Банковская система Кыргызской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание

В данной работе рассматриваются только основополагающие требования, которых должны придерживаться банки при осуществлении своей кредитной деятельности. Разработанная на основе данного документа кредитная политика банка должна быть полностью отражена во внутренних документах банка. Основным правилом, которым должны руководствоваться банки и другие кредитные учреждения, должно быть следующее: чтобы избежать возможных проблем, работу с заемщиком необходимо начинать со дня подачи заявки и осуществлять на всем протяжении действия кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТАМИ В БАНКЕ. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4..2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ. 64
ГЛОССАРИЙ. 77
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ. 78

Работа состоит из  1 файл

final.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

банка погасить его задолженность путем реализации залога.

     При выдаче кредита,  обеспеченного какой-либо гарантией либо поручительством, банк должен проверить правильность заполнения гарантийного

обязательства, а также следует ли из него, что гарант (поручитель) обязан  в  случае невозврата выплатить задолженность заемщика в бесспорном

порядке.  Конечно,  банку желательно получить гарантию как на  основную

сумму кредита, так и на проценты по нему. Для большей безопасности банку целесообразно требовать, чтобы к гарантийному обязательству прилагались необходимые платежные документы,  однозначно обуславливающие бесспорный порядок взыскания задолженности с гаранта  в  случае  невозврата

задолженности заемщиком. Кроме этого, банку следует оценить платежеспособность гаранта (поручителя) не только в момент выдачи кредита,  но  и

попытаться  определить степень его платежеспособности к моменту истечения срока кредита.  Следует также обратить внимание на состояние банка,

в котором обслуживается гарант.

     Если кредит выдается банком под залог,  кроме кредитного  договора

необходимо составить договор о залоге.  В этом договоре о залоге должны

оговариваться все спецификации закладываемого имущества,  условия  предоставления  залога,  условия и порядок перехода залога в собственность

банка в случае невозврата заемщиком ссуды,  и другие требования и  обязанности  сторон  по отношению к залогу.  К договору прилагается полная

опись закладываемого имущества с указанием цен,  а также, если имеются,

сертификаты, удостоверения и прочая техническая документация. Договор о

залоге не должен противоречить законодательству Кыргызской  Республики,

а в случаях, установленных законодательством, он должен быть нотариально заверен.  Количество подлинных экземпляров должно быть не менее, чем

число заключивших договор сторон.

    Наличие залога предполагает наличие определенной системы его администрирования:  должно  быть  проведено  обследование состояния залога,

осуществлена его оценка и составлен план контроля за условиями содержания залога (приложение 7).

     Необходимо помнить, что залог и гарантии (поручительства) являются

вторичными источниками обеспечения,  и погашение кредита путем реализации заложенного имущества является крайней и  нежелательной  для  банка

мерой,  поскольку  оно сопряжено с рядом длительных бюрократических мероприятий, и отнимает много сил и времени. Поэтому в случае, если заемщик не погашает задолженность, банку желательно либо производить реализацию заложенного имущества совместно с  заемщиком,  либо  предоставить

эту процедуру ему самому, осуществляя необходимый контроль.

 

                     2. Работа по текущим кредитам

 

     В целях  профилактического  предотвращения возможных потерь по выданным кредитам,  банку после выдачи ссуды необходимо осуществлять постоянный контроль за кредитом.  Сотрудники банка, отвечающие за работу с

кредитами, должны постоянно следить за соответствием реального движения

средств заемщика прогнозу,  бизнес-плану, а также графику погашения задолженности.  Необходимо поддерживать непрерывный контакт с  заемщиком,

быть  по возможности в курсе его проблем и деятельности,  а также знать

его планы и намерения.  Все эти действия помогут банку в выявлении возможных тенденций к ухудшению состояния заемщика,  а,  следовательно,  и

кредита.  Чем быстрее будут выявлены и определены эти  тенденции,  тем

оперативнее  банк  сможет принять необходимые превентивные меры по исправлению ситуации и обеспечить защиту своих интересов. Поэтому работникам,  выполняющим функции по мониторингу кредитов, в случае обнаружения какого-либо, пусть даже самого незначительного намечающегося ухудшения, следует принимать соответствующие меры. К признакам, которые могут служить предупредительными индикаторами, относятся, в частности:

     - несвоевременное,  неполное и неохотное предоставление информации

о финансовом положении,  а также подозрения о возможной недостоверности предоставляемых сведений;

     - расхождения с представленным прогнозом движения средств  и  бизнес-планом;

     - несвоевременная выплата процентов;

     - просьба о пролонгации;

     - нецелевое использование кредита;

     - уклонение заемщика от контактов с банком;

     - преувеличенный оптимизм и повышенное дружелюбие к банку, вызывающее сомнение в искренности;

     - передача и продажа собственности;

     - нереальные планы,  прожектерство,  неадекватная оценка ситуации,

необычные предложения;

     - негативная информация, полученная о клиенте из каких-либо источников;

     - изменения (необязательно в худшую сторону) в экономической,  политической и других сферах, куда клиент поместил заемные средства;

     - признаки нарастания конфликта внутри предприятия-заемщика;

     - смена руководства предприятия-заемщика;

     - и т.д.

     При выявлении каких-либо из вышеуказанных предупредительных сигналов,  банку необходимо уточнить причину их появления.  Если эта причина таит в себе хоть минимальную возможность потенциального ухудшения  состояния кредита, банку следует взять данный кредит под особый контроль и принять все надлежащие меры для обеспечения защиты своих интересов. Как пример таких мер можно привести:  внеочередную проверку наличия и условий содержания залога, привлечение дополнительного обеспечения, предупредительные беседы и иные виды психологического воздействия на клиента, приостановление очередных выплат по кредиту до окончательного  прояснения  ситуации,  более детальное систематизированное изучение заемщика и состояния отрасли, в которую он поместил занятые средства, и др.

     При проведении  работы  с кредитом следует документировать и вести учет всех мероприятий, проводимых с ним, включая запись в журнале краткого  содержания  телефонных переговоров и встреч с клиентом,  протокол проводимых с ним бесед и т.п., а также обязательно отслеживать и заполнять график погашения кредита и процентов по нему (приложение 8).  Особенно важно производить такой учет в работе с проблемными кредитами.

 

                   3. Мониторинг проблемных кредитов

 

     3.1. Мероприятия, связанные с проблемными кредитами

 

     В случае, если меры, принятые банком согласно пункту 2, не привели к  должному  результату,  банку следует отнести эти кредиты к категории проблемных,  со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для ведения работы  с ними в банке должен быть создан специальный Комитет по работе с проблемными кредитами, в ведение которого передаются все кредиты, признанные таковыми.  В первую очередь следует произвести пересмотр классификации подобных кредитов в сторону ухудшения с соответствующими отчислениями в РППУ.  К постоянному пересмотру классификации проблемных кредитов следует отнестись с особенной тщательностью,  так как своевременное выявление негативных тенденций позволит банку вовремя застраховаться от возможного ущерба путем подготовки мер по обеспечению возвратности, а также соответствующим увеличением отчислений в резерв.      Затем банку необходимо начать маркетинговое исследование  рынка  с целью  возможной  реализации залога (если в залог взяты товарно-материальные ценности и недвижимость).  Это  исследование  следует  проводить постоянно, либо форсируя мероприятия, связанные с продажей залога, либо сворачивая их, ориентируясь при этом на ход работы по обеспечению возвратности.  В  самом худшем случае,  когда обеспечить возвратность иными путями,  кроме реализации залога, не представляется возможным, это исследование  следует  завершить  детальным заключением по поводу залога с указанием степени его ликвидности на текущий момент,  описанием порядка реализации и примерного диапазона продажных цен. Также в заключении может быть указано мнение Комитета о том, стоит ли реализовать залог сейчас,  либо имеет смысл подождать (с тем, чтобы в дальнейшем продать его по более высокой цене).

     В целях обеспечения своевременного погашения задолженности заемщика,  банк может оговорить в кредитном договоре, что погашение задолженности за счет вторичных источников возможно и до истечения срока кредита. В этом случае банку целесообразно определить в договоре срок, после которого  возможно погашение задолженности с помощью вторичных источников погашения - например,  после просрочки двух плановых выплат, как по основной сумме кредита,  так и по начисленным процентам по нему. В этом случае неотъемлемой частью кредитного договора  должна  стать  доверенность заемщика на реализацию залога.      Наряду с этими мерами необходимо вести постоянную работу  в  самим заемщиком - уведомление заемщика о том,  что срок кредита просрочен и о возможных проблемах, связанных с этим, ведение переговоров, вызов заемщика  в банк,  при необходимости возможно информацию о недобросовестном заемщике опубликовать в периодической печати и т.д.

     Комитет по работе с проблемными кредитами должен обеспечить дифференцированный подход к каждому кредиту.  В некоторых случаях  целесообразно будет не ужесточать применяемые к заемщику меры, а наоборот, произвести некоторые послабления с тем, чтобы заемщик, преодолев временные трудности, смог в последующем восстановить доверие банка и выданный ему кредит мог быть исключен из категории проблемных.  Примером  таких  мер могут  служить:  временное  понижение ставки текущих процентных выплат, пролонгация срока выплат (с изменением процентной ставки или  без  оного), предоставление консалтинговых услуг с целью переориентации заемщика на размещение средств в другую, более доходную отрасль, и любая другая операция, предоставляющая какие-либо уступки заемщику.      В конце каждой недели Комитет по работе  с  проблемными  кредитами должен  представлять на рассмотрение руководству (Комитету по кредитной политике) отчет о работе,  проделанной за неделю, в котором указываются все проведенные за неделю меры по возврату проблемных кредитов, а также пересмотренную классификацию кредитного портфеля.  В заключение  отчета должны быть представлены предложения по дальнейшей работе с проблемными кредитами,  которые могут включать в себя, в частности, перечень кредитов,  по которым следует начинать судебное производство, список и общую сумму кредитов,  которые надлежит списать,  рекомендации по  проведению каких-либо действий по отношению к отдельным заемщикам и т.д. и т.п.      Проводя работу с заемщиками,  из-за недобросовестности которых выданные  им  кредиты попали в категорию проблемных,  работники банков ни при каких условиях не должны терять контроль над  ситуацией,  и  всегда должны помнить,  что выдача кредита осуществлялась банком добровольно и на основании изучения состояния заемщика.  Все свои действия сотрудники банков  должны  регламентировать  исходя  из этой посылки,  они обязаны действовать со всей возможной корректностью и тактом,  и в своем  справедливом стремлении взыскать с заемщика предоставляемые ему средства ни в коем случае не должны выходить из рамок, обусловленных общечеловеческими нормами поведения,  законодательством Кыргызской Республики и нормативными актами Национального банка Кыргызстана

 

     3.2. Меры по обеспечению возвратности

 

     Если результаты проведенных мероприятий  недостаточны,  по  мнению банка,  для  выполнения условий кредита,  то банку следует переходить к обеспечению возвратности более радикальными методами. Однако, применять эти  методы стоит не ранее,  чем банк окончательно убедится в невозможности получения своих средств обычным путем.      Наилучшим вариантом для банка была бы разработка совместно с заемщиком конкретного плана мероприятий по погашению  проблемного  кредита. Однако этот вариант возможен только в том случае,  если заемщик сам заинтересован в исправлении сложившейся ситуации,  заслуживает доверия  и потенциально  способен  восстановить прибыльность (самостоятельно или с помощью банка). Кроме того, проведение этого варианта требует также определения позиции самого банка - если безнадежные долги составляют значительную часть кредитного портфеля банка,  то банку не следует  ввязываться в дорогостоящую операцию судебного разбирательства, а предпочтительнее договориться с заемщиком.  Разработка этого плана должна производиться на основе тех пунктов кредитного договора,  в которых оговаривались условия погашения кредита в случае невозврата  (при  этом,  если реально  невозможно  возвратить всю задолженность,  банк может пойти на некоторые уступки,  с тем,  чтобы возвратить хотя  бы  часть  вложенных средств). Этот план может включать продажу активов заемщика, сокращение его расходов,  смену руководства, стиля работы и политики заемщика, изменение его маркетинговой стратегии вплоть до полной переориентации его деятельности.  Также одним из основных составляющих этого  плана  может быть  погашение задолженности клиента путем использования вторичных источников обеспечения - реализации залога и предъявления претензий к гарантам.      Если при продаже залогового имущества вырученная  сумма  превышает сумму задолженности, то этот избыток должен быть возвращен заемщику.      Еще одним способом погашения кредита может быть  продажа  долговых обязательств заемщика (факторинг).      Последним, самым нежелательным вариантом,  может  быть  объявление заемщика  банкротом  и погашение задолженности после реализации активов ликвидируемого предприятия заемщика.      В плане,  разработанном банком,  следует предусмотреть и различные комбинации из всех возможных вариантов погашения задолженности.      Порядок погашения  кредита  за счет вторичных источников погашения должен производиться банками в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

 

     3.3. Порядок списания убыточных кредитов

Информация о работе Банковская система Кыргызской республики