Банки и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Цель работы – определение роли центрального банка в современной экономике и его влияние на неё.
Задачи работы:
определить понятие центрального банка;
изучить историю создания центрального банка;
определить основные цели и задачи центрального банка;
описать функции центрального банка;
определить роль центрального банка в современной экономике.
Объект работы – центральный банк и его роль в современной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 7
1.1 История создания центрального банка 7
1.2 Статус центрального банка 7
1.3Цели, задачи и функции центральных банков 9
2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Регулирование кредита и денежного обращения 13
2.2 Контроль и стабилизация движения обменного курса национальной валюты 15
2.3 Сглаживание перепадов в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулирование роста национальной экономики 16
2.3.1 Дисконтная и залоговая политика центрального банка 17
2.3.2 Политика обязательных резервов 19
2.3.3Политика открытого рынка 21
2.3.4 Депозитная политика 23
2.3.5 Валютная политика 23
2.4 Центральный банк Российской Федерации и его роль в экономике страны 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

В механизме расчета  ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов, составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими  банками для расчета минимальных  резервов формализован. Так, например, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов.

Эффективность инструмента  обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий  обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению.

Размеры ставок по минимальным  резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных  резервов в качестве инструмента  регулирования банковской ликвидности  и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент.

Таким образом, механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений использование политики минимальных резервов требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.

2.3.3Политика открытого рынка

Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся:

  1. казначейские векселя;
  2. беспроцентные казначейские обязательства;
  3. облигации государственного займа;
  4. промышленные облигации;
  5. первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционными средствами проведения политики открытого рынка  являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для Банка Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно. При проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочной - на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. Таким образом, на денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

Для оживления экономики  центральный банк увеличивает спрос  на ценные бумаги. Он либо фиксирует  курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Напротив, если целью  центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели; либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию  доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами  части своих резервов.

Операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако, состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг  центральным банком используется как  средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке.  Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена  тем, что покупка и продажа  государственных ценных бумаг у  центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано  с тем, что цена облигации и  ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

При всех существующих различиях  в осуществлении политики открытого  рынка можно определить общую  тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не административными методами.

2.3.4 Депозитная политика

 Депозитная  политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал  коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

2.3.5 Валютная политика

Центральный банк осуществляет контроль и стабилизацию национальной валюты с помощью валютной политики. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная политика проводится не только с целью изменения  условий рефинансирования отечественных  коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы.

Центральный банк, покупая  или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта, либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.

2.4 Центральный банк  Российской Федерации и его роль в экономике страны

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» (и другими федеральными законами.

В соответствии с законом Банк России является юридическим  лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» отмечается, что целями деятельности Банка России являются:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Отметим, что, получение  прибыли не является целью деятельности Банка России.

Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет для осуществления этих целей. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

  1. функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая):
    1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
    2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    3. выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.
  2. функция нормативного регулирования:
    1. разработка правил ведения банковских операций;
    2. определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    3. определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
    4. разработка правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
  3. операционная функция:
    1. осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
    2. управляет своими золотовалютными резервами;
    3. обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
  4. информационно-аналитическая функция:
    1. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    2. участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление;
    3. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
  5. надзорная и контрольная функции:
    1. надзор за деятельностью банков и банковских групп;
    2. государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
    3. регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;
    4. валютное регулирование и валютный контроль.

Информация о работе Банки и их роль в экономике