Банки, их виды и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы Республики Беларусь, а также выявить роль данного сектора в экономике нашей страны.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;

Содержание

Введение
1.Характеристика банков, их классификация.
2.Развитие видов банков на современном этапе.
3.Роль банков в экономике, проблемы и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУСАЧ ДКБ.docx

— 119.65 Кб (Скачать документ)

банкам не удается  обеспечить такое распределение  должностных обязанностей работников, чтобы исключить конфликт интересов  и условия его возникновения, возможность совершения преступлений и осуществления иных противоправных действий при совершении банковских операций и других сделок.         

Таким образом, результатом  проводимой работы по формированию высокоэффективного и оперативного риск-менеджмента в банках должны стать автоматизированные системы управления рисками, которые позволят с использованием новейших технологий и продвинутых методик обеспечивать комплексное управление рисками и способствовать оперативному принятию управленческих решений. В свою очередь, это позволит белорусским банкам устойчиво функционировать и поддерживать высокую степень доверия к своей деятельности со стороны клиентов и партнеров.

Следующей проблемой  хотелось бы отметить тот факт, что  большинство банков не обладают достаточным  количеством специалистов, имеющих  соответствующую квалификацию и  опыт работы, и при этом не уделяют  должного внимания обучению сотрудников  в указанной области, а вместе с этим  деловая репутация связана  со значительным количеством рисков на разных уровнях организации каждого  банка. Поэтому банки должны постоянно  страховаться от этих рисков и заботиться о своем имидже и деловой оценке сотрудников. [21, с.50]

Риск  репутации представляет собой имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, возникающий в результате негативного восприятия имиджа финансового учреждения клиентами, контрагентами, акционерами (участниками) или органами надзора. Это, в свою очередь, влияет на способность банков устанавливать новые отношения с контрагентами, предоставлять новые услуги или поддерживать существующие отношения.

Как следствие Данный риск может привести банк (либо его  руководителей) к финансовым потерям  или к уменьшению клиентской базы, в том числе к привлечению  к административной, гражданской  или уголовной ответственности. Поэтому наиважнейшее место, по нашему мнению,  в данном аспекте играет роль лица, которое представляет тот  или иной банк, в частности, членов правления банков и лиц, ответственных  за финансовый мониторинг в банке. И  именно по этой причине мы предлагаем усиленными темпами развивать систему  оценки деловой репутации вышеупомянутых лиц для периодического измерения  их опыта работы, квалификации, навыков, а также непосредственно деловой  репутации, которая и включает все  перечисленные факторы.

Наряду с этим возникают вопросы правильной организации  взаимодействия между внутренним аудитом, осуществляющим контроль за системами  управления рисками, риск-менеджерами и топ-менеджерами банков. В частности, в ходе проверок устанавливаются факты не совсем правильного понимания функции риск-менеджера. В некоторых банках исполнение данной функции поручено службе внутреннего аудита. Кроме того, в отдельных банках

должность риск-менеджера  входит в состав структурного подразделения, генерирующего риски, например, кредитного отдела, что создает предпосылки

для влияния на принимаемое  риск-менеджером решение.

В качестве положительного примера реализации разделения полномочий можно рассматривать опыт “Приорбанк” ОАО. С целью исключения конфликта

интересов в банке  создан отдельный уполномоченный орган  по всем вопросам, касающимся проблемной задолженности, — комитет по проблемным кредитам, в состав которого не входят представители подразделений, инициирующих проведение кредитных сделок.[20, с.13]

И еще одной проблемой  развития банков Беларуси на современном  этапе нам представляется недостаточно развитая система банковских информационных технологий, несмотря общемировые ориентации на высокоразвитые системы управления.  В связи с этим мы считаем необходимым элементом совершенствования банковского сектора ускоренное развитие  в нашей стране реинжиниринга банковских систем.

В общем случае реинжиниринг - это использование самых последних информационных технологий для достижения совершенно новых деловых целей. Современные ИТ позволяют радикально изменить бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании, что позволяет опередить конкурентов.

Задача БПР - попытаться найти  совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса (или наиболее важных его процессов), используя новые технические достижения (например, современные информационные технологии) для лучшего обслуживания своих клиентов (22, с.284).

В банковском секторе реинжиниринг представляет собой множество методик, используемых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям банка. Эти методики включают:

  • пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
  • систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса;
  • эвристики и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.

Необходимо отметить, что  объектом реинжиниринга являются процессы, а не банк. Банк проводит реинжиниринг не отделов и департаментов, банк осуществляет реинжиниринг работы, которую выполняют люди в этих подразделениях (23, с.215).

Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, когда требуется достичь резкого улучшения показателей деятельности банка или всей банковской системы путем замены старых методов управления на новые.

Как правило, реинжиниринг может осуществляться много раз до тех пор, пока большинство процессов банка или банковской системы не будет полностью перепроектировано. Работа, таким образом, подразделяется на фазы, каждая из которых имеет ясно определенную цель. Результатом работы может стать достижение существенных улучшений в работе банка или банковской системы, измеряемых в критических параметрах процессов.

Значимость ИТ для реинжиниринга заключается в следующем:

  1. Банк, который не может изменить свое мышление с дедуктивного на индуктивное, не готов к проведению реинжиниринга.
  2. Банк, который ставит знак равенства между технологией и автоматизацией, не готов к проведению реинжиниринга.
  3. Банк, который сначала ищет проблемы, а затем для их решения подыскивает технологии, не готов к проведению реинжиниринга.

Таким образом, реинжиниринг банковского бизнеса направлен на организацию коммерческого предпринимательства на конкурентоспособной основе. Только реинжиниринг предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение банка как на инженерную деятельность. Банк рассматривается как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инженерными принципами.

И в заключение хотелось бы отметить, что развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Банк – это основная структурная единица банковской системы. Он выполняет роль посредника в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банк функционирует в сфере обмена. Он «покупает» ресурсы и «продает» их, содействуя обмену товарами. Банк, «продавая свой товар» (например, кредиты)  выступает собственником ссужаемой суммы и получает при возврате не только первоначальную стоимость, но и надбавку к ней в виде ссудного процента 
  2. В рыночной экономике  функционируют различные виды банков в соответствии с их классификацией: 

по территории деятельности – международные, национальные, региональные и межрегиональные;

по признаку собственности – государственные, банки с участием  государственного капитала, частные, акционерные, банки с участием иностранного капитала, иностранные,  муниципальные; 

по организационной  структуре – единый банк, банковская группа, банковское объединение,

по отраслевому  признаку – промышленные, торговые, строительные, коммунальные, банки связи;

по функциональным признакам – эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные, клиринговые, специальные;

по набору банковских услуг – универсальные и специализированные.

  1. Банки играют важную роль   в экономике. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сфераaм и отраслям производства, Через банки могут быть мобилизованы большие средства, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, строительства жилья и др.   Значение банковской системы проявляется в том, что  ее функционирование оказывает существенное  влияние не только на общественное хозяйство, но и на деятельность каждого  хозяйствующего субъекта и благополучие граждан. Значение банковской системы заключается также в том, что ее устойчивость оказывает существенное влияние на эффективность экономики страны, темпы экономического роста.               
  2. Для банковской системы Республики Беларусь характерна модель переходного  типа, которая содержит как рыночные компоненты, так и отдельные проявления старой централизованной системы, которые постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных.
  3. Говоря о задачах развития банковской системы Республики Беларусь, необходимо выделить два направления. Во-первых, это работа по укреплению надежности, безопасности и устойчивости банков, выполнение ими соответствующих показателей и нормативов, установленных Национальным банком в рамках выполнения им функции национального надзорного органа. В целом банковская система в истекшем году в полном объеме обеспечивала установленные нормативы безопасного и ликвидного функционирования. Второе направление — повышение финансового потенциала банков, наращивание их капитала, ресурсной базы.
  4. Автором был предложен комплекс мер, направленных на совершенствование системы развития банков и усиления их роли в экономике страны. Данные мероприятия включают:
  • расширение ресурсной базы банков, в том числе расширение работ по привлечению средств населения и средств нерезидентов
  • активное привлечение инвестиций, в том числе на основе приватизации банков
  • совершенствование корпоративного управления банком как совокупности отношений между собственниками банка, его исполнительными органами, а также иными заинтересованными лицами по обеспечению баланса их интересов и правильному определению стратегических целей деятельности банка, осуществлению контроля за их достижением
  • формирование риск-менеджмента и системы внутреннего контроля в банках
  • совершенствование системы оценок деловой репутации лиц, представляющих банк, с целью снижения риска репутации
  • необходимым элементом совершенствования банковского сектора ускоренное развитие  в нашей стране реинжиниринга банковских систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Курс экономики/ Под ред. Рейзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 716 с.
  2. Деньги, кредит, банки: учеб./ Под ред. Кравцовой Г.И. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 444 с.
  3. Большой экономический словарь
  4. банки и небанковские кредитные организации и их операции/ Под. ред. Е.Ф.Жукова. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 491 с.
  5. Деньги, кредит, банки / Под. ред. И.В.Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 534 с.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие для студентов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ Чернецов С.А. – М.: Магистр, 2008. – 527 с.
  7. Деньги, кредит, банки/ Под. ред. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Юрайт-Аудит, 2004. – 620 с.
  8. Сверж А., Осенко С. Страховой рынок РБ: перспективы в развитии// Банковский вестник, 2008, №22, с. 25 – 30.
  9. Банковский кризис. Причины и факторы современных банковских кризисов// http://bibliotekar.ru/finance-3/47.htm - с.1 – 11.
  10. Экономическая теория: учебное пособие/ Новикова В.И.
  11. Банковский кодекс РБ// Вестник Ассоциации белорусских банков, №3, 2006 г.
  12. Полегошко Т. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие// Банковский вестник, №1 (402), 2008 г. – с.5 – 13.
  13. Организация деятельности коммерческих банков: учебник/ Кравцова Г.Н.
  14. Деньги, кредит, банки/ Под. ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 447 с.
  15. Доклад Председателя Правления Национального банка РБ П.П.Прокоповича об Итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики РБ за 2009 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году// Банковский вестник, февраль 2010, с.5-10.
  16. Галов А., Байко А. Первоочередные задачи повышения устойчивости банковского сектора// Банковский вестник, №28[465], 2009, с. 9-14.
  17. Программа социально-экономического развития РБ на 2006 – 2010 гг.// СБ, спецвыпуск от 24.02.2006 г. – с.1-4.
  18. Концепция развития банковской системы. – Режим доступа: http://nbrb.by
  19. Развитие риск-менеджмента в банках: доклад первого заместителя Председателя Правления Национального банка РБ П.В.Каллаура// Банковский вестник, № 31 (396), 2007. – с.10-14.
  20. Хаданович А. Оценка деловой репутации руководителей банков// Банковский вестник, №31 (468) , 2009. – с.50-57.
  21. Основы экономической информатики: Учеб. пособие/А.Н.Морозевич, Н.Н. Говядинова, Б.А.  Железко и др.; Под общ. ред. А.Н. Морозевича. - Мн.: БГЭУ, 1998. 438 с.
  22. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Мн.: БГЭУ, ,1996. - 284 с.
  23. Ойхман Е.Г, Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.:  Финансы и статистика, 1997. - 246с.
  24. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.nbrb.by . Дата доступа: 13.04.2012
  25. Василий Полонский Развитие финансово-кредитной системы Республики Беларусь//Архив журнала «Банковский вестник» [Электронный ресурс]. Октябрь 2011. № 28/ Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/narch/537/ Дата доступа: 15.04.2012
  26. Архив журнала «Банковский вестник». Информационный выпуск № 551. 16-29 февраля 2012 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/arch.asp. Дата доступа: 15.04.2012
  27. Все банки Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://select.by/. Дата доступа: 10.04.2012

Информация о работе Банки, их виды и роль