Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:16, реферат

Описание

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.

Содержание

1. ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3
1.1. КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ БС. 4
1.2. ФУНКЦИИ БС 5
1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА БС 6
1.4. НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯРНЫХ БС 8
2. КОРПОРАТИВНЫЕ СЕТИ БАНКОВ 10
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ БАНКА 10
2.2. АРХИТЕКТУРА КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ БАНКА 11
2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 11
2.4. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УСЛУГИ ДЛЯ БАНКОВСКИХ СЕТЕЙ 13
2.5. КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ БАНКА
(СЕТЬ ЦЕНТРОБАНКА В ВОЛОГДЕ) 15
2.6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
3. СИСТЕМЫ БАНК-КЛИЕНТ 19
3.1. БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НА ДОМУ 19
3.2. ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ "БАНК-КЛИЕНТ" ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ СПОСОБАМИ ОБСЛУЖИВАНИЯ 20
3.3. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СИСТЕМ "БАНК-КЛИЕНТ" 21
3.4. ПРОВАЙДЕРЫ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 22
3.5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ "БАНК-КЛИЕНТ" 23
3.6. СИСТЕМА "БАНК-КЛИЕНТ" ФИРМЫ ИНИСТ 24
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКАМИ СЕТИ INTERNET В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ 27
4.1. РОЛЬ INTERNET В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
4.2. СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ INTERNET ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 28
4.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ INTERNET КАК СРЕДЫ ПЕРЕДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 29
4.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КЛИЕНТАМИ БАНКА ЧЕРЕЗ INTERNET. БЕЗОПАСНОСТЬ РАСЧЕТОВ. 29
4.5. ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СЕТИ INTERNET 31
4.6. ПЕРВЫЕ ПРИМЕРЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОТЫ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В INTERNET 34
4.7. ПРИМЕР БАНКОВСКОГО WWW-СЕРВЕРА В РОССИИ (СЕРВЕР БАНКА "РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ") 35
4.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. 36
5. ПРИМЕНЕНИЕ БАНКОМАТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ 38
5.1. БАНКОМАТЫ 38
5.2. ПОПУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ БАНКОМАТОВ 39
5.3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ БАНКОМАТОВ 40
5.4. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕТИ БАНКОМАТОВ 40
5.5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
6. АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ. 42
6.1. ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ 42
6.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МЕЖБАНКОВСКИХ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ 42
6.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА SWIFT 44
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

Работа состоит из  1 файл

Автоматизация банковской.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)
    1. Конкретный пример построения корпоративной сети банка (Сеть Центробанка в Вологде)
 

     14 июня 1996 г. в Вологде Главное Управление Центрального Банка по Вологодской области совместно с московской компанией IBS и вологодской фирмой "СВТ-компьютерные технологии" провели для представителей крупнейших российских компьютерных изданий презентацию проекта "Сетевая инфраструктура для Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Вологодской области", посвященную сдаче в эксплуатацию  основной части корпоративной сети ГУ ЦБ.

     Понимая необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки, управление информатизации ГУ ЦБ РФ по Вологодской области совместно с фирмой СВТ и компанией BS разработали проект по созданию новой сетевой инфраструктуры ГУ ЦБ. Конечно, сетевая инфраструктура в ГУ ЦБ существовала и до начала разработки и реализации нового проекта, однако существующая сеть выработала свои возможности (несмотря на наличие достаточно большого числа современных компьютеров). В ее состав входило разрозненное оборудование для сетей типа Ethernet, Arcnet и даже на отдельном участке 100VG-AnyLAN. Кроме того, даже не все здания ГУ были связаны в комплекс. Реальная скорость передачи данных была невысокой.

     Банковская система Вологодской области последние пять лет активно развивалась, и сегодня на ее территории функционирует более 70 кредитных учреждений, в том числе, 20 коммерческих банков. Система электронных расчетов в Вологде стала внедряться одной из первых в этом регионе. В основе она имеет широко используемую в банках области автоматизированную банковскую систему "Опердень коммерческого банка", разработанную  местными специалистами и адаптированную затем для ГУ ЦБ. 98% всех расчетов проводятся день в день (реальное время прохождения платежа даже при старых технических решениях составляло от нескольких минут до полутора часов). На сегодня ключевым моментом в построении системы электронных расчетов ГУ ЦБ по Вологодской области, является использование компьютеров A-series фирмы Unisys. ГУ ЦБ самостоятельно ведет работы в направлении технологии клиент-сервер с использованием в серверной части СУБД Oracle, а в клиентской - СУБД Gupta. При этом применяются CASE-средства обеих СУБД. Развертывание новых технологий ведется на недавно приобретенном суперсервере фирмы Tricord. Проходят обкатку технологии документооборота с использованием системы Lotus Notes.

     Еще одно важное направление деятельности ГУ - оперативный и наглядный анализ и управление банковской системой в регионе. Для решения этой проблемы на базе СУБД Oracle построены информационные мосты, которые позволяют собирать базы данных по электронным расчетам и по различным показателям деятельности банков. Эта информация позволяет руководству ГУ оперативно получать справки и вмешиваться в деятельность коммерческих банков.

     При выборе подрядчиков ГУ ЦБ был проведен тщательный анализ компаний, способных реализовать проект. Выбор IBS из четырех претендентов (рассматривались также фирмы "Ай-Ти", "Ланит" и "Экопрок") был определен динамизмом, который показала на начальном этапе работ команда IBS.

 

     Требования, которые предъявлялись к разрабатываемой  системе, были следующими:

  • использование открытой сетевой архитектуры;
  • использование технологии структурированных кабельных систем как минимум с 15-летней гарантией;
  • обеспечение высокой производительности;
  • обеспечение максимального уровня надежности;
  • возможность использования любой технологии передачи данных на любом участке сети;
  • наличие четкого плана миграции к АТМ-технологии;
  • обеспечение выхода в глобальную банковскую сеть, которая должна объединить все областные управления ЦБ, и в сеть области;
  • наличие развитой системы управления сетью;
  • наличие комплекса анализаторов и экспертных систем, обеспечивающих бесперебойное функционирование сети и выдачу рекомендаций по устранению возникающих неисправностей системы.
 

     В итоге при реализации проекта были использованы единая структурированная кабельная сеть для передачи данных и телефонии с пожизненной гарантией на ее компоненты; коммутируемые и некоммутируемые линии Ethernet и FDDI; технологии дублированных связей (resilient links) и дублированных подключений серверов; системы дублирования питания, вплоть до питания самых простых концентраторов, что обеспечивает бесперебойную работу системы даже в аварийных условиях.

     Новая сеть позволяет производить настройку ее конфигурации при перемещении рабочих мест, что уже принесло свои плоды, когда практически сразу после ее запуска, в связи с большим ремонтом, около 10 подразделений ГУ были вынуждены поменять свою дислокацию.

     Задачи анализа и мониторинга сети осуществляются с помощью оборудования семейства Sniffer Expert Analyzer компании Network General, которое способно непрерывно сканировать сеть, выявляя более 200 признаков некорректного функционирования, обобщенных компанией за более чем десятилетнюю историю, и давать рекомендации по их устранению. Для управления всеми активными устройствами сети используются интегрированная система сетевого администрирования на базе продуктов SunNet Manager компании SunSoft и Transcend Enterprise Manager for UNIX компании 3Com.

     Защита информации реализована с помощью архитектуры LSA (LAN Security Architecture) компании 3Com. Режим Disconnect unauthorized device запрещает подключение неизвестных устройств и несанкционированное перемещение устройств. Еще одним фактором, повышающим информационную безопасность, является возможность построения виртуальных локальных сетей (VLAN), предоставляемая устройствами LANplex 2500 и LANplex 6000.

     Сеть связывает около 300 рабочих мест. Комплекс из трех зданий ГУ ЦБ связывается со зданием ВЦ, находящимся от него на расстоянии четырех километров, устойчивым к отказам двойным кольцом линий FDDI, обеспечивающим скорость передачи информации 100 Мбит/с. Параллельно этому кольцу планируется использовать дублирующий телекоммуникационный канал, обеспечивающий скорость передачи информации 2 Мбит/с. Такими же каналами планируется связать этот комплекс с РКЦ г. Череповца и с глобальной банковской сетью Х.25.

     Важно, что переход на новую сеть занял всего два дня без остановки деятельности ГУ.

 

     В результате проведенной работы были улучшены такие параметры сетевой структуры ГУ, как пропускная способность сети, ее защищенность и гибкость, возможность свободного наращивания сети.

    1. Заключение

     В условиях повышенных требований к надежности, безопасности и скорости передачи данных в банковских корпоративных сетях используется самое современное телекоммуникационное оборудование и передовые технологии.

     Характерно использование интегрированной передачи информации. При работе с сетью банкоматов применяют сети X.25. Для связи с удаленными отделениями характерно использование сетей с топологией "звезда". При этом для их построения часто используются сети общего назначения или специализированные национальные банковские сети (в российских условиях до недавнего времени широко применялась связь по сети Relcom).

     Современное телекоммуникационное оборудование, будучи многофункциональным и "прозрачным" для различных протоколов, позволяет строить частную банковскую сеть, используя все преимущества этих протоколов.

     В России и других странах СНГ к сожалению системы национальных телекоммуникаций развиты слабо. В основном  используется морально устаревшее оборудование.  Поэтому банкам приходится вкладывать средства в построение своих собственных систем связи.

 

  1. Системы банк-клиент
    1. Банковские услуги на дому

     Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специялизированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в сторону использования Internet.  Сейчас наиболее популярны смешанные решения.

     Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

  1. Банк предоставляет пользовательский  интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой производящей ПО.
  2. Посредник или провайдер услуг,    например    Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение.
  3. Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через узел Web финансовые институты могут предложить широкий спектр услуг. Таких, например, как представление оперативной информации о финансовых новостях, возможность управления счетами, электронная почта и удаленный доступ к персональной финансовой информации.
 

     Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. 

     С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажный документ.

     Не следует ожидать немедленной прямой выгоды от внедрения системы за счет сокращения персонала или подобных мер. На первых порах эксплуатация  системы потребует денег, выделения техники и обучения сотрудников для ее обслуживания. Возврат вложений происходит позднее и существенно зависит от качества внедренной системы.

    1. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания

     Для клиента банка подключение к  системе "банк-клиент" зачастую коренным образом меняет весь стиль его  взаимоотношений с этим финансовым институтом. Перечислим основные преимущества систем "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания :

  • У банка появляется возможность работать с клиентом практически круглосуточно и при этом существенно сократить расходы на содержание своих отделений.
  • Клиент может осуществить платеж не выходя  из офиса. С учетом транспортных проблем в современных городах это  существенно упрощает процесс платежа. Более того, в более широком смысле это приводит к тому, что клиент перестает быть  территориально привязанным к обслуживающему его банку. У него появляется возможность выбрать банк, который его устраивает по качеству предоставляемых услуг, а не по степени  территориальной близости. В результате усиливается конкуренция между банками, от которой  в конечном счете выигрывают все - и банк, и его клиенты.
  • Вторым чрезвычайно важным для клиента следствием  использования системы "банк-клиент" оказывается появление у него строгой и надежной системы реализации и учета его внешнего документооборота. Качественная система "банк-клиент" позволяет автоматизировать практически весь документооборот между банком и его клиентами. Зачастую эта система для предприятия является первым современным инструментом, а для некоторых, и первым средством внутренней автоматизации.
 

     Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть автоматизирован и реализован в виде электронного документооборота банка со своими клиентами. Ограничения обусловлены лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

    1. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"

     Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для использования в системе "банк-клиент". Для взаимодействия в режиме on-line могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем электронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и ограничения, затрудняющие их использование.

Информация о работе Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети