Банковская деятельность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:42, реферат

Описание

Цель данной работы - исследовать возможные пути совершенствования правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации и вопросы надзорной деятельности Банка России за деятельностью коммерческих банков.
Исходя из поставленной цели, мы выдвигаем следующие задачи: дать понятие банковской деятельности; проанализировать современное правовое регулирование банковской деятельности; рассмотреть особенности правового статуса кредитных организаций по действующему законодательству РФ.

Содержание

Введение 2
1 Понятие банковской деятельности 4
2 Правовое регулирование банковской деятельности в РФ 6
3 Надзор Центрального Банка России за деятельностью коммерческих банков 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

В связи с этим, можно прийти к мнению, что более правильным представляется другое решение данного  вопроса: не запрещать, а разрешить  банкам выполнять круг операций, связанных  с производственной, торговой и страховой  деятельностью. Такая модель, по его  мнению, больше вписывается в идею свободного предпринимательства, обеспечивая  возможность его участникам диверсификации активов и снижения рисков.

Вопрос, однако, состоит в том, насколько  это иная, небанковская деятельность будет соответствовать статусу  банка как особого института, выполняющего вполне определенную специфическую  миссию. Занятие банка небанковской деятельностью может привести к  ситуации, при которой эта деятельность будет превалировать.

Еще одним вероятным недостатком  может явиться монополизация  финансовой отрасли. Например, предприятие  берет в банке в лизинг оборудование, при этом банк обязывает его застраховать лизинговое имущество. Таким образом, происходит скрытая монополизация  рынка финансовых услуг.

В этой связи очень важно, во-первых, предусмотреть такой статус банка, при котором основная его деятельность составляла бы основу его хозяйственного оборота. Во-вторых, разрешение вести  производственную, торговую и страховую  деятельность не должно быть беспредельным. Опыт ряда стран показывает, что  рациональнее установить пределы ведения  дополнительных видов деятельности (например, доход от них не должен превышать 10% к совокупным активам  банка). За счет приобретения новых  активов кредитные учреждения получат  возможность расширить свои операции, повысить доходность, диверсифицировать  активы, снизить риски, повысить свою устойчивость. Таким образом, законодательно ограниченное поле банковской деятельности кредитных организаций, запирает последние в жесткие рамки. Банки и небанковские кредитные организации вправе заниматься только теми видами банковских операций, что прямо предусмотрены законом.

Учитывая вышесказанное, на наш  взгляд, было бы рациональным расширить  виды банковских операций за счет включения  в их число «производственной, страховой  и другой деятельности».

Наряду с отдельными проблемами и недочетами, есть и «глобальное» направление совершенствования  банковского законодательства.

Таким глобальным направлением совершенствования  банковского законодательства, является его кодификация, построенная по принципу Банковского кодекса. Банковский кодекс - это фундаментальная программная  задача регулирования денежно-кредитных  институтов и их операций. Как нормативный  документ он призван в рамках единой структуры, сгруппировать законодательные  нормы, относящиеся к банковской сфере. При формировании данных норм доминировать должны не кратковременные  потребности сегодняшнего дня, а  фундаментальные представления  общества о банках, их роли в экономике, характере собственности, роли государства, межбанковской конкуренции и  другие положения, выработанные мировой  теорией денежно-кредитных отношений.

В заключение отметим, что на наш  взгляд, наряду с некоторыми проблемами банковского законодательства, дальнейшему  развитию банковской деятельности во многом препятствуют высокие финансовые риски, сохраняющиеся до настоящего времени. Это кредитные риски, риски  ликвидности. Влияет на ситуацию во многом и политическая ситуация, так как  уровень развития российского банковского  сектора отражает степень развития экономики, финансового рынка, уровень  монетизации экономики, состояние  финансовой сферы, системы налогообложения  и правового регулирования.

3 НАДЗОР ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В соответствии с главой X закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» регулирование  банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование  и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и  на этой основе обеспечения доверия  общества к банковской системе.

Проводимые Банком России регулирование  и надзор не касаются оперативной  деятельности банков, а определяют исходные требования к созданию и  функционированию банков и кредитных  учреждений.

Основными сферами регулирования  Банка России являются: лицензирование и регистрация банков и кредитных  учреждений; установление экономических  нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.

Введение порядка лицензирования банковской деятельности Банком России означает, что банковская деятельность признается законной лишь при наличии  специальной лицензии, выдаваемой Банком России. Такое требование целиком  обусловлено защитой интересов  вкладчиков средств, аккумулированных в банках и составляющих основной ресурс для их активных операций. Банковскую лицензию должны получить также организации, которые предполагают выполнять  отдельные банковские операции. Они называются кредитными учреждениями, входящими в банковскую систему и подчиняющимися всем требованиям, предъявляемым по закону к любой организации этой системы.

В случае невыполнения кредитным учреждением  требования по обязательному лицензированию Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с иском  о ликвидации данной организации.

Правила лицензирования банковской деятельности предусматривают обязательность представления  учредителями банковских учреждений в  Банк России соответствующей документации, позволяющей ему решать вопрос об обоснованности и целесообразности появления нового субъекта банковского  бизнеса.

К числу обязательных документов относятся: ходатайство о выдаче лицензии, учредительные  документы (включая Устав), экономическое  обоснование с указанием характера  и масштабов планируемых операций, декларации о доходах физических лиц - учредителей, заверенные налоговой  инспекцией, сведения о руководителях  исполнительного органа, аудиторское  заключение о финансовом положении  учредителей. Для получения лицензии на совершение банковских операций совместным или иностранным банком предусмотрено  представление ряда дополнительных документов.

Представленные в Банк России документы  для лицензирования банковской деятельности рассматриваются им в течение  определенного периода времени (не более 6 месяцев), после чего принимается  соответствующее решение.

Выдача лицензии на совершение банковских операций сопровождается регистрацией в специальных книгах. Реестры  банков и кредитных учреждений публикуются  Банком России в открытой печати.

Функция регулирования банковской деятельности, возложенная на Банк России, включает также его право  на отзыв выданной лицензии при несоблюдении банком или кредитным учреждением  установленных требований к деятельности и состоянию учета.

Другим направлением регулирования  банковской деятельности Банком России является установление экономических  нормативов для банков и кредитных  учреждений. Их назначение состоит  в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и  создании системы безопасности на случай возникновения убытков. В конечном счете, система экономических нормативов устанавливаемых Банком России для  банков и кредитных учреждений, направлена на обеспечение устойчивого функционирования каждого отдельного банка и стабильности всей банковской системы.

К числу таких экономических  нормативов относятся: требования, ограничивающие банковские риски; к минимальному объему уставного капитала, достаточности  собственного капитала, ликвидности  баланса, максимальному риску на одного заемщика, предельной величине валютного и кредитного риска; требования к размеру обязательных резервов, депонируемых в Банке России, как  одному из источников покрытия убытков  банков и кредитных учреждений и  восстановления их платежеспособности.

Механизм регулирования Банком России создания и деятельности банковских учреждений, закрепленный соответствующими правовыми актами, имеет большое  значение для самих коммерческих банков, так как определяет общие  требования к их законному и устойчивому  функционированию. Такой механизм важен  и для контролирующих органов, поскольку  создает отправные критерии для  организации надзорной и контрольной  деятельности.

Функция надзора Банка России за деятельностью банков и кредитных  учреждений направлена на соблюдение требований, которые введены для  них в целях обеспечения законного  и устойчивого функционирования.

В полномочия Банка России по надзору  входят: наблюдение за экономическими результатами деятельности субъектов  банковской системы на основе представляемой ими отчетности; организация и осуществление проверок операций, финансовых результатов и отчетности.

Основными формами отчетности, представляемой всеми банками (кредитными учреждениями) в Банк России, являются ежемесячные  балансы и расчеты установленных  экономических нормативов. В результате Банк России имеет систематическую  информацию о выполнении каждым банком нормативов достаточности капитала, ликвидности баланса и максимального  риска на одного заемщика.

Наличие баланса банка, сопровождаемого  необходимыми расшифровками по отдельным  статьям активов и пассивов, позволяет  сотрудникам Банка России проверять  правильность проведенных расчетов экономических нормативов. Несвоевременное  представление Банку России установленной  отчетности, невыполнение обязательных нормативов служит основанием для принятия санкций к отдельным банкам в  виде штрафа или более жестких  мер. Одновременно Банк России письменно  обязывает руководство банка, допустившее  то или иное нарушение, срочно принять  меры к его устранению.

Для осуществления проверок на местах в Банке России создано специальное  подразделение, занимающееся контрольным  инспектированием. Наряду с этим, для  проверки финансовой отчетности банков и кредитных учреждений Банк России создает систему аудиторских  служб. Проверка банка и подтверждение  достоверности их учета и отчетности требует высокой квалификации лиц, занимающихся аудиторской деятельностью. Поэтому создание аудиторских фирм, занимающихся банковским аудитом, подвергается лицензированию Банка России.

В настоящее время условием получения  лицензии на банковский аудит, кроме  прочих требований, является сдача  квалификационного экзамена.

При выявлении серьезных нарушений  в деятельности проверяемых банков, при неустойчивом финансовом положении  банка, по указу Президента Банк России может назначить в такой банк временную администрацию для  выяснения причин неудовлетворительной работы.

На основе выводов временной  администрации принимаются меры по защите интересов вкладчиков вплоть до реорганизации банка.

Важным моментом в регулировании  деятельности банков является соблюдение обязательных нормативов установленных Банком России:

- минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных  организаций, размер собственных  средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка;

- предельный размер имущественных  вкладов в уставный капитал  кредитной организации;

- максимальный размер риска  на одного заёмщика или группу  связанных заёмщиков, являющихся  по отношению друг к другу  зависимыми или основными и  дочерними, устанавливается в  процентах от размера собственных  средств кредитной организации;

- максимальный размер крупных  кредитных рисков - устанавливается  как выраженное в процентах  отношение совокупной величины  крупных кредитных рисков и  размера собственных средств;

- нормативы ликвидности кредитной  организации. Определяются как:  отношение её активов и пассивов  с учётом сроков, сумм и типов  активов и пассивов и других  факторов; отношение её ликвидных  активов (наличных денежных средств,  требований до востребования)  и суммарных активов;

- нормативы достаточности собственных  средств, определяются как отношение  размера собственных средств  и суммы её активов, взвешенных  по уровню риска;

- размеры валютного, процентного  и финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк  России определяет порядок формирования  и размер образуемых до налогообложения  резервов для покрытия возможных  потерь по ссудам, валютных, процентных  и иных финансовых рисков;

- нормативы использования собственных  средств для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств,  предоставленных своим участникам (акционерам), определяется в процентах  от собственных средств. Ерпылева Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право. - 2002 - № 1, 2. - С. 63-64

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение сделаем некоторые  выводы по проделанной работе:

- современное правовое регулирование  банковской деятельности Российской  Федерации строится на множестве  разноуровневых актов. Большей  частью правовое регулирование  банковской деятельности строится  на ведомственных актах Банка  России;

- банковская система Российской  Федерации включает в себя  Банк России, кредитные организации,  а также филиалы и представительства  иностранных банков;

- под кредитной организацией  понимается юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как  основной цели своей деятельности  на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской  Федерации (Банка России) имеет  право осуществлять банковские  операции, предусмотренные законом;

Информация о работе Банковская деятельность в Российской Федерации