Банковская система Евросоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 08:19, реферат

Описание

Банки и банковская система в целом представляют собой важную составляющую рыночных отношений.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет ведущую роль в функционировании экономического механизма. Она представляет собой, по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
В странах с развитой рыночной экономикой банковские системы были сформированы достаточно давно. Так банки, как денежно-финансовые предприятия в Западной Европе, стали возникать еще в XV в.
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Формирование единой банковской системы Европейского союза 5
Структура банковской системы Европейского союза 8
Европейский Центральный Банк и Евросистема 10
Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Работа состоит из  1 файл

реферат по деньги.кредит.банки1.docx

— 57.33 Кб (Скачать документ)

В соответствии со ст. 112 Договора о ЕС (далее — Договор) Исполнительный комитет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Однако ст. 123 Договора предусматривает, что при наличии государств-членов с изъятием общее количество членов Исполнительного комитета может быть меньше, но не меньше четырех. Если Договором или Статутом ЕСЦБ не предусмотрено иное, Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос.

Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Осуществляя эту деятельность, Исполнительный комитет дает необходимые указания национальным центральным банкам. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Устава ЕСЦБ эти полномочия могут быть дополнены путем передачи Управляющим советом части своих полномочий Исполнительному комитету.

В сфере своей компетенции, в  соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать  целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.

 

Цели  и функции Европейского Центрального Банка.          Денежно - кредитная политика  ЕЦБ

Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой  стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:

  1. поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
  2. защита и обеспечение покупательной способности евро;
  3. поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
  4. содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.

Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и  реализация единой и независимой  денежно-кредитной политики для  стран Еврозоны.

Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная  политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень – это, безусловно, единая независимая денежно-кредитная политика, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами проводят денежно-кредитная политика в жизнь. Между двумя уровнями существует тесная координация и согласованность, главными ориентирами при этом являются критерии соответствия той или иной страны валютному союзу. Согласование проводится на уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.

Все решения, касающиеся проведения независимой  единой политики по части целевых  ориентиров, принимаются ЕЦБ и  реализуются централизованно по всей Еврозоне, а инструменты ДКП  практически используются национальными  центральными банками ЕС децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать  и вырабатывать рекомендации по проблемам  и перспективам ДКП. При этом в  каждой стране ЕС национальные центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности, которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка.

Гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым индексом цен  и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик не применялся. Особенность концепции ГИПЦ определяется тем, что с его помощью можно  выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен  по всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того чтобы оценить, насколько  в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем национальном определении  индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как соотношение суммы стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг в текущем периоде и  суммы стоимости этого же набора в предыдущем (базисном) периоде.

Основные  операции по рефинансированию кредитных  организаций главным образом  направлены на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях используются следующие  инструменты:

  1. основные операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14 дней;
  2. долгосрочные рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех месяцев;
  3. залоговые кредиты (операции класса РЕПО);
  4. кредиты "овернайт" (однодневные кредиты) и др.

Управление  ликвидностью играет важную роль в  реализации единой денежно-кредитной  политики ЕЦБ. Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в  ликвидных средствах, которые возникают  из резервных требований, избыточных резервов и других автономных факторов. Последние относятся к некоторым  статьям баланса центрального банка, как, например, наличные деньги (банкноты) в обращении, средства правительства  и чистые иностранные активы.

Одновременно  для регулирования ликвидности  в банковской системе ЕЦБ и  национальные центральные банки  привлекают денежные средства кредитных  организаций на свои депозитные счета  в том случае если эти средства являются избыточными, а кредитные  организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.

Операции  на открытом рынке – это операции, совершаемые по инициативе центрального банка на финансовых рынках. Согласно такому аукциону предложения выше предельных ставок (ставки усечения, которые устанавливает Совет управляющих) удовлетворяются полностью и в первую очередь по предложенным ставкам покупателей, тогда как предложения по предельным ставкам удовлетворяются в последнюю очередь и пропорционально.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая  из банковских стран Европы совершила  свой собственный путь развития, который  начался в разные века. Они до сих пор сохранили в себе множество  традиций, выражающихся в настоящее  время в основном в структурном  устройстве, системе взаимоотношений  банков и государства, месте и  роли центрального банка в иерархии государственной власти.

Финансовые институты из более благополучных стран вследствие неравномерного экономического развития получили лучшие возможности для своей иностранной экспансии, что, в числе других факторов, и ныне определяет расклад собственности на европейские банки, раздел национальных рынков с учётом привлекательности отдельных его сегментов. Из анализа рассмотренного вопроса можно сделать следующие выводы:

  1. Одним из самых важных вопросов, определяющих уровень и перспективы развития национальных банковских систем является независимость центрального банка страны в реализации денежно-кредитной политики.
  2. Общий контроль органов власти над деятельностью независимого ЕЦБ является одним из важнейших противовесов его широким полномочиям в вопросах управления финансово-кредитной системой страны, роль которой можно сравнить с кровеносной системой живого организма.
  3. Страны, имеющие традиции банковского дела, развивавшегося эволюционно, естественным образом превратились в европейские и мировые финансовые центры.
  4. Раздробленность банковской системы, отсутствие банков, входящих в число мировых лидеров, делают её легко уязвимой для внешних неблагоприятных воздействий, трудно регулируемой и плохо мобилизуемой для решения глобальных задач, способствуют отсутствию общенациональных стандартов банковской деятельности.

 


Информация о работе Банковская система Евросоюза