Банк Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:55, доклад

Описание

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Работа состоит из  1 файл

банк казахстана.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Национальный  Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную  политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная  политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения  стабильности цен.

     Денежно-кредитная  политика осуществляется путем установления:

     - официальной ставки рефинансирования;

     - уровней ставок вознаграждения  по основным операциям денежно-кредитной  политики;

     - нормативов минимальных резервных  требований;

     - в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

     В целях реализации денежно-кредитной  политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

     - предоставление займов;

     - прием депозитов;

     - валютные интервенции;

     - выпуск краткосрочных нот Национального  Банка Казахстана;

     - покупка и продажа государственных  и других ценных бумаг, в  том числе с правом обратного  выкупа;

     - переучет коммерческих векселей;

     - другие операции по решению  Правления Национального Банка Казахстана.

     Национальный  Банк Казахстана устанавливает официальную  ставку рефинансирования в зависимости  от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

     Национальный  Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.

     Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.

     Официальная ставка рефинансирования Национального Банка на состояние 01.10.2010 г. составляет 7 %. [3] В таблице 2.1. приведены данные за период 2008- 2010 г. 

     Таблица 2.1.Официальная ставки Национального  Банка

    Дата  установ- №, дата постановления Размер  ставки, %
    ления ставки Правления НБК / рефинансирования РЕПО/
    (с) Cов.Директоров (единая) Обратное  РЕПО
    01.01.2008 №144 от 24.12.2007 11,0 11
    01.04.2008 №20 от 28.03.2008 11,0 11
    01.07.2008 №53 от 23.06.2008 10,5 10,5
    01.10.2008 №76 от 22.09.2008 10,5 10,5
    01.01.2009 №115 от 22.12.2008 10,0 10,0
    05.02.2009 № 8 от 04.02.2009 9,5 9,5
    01.04.2009 №23 от 20.03.2009 9,5 9,5
    12.05.2009 №41 от 12.05.2009 9,0 9,0
    10.06.2009 №54 от 10.06.2009 8,5 8,5
    10.07.2009 №62 от 09.07.2009 8,0 8,0
    10.08.2009 №72 от 07.08.2009 7,5 7,5
    04.09.2009 №88 от 04.09.2009 7,0 7,0
    01.01.2010 №119 от 29.12.2009 7,0 7,0
    01.04.2010 №17 от 29.03.2010 7,0 7,0
    01.07.2010 №58 от 25.06.2010 7,0 7,0
    01.10.2010 №79 от 27.09.2010 7.0 7,0

 

     В целях регулирования объемов  и ставок вознаграждения по депозитам  и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

     Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков. Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.

     Изменение нормативов минимальных резервных  требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

     Минимальные резервные требования – это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно- конвертируемой валютах (резервные активы). [4].

     Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.

     Нормативы минимальных резервных требований – это доля в процентах от суммы  обязательств, перечень которых установлен Правилами о минимальных резервных требованиях.

     Структуру обязательств банка, принимаемых для  расчета минимальных резервных  требований, составляют внутренние и  иные обязательства банка.

     Внутренние  обязательства банка – это  обязательства банка перед резидентами  по балансовым счетам.

     Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.

     В целях регулирования краткосрочной  ликвидности банков второго уровня Правлением Национального Банка  Республики Казахстан были изменены нормативы минимальных резервных требований. Вместо действующих нормативов в размере 6% по внутренним обязательствам и 8% по иным обязательствам вводятся новые нормативы на уровне 5% по внутренним обязательствам и 7% по иным обязательствам.

     В соответствии с действующим законодательством  нормативы минимальных резервных  требований вводятся в действие не раньше чем через месяц после  принятия такого решения. Соответственно, новые нормативы вступают в силу с 29 июля 2008 года.

     Снижение  нормативов минимальных резервных требований позволит банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные средства могут быть направлены на поддержание кредитной активности банков.

     Национальный  банк Казахстана в 2009 г. понизил нормативы  минимальных резервных требований для коммерческих банков. по внутренним обязательствам минимальные резервные требования снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам — с 3% до 2,5%.

     Данная  мера позволила предоставить банковской системе ликвидность в размере 50 млрд тенге.

     В настоящее время нормативы минимальных  резервных требований по внутренним обязательствам составляют 1,5%, по иным обязательствам - 2,5%. Пересматривались они в последний раз в марте 2009 года.При этом в прошлом году было принято постановление правления Национального Банка, в котором был установлен отдельный лимит по минимальным резервным требованиям для банков, находящихся в процессе реструктуризации долгов по решению суда. Для них установлен лимит 0. Данное решение было введено в действие в ноябре 2009 года.

     Покупка и продажа государственных и  других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

     Большинство экономистов рассматривают кредитную  политику как неотъемлемую часть  любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

  1. Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.
  2. Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
  3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

     Однако, следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

     1. Циклическая ассиметрия, то есть  если проводить политику дорогих  денег, то будет достигнута  такая точка, в которой банки станут вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуд.

     Эта циклическая ассиметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

     2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляция, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

     3. Влияние инвестиций, то есть действие  кредитно-денежной политики может  осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

     Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как  орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

     В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита  является необходимым условием для  рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

     Кредитная система расширяет масштабы денежного  накопления, позволяет осуществить  переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

     Роль  и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Сравнение с экономикой   России.

Успехи  экономического развития Казахстана неоспоримы: даже в кризисный год экономика выросла на 1,2%. Эксперты говорят о неизрасходованном потенциале этого члена Таможенного союза. Партнеры по Таможенному союзу - Россия и Казахстан - имеют схожие по структуре экономики. Однако экономическая ситуация в Казахстане смотрится на фоне российской более выигрышно. За последние десять лет динамика экономических показателей Казахстана была лучше, чем у многих других стран региона, включая Россию и Украину. Наиболее впечатляющая картина сложилась во время кризиса и после него: банковский сектор Казахстана сумел выжить, а экономика в целом в 2009 году выросла на 1,2%.

В то же время ВВП России, по официальным данным, сократился в том же году на 7,9%.

Отношение внешнего долга к ВВП у Казахстана намного выше, чем в России. В 2009 году долг Казахстана составлял почти 100% ВВП, а в 2010 году он должен быть на уровне менее 90% ВВП, чем в России (по прогнозам, к концу года у нас долг составит около 33% ВВП.

В Казахстане ожидается более быстрый рост экономики и более низкая инфляция, чем в России, что позволит правительству страны продолжать накапливать резервы, ослабит долгосрочные макроэкономические риски и, соответственно, положительно скажется на рынке облигаций. Внешние условия для России и Казахстана примерно одинаковы, а значит, решающее значение имеет политика, проводимая правительствами двух стран. 
Список использованных источников

Информация о работе Банк Казахстана