Банковская система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан.
Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…
3
Глава 1. Банковская система Республики Казахстан……………………….
История становления банковской системы Казахстана……………….
Особенности банковской системы Казахстана…………………………
Современная банковская система Казахстана………………………..
5
5
10
15
Глава 2. Роль банковской системы в стабилизации экономики Казахстана.
25
Глава 3. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан……………………………………………………………………….

30
Заключение……………………………………………………………………..
33
Список литературы……………………………………………………………..
36

Работа состоит из  1 файл

Банковская система РК.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

Законодательное и нормативное стимулирование выпуска и обращения депозитных сертификатов способствует привлечению свободных денежных средств населения. С этой целью депозитные сертификаты должны быть приняты в регулирующих документах Нацбанка в качестве ликвидного залога с нулевым риском.

Проведение такого рода мероприятий в сочетании с  адекватной денежно-кредитной, инвестиционной и антидемпинговой политикой при дальнейшем укреплении нормативно-правовой базы республики будут способствовать стабилизации и росту экономики республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан

 

Одной из первоочередных задач центрального банка является обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы. Это во многом определяется макроэкономической средой.

Принятие Правительством и Национальным банком Республики Казахстан  мер по адаптации финансового  рынка в условиях свободно плавающего обменного курса тенге позволили  банковской системе адаптироваться к новым условиям. К концу 1999 года удалось снизить ставку рефинансирования с 25% до 18%, обеспечить рост депозитов, в том числе вкладов населения 53 млрд. тенге, значительно увеличить объемы банковских кредитов экономики.

Совместно принятый меры Правительства и Национального банка Республики Казахстан по переходу к свободно плавающего обменному курсу укреплению устойчивости финансового положения Казахстана, улучшение финансового состояния многих предприятий реального сектора и постепенное увеличение доходов населения привело к росту депозитов резидентов в банковской системе в 2000 году, по сравнению с 1999 г. на 71,9%. Определенные изменения отмечены в структуре привлеченных депозитов. Возросла доля срочных депозитов до 53,4%, которые являются основным источником кредитования реального сектора. Снижение ставки рефинансирования до 12,5% представлена возможность реальному сектору экономики' получить больше кредитных средств, значительная часть которых предоставлена на долгосрочный период.

Важным фактором развития банковской системы Казахстана в 2000 году было увеличение активов на 55%. Совокупные активы банковской системы оценивались на начало 2001 года 530 млрд. тенге. Рост активов банковской системы сопровождались в целом позитивными изменениями. В структуре активов возросла доля работающих и сократилось доля внешних активов, понизилась дифференциация в структуре активов крупных банков. Вместе с этим возросли риски банков, связанные с резким ростом кредитного портфеля.

Возврат привлечённых средств  кредиторами и вкладчиками во многом зависит от надежности заемщиков банка и способности обеспечивать приток средств. Основные условия поддержания стабильности банковской системы - это:

- прочный правовой  фундамент;

- эффективная система  надзора;

- хороший менеджмент  в определенных организациях. Обеспечение безопасности являются базисной функцией регулирования и контроля банковской деятельности, от эффективности которой непосредственно зависит поддержание финансовой стабильности, что должно быть необходимым условием для нормального функционирования рыночных структур различных категорий, государственных институтов учреждений. Стабильность важна для выработки фундаментальных институцианальных и правовых основ рыночной конкуренции, продвижения приоритетов социально-этического маркетинга, исключающего возможности нанесения материального и иного ущерба потребителем, партнером, кредитором, налогоплательщикам государства. Нарушения, стабильности во всех случаях ведут к искажению внутренних угроз национальной экономической безопасности.

В целях финансового оздоровления банков и повышения стабильности казахстанской банковской системы необходимо последовательное поведение следующих мер:

- увеличение капиталов  банков;

- улучшение качества  активов;

- реструктуризация банковской  система. 

Реструктуризации кредитных организаций рассматривается как одно из направлений поддержания стабильности банковской системы.

 Зарубежный банковский  опыт показывает, что при появлении ранней проблемности банкиры и большинство политических деятелей не признают серьезности происходящих процессов и предпочитают ограничиваться косметическими мероприятиями. Контролирующие органы стараются частично это преодолеть принятием законов, устанавливающих персональную ответственность руководства банка за несвоевременное предоставление информации контролирующим органам и общественности. Как, правило, руководство коммерческих банков старается справиться с проблемами самостоятельно, опасаясь возникновения паники и массового изъятия вкладов.

Единой методики выявления  обанкротившихся банковских учреждений пока не существует. Но в банковской практике большинства стран, уже столкнувшихся с проблемами кризисов, основным признаком проблемности коммерческих банков считается их неплатежеспособность. Для того чтобы попытаться взять под контроль ситуацию на ранних стадиях, основной акцент при анализе финансового состояния банков делают, на определение их платежеспособности.

Наиболее популярной методикой составления рейтинговых  оценок в международной банковской практике является система CAMEL. Несомненными достоинствами этой системы являются ее простота и доступность для понимания, а также достаточно полный охват важнейших показателей деятельности коммерческого банка.

Используемые методики анализа финансового состояния  коммерческих банков, их платежеспособности и надежности в казахстанской банковской практике и за рубежом, свидетельствуют о том, что все они по существу оценивают одни и те же объективно существующие факторы, влияющие на функционирование банка. Однако все эти методики отличаются друг от друга множеством конкретных подходов к учету этих факторов, набором факторов, системой конкретных оценочных показателей, отражающих различные стороны банковской деятельности; оценкой значимости тех или иных факторов в общей совокупности и соответственно определением их критериальных значений; системой группировки оценочных показателей в единую модель и получения результата анализа работы банка в целом.

Все подходы к оценке финансового состояния коммерческого  банка можно подразделить на эмпирические, экономико-математические, статистические и смешанные. Эмпирический подход предполагает, что отбор, группировка, взвешивание и определение критериальных значений факторов анализа финансового состояния банка производятся на основе субъективного мнения

одного или группы экспертов. Следовательно, эмпирический подход представляет собой алгоритмизацию суждений ответственных работников банков и специалистов в области оценки финансового состояния последних. Известно, что именно экспертный подход в настоящее время является преобладающим не только в казахстанской, но и мировой банковской практике Причиной подобного подхода является.

- сложность формализации  и оценки в количественном  выражении отдельных сторон деятельности  банка;

- качественная разнородность  факторов, влияющих на конечные результаты работы банков, что осложняет определение веса, значимости каждого факторов в общей совокупности и оценки их математическим путем. Экономико-математические и статистические методы оценки финансового состояния коммерческого банка предполагают широкое использование математического инструментария при создании системы оценочных показателей, в частности, корреляционный анализ, математическое моделирование, применение статистических приемов и методов оценки работы банка и т.д. Современная практика анализа работы банков свидетельствует о том, что подобного рода методика, в чистом виде, как правило, не встречается, а применяется наряду с эмпирическими, т.е. банки создают обычно методики, в основе которых лежит смешанный подход.

Важным направлением совершенствования деятельности банковской системы Казахстана, повышения ее стабильности является дальнейшая разработка теории и практики анализа финансового состояния коммерческого банка по следующим направлениям:

- разработка Национальным  банком Республики Казахстан единой методики рейтинговой оценки банков, согласованной с руководителями коммерческих банков;

- полная и всеобъемлющая автоматизация, и компьютеризация анализа финансового состояния банка, создание и совершенствование существующего программного обеспечения для оценки результатов работы банка.

 

 

Заключение

 

 К настоящему времени  сложилась определенная система  регулирования коммерческих банков, которая постоянно совершенствуется  с учетом мировой практики. Консолидированный  надзор, который регламентируется Проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности» от 12.03.2001г. будет способствовать процессу интеграции казахстанской банковской системы в мировое финансовое сообщество, повышению степени доверия иностранных инвесторов к отечественной экономике. Для стран СНГ и Республики Казахстан применение Базельских принципов предполагает реализацию комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствование национальных систем банковского надзора, а также развитие контактов, включая информационный обмен с органами надзора стран, в которых банки РК осуществляют свою деятельность, и стран, инвесторы которых вкладывают средства в капитал казахстанских банков.

Со своей стороны  НБРК активно занимается проведением  указанных мероприятий, имея в виду максимальное приближение норм регулирования  БВУ РК к международным стандартам.

 Введены новые,  более жесткие экономические нормативы для банков, создаются системы раннего регулирования (BOSS) и особого надзора за деятельностью крупнейших банков, имеющих национальное значение, совершенствуется структура управления процессами регулирования и, расширяется практика назначения временных администраций в проблемные банки, а также принимаются меры по усилению процедур внутреннего контроля в банках.

Одной из главных задач  является совершенствование нормативных  документов, а также их более глубокая разработка с целью избегания практики частого внесения изменений и дополнений, которая является практически обыденным явлением, и является фактором, осложняющим и без того очень интенсивную работу банков.

Методика расчета собственного капитала, а также коэффициентов  достаточности капитала, в настоящее время, приближена к требованиям Базельского комитета по банковскому надзору. Данная методика расчета (капитал I,II уровня) позволяет сотрудникам управлений пруденциального надзора более реально подойти к оценке собственного капитала банка.

Обязательные резервные  требования к банкам второго уровня используются во всех развитых странах. Они используются для снижения активности банков в целях смягчения "перегрева  экономики", а также для оживления  деловой активности. В нашей республике, в настоящий момент, наблюдается рост производства, приток инвестиций и оборотных средств.

Также хотелось бы остановиться на недостаточном обеспечении законодательной  базы деятельности небанковских финансовых организаций (кредитных товариществ, компаний по управлению пенсионными активами и т. д.). Это направление финансового рынка в настоящее время развивается очень стремительно, их доля на рынке капитала быстро растет. Это обусловлено различными факторами, например многие кредитные товарищества - это реорганизованные банки, которые предпочли ограничить спектр предоставляемых услуг и выполняемых операций, а также использовать возможность применения к ним более щадящих обязательных нормативов.

Одной из проблем банковской системы РК является неравномерность территориального развития банковской системы, большая концентрация в городе Алматы и недостаточно развитая сеть на остальной территории страны. На периферии, особенно в отдельных районах, просто отсутствуют средства, чтобы создавать новые банки, капитал которых соответствовал бы законодательству. В условиях, когда количество банков сокращается, это создаёт трудности в обслуживании клиентуры, ведёт к сужению конкурентной борьбы. В отдельных регионах существуют одно- два банковских учреждения, являющихся своеобразными монополистами. Поэтому именно в этих районах очень важно развитие небанковских кредитных учреждений.

Одновременно банки  на местах работают над совершенствованием соответствующего программного обеспечения (введение главной бухгалтерской  книги и вспомогательных журналов) для осуществления эффективной оперативной работы.

Продолжается деятельность по изучению международного опыта, в  связи с этим в НБРК работают специалисты  проекта банковского надзора  финансируемого ЮСАИД, Добровольческого корпуса, которые предоставляют консультативную и техническую помощь. Консультативная помощь заключается в разработке совместных проектов по совершенствованию банковской системы. Одним из результатов работы иностранных консультантов являются принятые за основу рекомендации системы "CAMEL" (система оценки банков, с учетов коэффициентов адекватности капитала, ликвидности, доходности, менеджмента).

Информация о работе Банковская система Республики Казахстан