

АО "Банк Kassa Nova"

26.    

БанкПозитив Казахстан

АО "AsiaCredit Bank (АзияКредит Банк)"

27.    

КЗИ Банк

АО "ДБ "КЗИ БАНК"             

28.    

AsiaCredit Bank

АО "Заман-Банк"             

29.    

Банк ВТБ (Казахстан)

АО "Кредит Алтын Банк"             

30.    

Банк Kassa Nova

АО "Банк Позитив Казахстан"

31.    

Таиб Казахский банк

АО "Казинкомбанк"             

32.    

Шинхан Банк Казахстан

АО "Сеним-Банк"             

33.    

Исламский банк Аль-Хиляль

АО ДБ "БАНК КИТАЯ В КАЗАХСТАНЕ"

34.    

Заман-Банк

АО ДБ "НБ Пакистана" в Казахстане

35.    

Сеним-банк

АО "Исламский Банк "Al Hilal"

36.    

Данабанк

АО "Шинхан Банк Казахстан"             

37.    

Казинкомбанк

АО ДБ "ТАИБ КАЗАХСКИЙ БАНК"

38.    

Национальный банк Пакистана в Казахстане

АО "Данабанк"

39.    

 

АО "ТПБ Китая в г.Алматы"

Информация о работе Банковская система рк: становление и развитие на современном этапе