Анализ кредитования малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:15, контрольная работа

Описание

Цель самостоятельной работы – изучить, проанализировать банковские услуги, предоставляемых кредитными институтами. Предмет изучения – кредитование малого и среднего бизнеса. Объект изучения – кредитные институты.

Содержание

Введение 3
1 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса 5
1.1 Основная проблема кредитования малого и среднего бизнеса 5
1.2 Проблемы кредитования нового бизнеса 7
1.3 Причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса 9
2 Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса 13
2.1 Способы решения проблем кредитования малого бизнеса 13
2.2 Меры по созданию благоприятных условий для кредитования 16
3 Программы кредитования малого и среднего бизнеса 21
3.1 Программы кредитования малого бизнеса в банках «УралСиб» и «Сбербанк» 21
3.2 Особенности кредитования малого бизнеса на примере ОАО «Русь-Банк»
23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа по ДКБ Хафизовой Лейсян гр.Э-33.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

                                                             Экономико-математический факультет

                                                           Кафедра финансового менеджмента 
 
 

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Деньги,кредит,банки»

    на  тему «Анализ кредитования малого и среднего бизнеса» 
 
 
 
 

                                                                            Выполнила: студентка 3 курса

                                                       очной формы обучения

                                     группы Э-33

                                         Хафизова Л.Ш.

                                       Проверил: асс

                                         Вострецов А.И. 
 
 

Нефтекамск 2010

СОДЕРЖАНИЕ    
Введение                                                                                                                            3
1 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса 5
   1.1 Основная проблема кредитования малого и среднего бизнеса 5
   1.2 Проблемы кредитования нового бизнеса 7
   1.3 Причины отказа в предоставлении кредитов для бизнеса 9
2 Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса 13
   2.1 Способы решения проблем кредитования малого бизнеса 13
   2.2 Меры по созданию благоприятных условий для кредитования 16
3  Программы кредитования малого и среднего бизнеса 21
   3.1 Программы кредитования малого  бизнеса в банках «УралСиб» и «Сбербанк» 21
   3.2 Особенности кредитования малого бизнеса на примере ОАО «Русь-Банк» 23
Заключение                                                                                                                                                                                                                                                                                28
Список  использованных источников и  литературы                                                                                30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

           Развитию малого предпринимательства  придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

           Малые предприятия призваны решить следующие задачи:

           - дальнейшее углубление специализации в сфере производства и услуг, в том числе путем освобождения крупных предприятий от выпуска изделий мелких серий, малых объемов, единичных экземпляров;

         - повышение гибкости производства и его способности к быстрому обновлению выпускаемой продукции благодаря тому, что малые предприятия легче управляемы и более мобильны в процессах любой модернизации и перестройки - как в тактике, так и в стратегии;

          - развитие подотраслей маломасштабных специализированных производств, органически связанных с крупными предприятиями и дополняющих их;

         - удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах (работах, услугах) самого широкого и разнообразного качества, которое в принципе не может обеспечить крупное производство, ориентированное в первую очередь на массового потребителя;

        - ускоренное вовлечение населения в активную экономическую деятельность в относительно комфортных морально-психологических условиях малых коллективов.

        Российская современная действительность формирует малый бизнес в нашей стране. На самом деле вести бизнес в России не так легко. Номинально власти все-таки поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития, а на деле зачастую государство ставит немало препон. Явную поддержку в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии малого бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается парадоксальная ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к малому бизнесу, менее всего настроен содействовать его развитию.

           Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.

          Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

          Цель самостоятельной  работы  – изучить, проанализировать  банковские услуги, предоставляемых кредитными институтами. Предмет изучения – кредитование малого и среднего бизнеса. Объект изучения – кредитные институты.

             Кредит для бизнеса предоставляется на самые различные цели: открытие или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, диверсификация производства, для приобретения оборудования, покупки автотранспорта, движимого или недвижимого имущества и т.д. Обычно предприниматели получают кредит под обороты, залог коммерческого имущества или под залог имущества третьих лиц. Также банки предлагают воспользоваться поручительством других более крупных компаний или различных фондов содействия кредитования бизнеса. Иногда возможны варианты и безналогового кредитования, но все эти варианты очень индивидуальны и зависят от многих факторов: суммы кредита для бизнеса, кредитной истории заемщика и т.д. Все-таки приоритетным видом залогового обеспечения пока остается недвижимость в виду ее высокой ликвидности.

          Кредитование малого бизнеса наиболее приоритетное направление деятельности банков. Так или иначе, суммы кредитов, взятые для малого бизнеса, на порядок выше остальных целевых кредитов, будь то кредит на авто или ипотечное кредитование. Именно поэтому банки предъявляют к своим клиентам жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала. Еще одной особенностью кредитования малого бизнеса является более сложная процедура получения кредита для бизнеса, поскольку банки всегда стремятся минимизировать свои риски при работе с предприятиями. Банки запрашивают объемные пакеты документов, перечень которых может быть индивидуальный у каждого банка. Но, как правило, в него входят: анкета-заявление на предоставление кредита для бизнеса, предоставление финансовой и налоговой отчетности, списки дебиторов и кредиторов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.

            Кредитование малого бизнеса представляет для государства значительный интерес, поскольку развитый малый бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики.

         Таким образом, государство обязано принимать всевозможные меры, чтобы кредитование малого бизнеса стало доступным широкому кругу предпринимателей. Надо все-таки отметить, что государственный банк «Сбербанк» является одним из самых крупнейших игроков на рынке кредитования малого бизнеса, темпы роста ссудной задолженности которого постоянно увеличиваются. В остальных видах кредитования«Сбербанк» также занимает одно из ведущих мест. Малый бизнес не терпит излишней бумажной волокиты, бюрократии, медленного некачественного сервиса банковского обслуживания. Не меньший интерес для предпринимателей представляют критерии оценки платежеспособности заемщиков, ведь от этого зависит решение по кредиту1.

        В своей работе я хочу подробнее рассмотреть кредитование малого бизнеса. Поэтому цель моей работы будет заключатся в следующем:

      1)выявить проблемы с которыми сталкиваются банки и их клиенты, т.е. малые предприятия при кредитовании;

      2)выявить недостатки и причины, препятствующие росту кредитования малого и среднего бизнеса, и способы их устранения;

      3)рассмотреть программы кредитования малого и среднего бизнеса, разработанные в банках «УралСиб» , «Сбербанк» и «РусьБанк» .Дать им сравнительную характеристику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО  БИЗНЕСА 

    1. Основная  проблема кредитования малого и среднего бизнеса
 

         Как известно, на долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится немалая часть ВВП в экономике развитых стран. В России наблюдается все еще крайне небольшой удельный вес малых предприятий в общем объеме, как производства товаров, так и в сфере услуг. Соответственно, от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, а значит поддерживать предпринимателей сегодня жизненно необходимо. В тоже время, уже достаточно давно остается актуальным вопрос кредитования субъектов малого бизнеса, или их простого доступа к финансовым ресурсам банковской системы.

         Данная проблема остается на повестке дня, несмотря на то, что в последние несколько лет на рынке кредитования малого бизнеса произошли существенные сдвиги. Целевые программы по кредитному обслуживанию предпринимателей в массовом порядке стали появляться в отечественных банках всего несколько лет назад, причем эти шаги достаточно быстро привели к заметным положительным результатам. В ряде банков показатели объемов кредитования предпринимателей после введения в действие таких программ выросли в несколько раз, и вдохновленные таки успехом финансисты собираются уже в ближайшем будущем привлечь еще больше заемщиков.

          Первые специальные программы, ориентированные на кредитование малого бизнеса появились в России только примерно в 1998 году. Начиная с этого момента число банков, оказывающих услуги по кредитованию небольшого частного бизнеса, постоянно росло. То обстоятельство, что малым предприятиям хронически не хватает оборотных средств, стало поводом для вполне серьезного делового интереса банкиров по отношению к предпринимателям. Для бизнесменов же, в свою очередь, наиболее насущным вопросом по-прежнему остается стоимость такого кредитования. Ведь даже средний показатель процентных ставок по таким кредитам все еще остается высоким, что существенно уменьшает спрос со стороны пусть даже и заинтересованных заемщиков.

         И все же банкиры надеются расширить клиентскую базу данных кредитных продуктов и в таких непростых условиях. Причем, привлекать новых заемщиков банки планируют вовсе не за счет снижения стоимости кредитов, а в результате внедрения упрощенных схем кредитования и упрощения процедур получения таких займов. Такие кредитные продукты действуют на финансовом рынке уже сегодня, и представлены всевозможными овердрафтами, безналоговыми экспресс-кредитами, малыми кредитами и различными разновидностями проектного финансирования.

         При работе по таким схемам, после предоставления заемщиком в банк необходимых документов, претендующее на кредит предприятие оценивает специальный кредитный эксперт. Во время визита этого специалиста заемщику будет необходимо раскрыть интересующие кредитного эксперта финансовые данные о хозяйственной деятельности предприятия, а также сообщить о других «нюансах» своего бизнеса. То есть, не исключено что предпринимателю придется поделиться с банком информацией, которая до недавнего момента никому не разглашалась под предлогом «коммерческой тайны»2.

         Наиболее часто, по наблюдениям финансистов, кредитование малого и среднего  бизнеса используется сегодня предпринимателями для пополнения оборотных средств, покупки оборудования, недвижимости или приобретения автомобилей. Залогом в таких случаях обычно служит личная собственность заемщика, либо приобретаемые им имущественные активы. При выдаче кредита на срок до трех лет банками практикуются узкоспециализированные программы, рассчитанные на заемщиков определенной сферы деятельности. Такие кредитные продукты формируются специально, например - для ювелиров, аграриев, либо предпринимателей, ведущих бизнес в сфере транспорта, или розничной торговли. Конкуренция среди банков рынке бизнес-кредитования постоянно растет, однако, по мнению экспертов, уменьшение стоимости таких кредитов в ближайшее время вряд ли произойдет, причем - невзирая на предпринимаемые государством попытки удешевить кредиты для малого бизнеса за счет применения специальных программ.

Информация о работе Анализ кредитования малого и среднего бизнеса