Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности построения и функционирования банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на
уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать
перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

Введение
1. Концептуальные основы банковской системы.
1.1.Сущность и понятие банковской системы.
1.2.Главные составляющие банковской системы.
1.3.Операции проводимые банками.
2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь.
2.1.Банковская система РБ на современном этапе.
2.2.Проблемы и перспективы развития банковской системы РБ.
2.3.Операции проводимые банками РБ.
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

находящемся на хранении в банке. Наше законодательство базируется на узком

понятии банковской тайны (объем сведений о клиенте, которые банк должен

сохранять в тайне, определен достаточно четко). Законодательство и судебная

практика некоторых европейских  стран (например, Франции), наоборот, исходят из

того, что правовой режим банковской тайны распространяется на любую  информацию,

которая стала известна банку в  связи с осуществляемой им деятельностью. Следует

отметить, что принятие БК привнесло  целых ряд прогрессивных изменений  в режим

банковской тайны:

во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну, при

этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее действовавшего

Закона "О банках и банковской деятельности". Так, в состав банковской тайны

теперь включены сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке. Кроме

того, банки сами могут включать в него иные сведения, однако, не вступая  при

этом в противоречие с законодательством;

во-вторых, несмотря на свой специфический  статус, наряду с иными банками  на

Нацбанк возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это

является позитивным моментом, так  как объем информации, получаемой им от

банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит  данную

информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий

смысл;

в-третьих, банки-корреспонденты в  своем праве на защиту их банковской тайны

приравнены к иным клиентам банков. Из этого можно сделать вывод, что банк

обязан хранить банковскую тайну  и по клиентам банка-корреспондента, если

данная информация является частью банковской тайны по сделкам последнего.

Согласно ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и

индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их

представителям при наличии  у них соответствующих полномочий, аудиторским

организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях,

предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по находящимся

в их производстве уголовным и гражданским  делам; прокурору; с санкции прокурора

-- органам дознания и предварительного  следствия по находящимся в  их

производстве уголовным делам; органам Комитета госконтроля; налоговым  и

таможенным органам; Нацбанку. Кроме  того, банки обязаны представлять Главному

государственному казначейству Минфина данные о состоянии счетов республиканских

органов государственного управления, а также организаций, использующих средства

республиканского и местных  бюджетов и государственных целевых  бюджетных и

внебюджетных фондов.

Некоторым государственным органам и должностным лицам предоставлено право

получения информации по счетам юридических  лиц и индивидуальных

предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными

законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой

можно сделать ряд выводов:

1) БК содержит правовые нормы,  имеющие специальный предмет  правового

регулирования, -- объем и содержание института банковской тайны.

2) Исходя из данного подхода,  информация по банковской тайне  юридических лиц

должна предоставляться только тем органам, которые указаны в ст.122 кодекса.

Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение подобной

информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что налоговые

органы имеют право на получение  информации. А из п.4 Указа Президента от

11.02.98г. N 71 "Об образовании Государственного  комитета финансовых

расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в

соответствии с Законом "О  государственной налоговой инспекции  Республики

Беларусь".

Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким.

Во-первых, перечень органов, имеющих  право получать информацию по счетам и

вкладам в три раза меньше, чем  в отношении юридических лиц (органы дознания и

следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения).

Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в

некоторых случаях, указанных в  ст.122 БК.

Еще более строгим является режим  банковской тайны по счетам и вкладам

физических лиц в иностранной  валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые органы

вообще утратили возможность получения  подобной информации. Другие органы,

обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при

принятии Декрета также его  лишились. Такой же жесткий подход в защите

банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.

Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с

"отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская

тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации

доходов, добытых незаконным путем" от

19.07.2000г. существенно сузил сферу  действия норм о банковской  тайне.

Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования

получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан  по

любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по

уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы

прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и  вообще

без производства по делу.

Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять

специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о

большинстве их) по счетам юридических  и физических лиц. Причем не только

подозрительных, но и тех, которые  субъекты хозяйствования проводят в процессе

их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод

денежных средств субъектом  права, за исключением физического  лица, не

являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с

момента его государственной регистрации и т.п.).

В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов, осуществляющих

контроль за порядком проведения финансовых операций, которые ранее не были

наделены правом получения информации. С принятием Закона специальные

формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в

налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона

"органы, осуществляющие контроль  за порядком проведения финансовых  операций"

получают право проводить документальные и иные проверки (ревизии,

инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации

операций, а также полноты и  достоверности представляемой информации.

Следовательно, данные госорганы приобрели  возможность получать сведения в

пределах своей компетенции.

После принятия БК право этих органов  на проведение проверок для получения

информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от

10.01.2000г. "О нормативных правовых  актах" кодексы имеют большую  юридическую

силу по отношению к другим законам.

     По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы

Декрета N 4 устанавливают режим  банковской тайны, идентичный Банковскому

кодексу. При противоречиях с  Декретом в силу Конституции он будет  иметь более

высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о

легализации, но не содержащиеся в  БК органы, не могут проводить подобные

проверки. Противники данной точки  зрения могут возразить, что информацию данные

органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных

формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция

вполне обоснованна, так как  не имеет значения способ получения  информации

(путем запроса, направления  специального формуляра или проведения проверки) --

главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или  иным

органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать  с

позицией государственных органов. Хотя толкование сложившейся спорной  ситуации

в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.

Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а

тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из внутренних источников

вряд ли возможно без жестких  гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не

стоит забывать, принимая меры, стимулирующие  инвестиции лишь налоговыми

льготами или иными гарантиями.[3]

Ежегодно в банковской среде  выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего

преступники используют схему так  называемых ''инструментов первокласных

банков'', находят свои жертвы из числа  инвесторов или тех, кто нуждаеться в

кредитах. Проводяться мошеннеческие  операции с ценными бумагами путем

изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также

необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому

мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев

мошенничества, оповещение руководителей  и специалистов банков о наиболее

опасных схемах мошенничества и  главное, качественная работа службы безопасности

банка.

Ведение кредитно-денежного бизнеса  невозможно без надежной защиты банковской

информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц,

занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба,

который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с утечки информации.

Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со степенью надежности защиты

банковской информации.Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и

периодически обновлять Рабочую  программу обеспечения технической, экономической

и информационной безопасности.

Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок к

развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в

компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких

преступлений:

q       Высокая степень  латентности (выявляется 1 из 10)

q       Крупный ущерб

q       Носят организованный  характер

q       Нередко совершаются  с участием персонала банка.

По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый

банк, если не принимать адекватной защиты информации.

В связи с этим рекомендуется:

ü     Регулярно проводить  оценку всей имеющейся информации и выделять из

нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты

ü     Распределять функции  между сотрудниками так, чтобы ни одна операция

не могла быть выполнена одним  человеком целиком.

ü     Обеспечивать строгий  режим пропуска и порядка в служебных помещениях,

особенно в местах ограниченного  доступа

ü     Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации

ü     Создать базу данных, в которой фиксировались бы все  попытки

несанкционированного доступа  к конфиденциальной информации.

[4]

    

Операции проводимые банками Республики Беларусь

 

     1.     Операции банка по привлечению средств в депозиты.

1.  Пассивные операции банков.

Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих

клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:

1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют

свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним

относятся: привлечение на расчетные  и текущие счета юридических  и физических

лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск

ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.

2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают

имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное  и

долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и

научной деятельности предприятий  и организаций, предоставление

потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг,

факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие

средствами банка в хозяйственной  деятельности предприятий, займы,

предоставляемые другим банкам.

3. активно-пассивные операции  банков - комиссионные, посреднические

операции, выполняемые банками  по поручению клиентов за определенную плату -

комиссию. Различают комиссионно-расчетные  операции, связанные с

осуществлением внутренних и международных  расчетов, а также торгово-

комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг,

инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и

облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.

Для коммерческих банков вклады - главный  вид пассивов, а, следовательно, и

важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных

средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих

банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а

соответственно, и размеры доходов банков.

Информация о работе Банковская система и её роль в национальной экономике. Особенности построения и функционирования банковской системы