Анализ и развитие потребительского кредита в современной России на примере ОАО "РБР"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:42, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим, возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кредитования 6
1.1. Понятие «кредит» и «система кредитования» 6
1.2. Принципы кредитования 15
1.3. Кредитные операции банка 18
Глава 2. Теоретические основы потребительского кредитования 29
2.1. Государственное регулирование потребительского кредитования в РФ 29
2.2. Законодательное регулирование потребительского кредитования 35
2.3. Основные теоретические положения применения потребительского кредитования в России и за рубежом 43
Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования 65
3.1. Анализ сектора потребительского кредитования в РФ в 2006 году 65
3.2. Анализ потребительского кредитования на примере ОАО «Русский Банк Развития» 68
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования в РФ 79
Заключение 84
Список литературы 85
Приложение 1 89
Приложение 2 91

Работа состоит из  1 файл

Анализ и развитие потребительского кредита в современной России на примере ОАО РБР.doc

— 436.00 Кб (Скачать документ)

Теперь о плюсах. Положив в свой сейф ПТС вашего авто, банк застраховался от недобросовестного кредитного поведения клиента: если перестанете платить, он может отнять машину. Поэтому автомобильные кредиты банки выдают технологически проще и, как правило, на более крупные суммы, чем нецелевые кредиты. Это преимущество является для многих потребителей решающим, перевешивая упомянутые сложности.

Серьезный передел - или  формирование, назвать можно по-разному - российского рынка автокредитования произошел именно в 2002 году. Это было вызвано тем, что в апреле 2002 года ЦБ отозвал лицензию у Инвестиционной банковской корпорации (ИБК). ИБК выдавала автомобильные кредиты с начала 2000 года, возродив тем самым рынок, практически умерший после кризиса 98-го года. Именно эта финансовая организация задавала тон на рынке: приблизиться к ее показателям конкуренты не могли. Есть даже мнение, что прочие банки предоставляли автокредиты исключительно для того, чтобы представить клиентуре максимально широкий спектр услуг - так сказать, «до кучи». Однако гибель лидера привела не к краху рынка, а, напротив, его бурному развитию. В сферу автокредитования устремились «дремавшие» доселе банки, и сегодня до десятка активных игроков предлагают во многом сходные условия.

Оценки рынка специалистами несколько разнятся. По одним данным, на середину 2006 года годовой объем московского рынка составляет $150-170 млн, что при среднем размере кредита в $18 тыс. составляет чуть меньше 10 тыс. кредитов в год. По этим расчетам, рынок автокредитования по сравнению с серединой 2004 года вырос в пять раз. Есть и более впечатляющие «свежие» оценки - $250 млн в год, однако, по мнению большинства опрошенных специалистов, эти цифры завышены. Так или иначе, нынешняя ситуация позволяет говорить если не о буме, то о бурном развитии автомобильного кредитования (подобная тенденция, впрочем, наблюдается и в прочих сферах кредитования).

Показательно и другое: если год назад о кредитах можно  было говорить применительно к конкретной марке автомобиля и автосалону - кто дает кредиты? кто нет? на какие машины?- то сейчас практически нет сколько-нибудь известных салонов, где кредитование не практикуется вообще. Да и марки машин, покупаемых в кредит, могут быть какие угодно. Позвонив, например, в ООО «Кунцево Автохаус Трэйдинг», чтобы выяснить рекламируемые официальными дилерами особые условия приобретения в кредит автомобиля Ford Focus, я параллельно узнала, что в этой же фирме в кредит можно купить еще десяток марок ведущих мировых автопроизводителей. Пожалуй, интереснее вопрос, на какие машины потребители берут кредиты? В фирме «Ауди Центр Москва», например, мне сообщили, что в кредит почти исключительно покупают модели А 6 и А 4. Представительские А 8 покупают без кредитов, равно как стильные А 2 и спортивные Audi TT. Этот пример можно экстраполировать и на модельные ряды других марок автомобилей: кредитами в первую очередь пользуются те, кому нужна «машина для жизни». Те же, кто приобретает «роскошь на колесах» или «дорогую игрушку», в кредитах, как правило, не нуждаются.

Рассмотрим типичную кредитную схему, по аналогии с которой можно рассчитать схему покупки автомобиля различной марки и стоимости.

Итак, в том же «Ауди  Центр Москва» можно прибегнуть к услугам любого из семи банков. При стоимости модели А 6 определенной комплектации $36 тыс. необходимый первоначальный взнос (треть цены) составит $10,8 тыс. Таким образом, в кредит берется $25,2 тыс. Максимальный срок кредитования - три года. При самой распространенной процентной ставке 14% годовых ежемесячный платеж составит $861. За три года клиент отдаст банку $31 тыс., удорожание автомобиля составит $5,8 тыс., или 16%. Таким образом, каждый год рассрочки будет удорожать машину примерно на 5%, а не на годовую ставку по кредиту - 14%. Почему? Дело в том, что в кредитных схемах годовые проценты рассчитываются не с первоначальной, а с остаточной суммы займа.

Заметим, что приобретать  А 6 по такой схеме может человек, заявивший свой месячный доход в $1,7-1.8 тыс. (в этом случае ежемесячный  платеж по кредиту - меньше половины заработка). На практике, понятно, мало кому из людей с такой зарплатой подобная машина «по зубам».

Впрочем, автокредитование вступило в стадию бурного развития не из-за совершенства финансовой схемы, а из-за реального упрощения механизма  получения кредита.

Лариса Занина, руководитель направления «лизинг и кредитование» «Ауди Центр Москва»: «Мы стремимся, чтобы кредитные документы клиент оформлял прямо у нас в автосалоне. Известно, что, если покупателя отпускать - он не возвращается. Поэтому в банк нашему клиенту нужно ехать только один раз, чтобы подписать договор».

По словам г-жи Заниной, практически все банки сегодня  не требуют в качестве обязательного  условия предоставление официальной  справки о доходах - достаточно рукописного  заявления клиента. Также и с поручительством: оно или вообще не требуется, или зачастую за мужа, скажем, может поручиться жена. Даже если ее личные доходы незначительны.

Для рынка автокредитов вообще характерен такой расклад: чем  дороже кредит - тем легче его  получить. Чем меньше процентная ставка - тем больший пакет документов должен предоставить заемщик.

Екатерина Кваснюк, менеджер по потребительскому кредитованию и  лизингу компании «АвтоГанза» (официальный  дилер Volkswagen): «Ставка кредита может  зависеть от пакета предоставленных заемщиком документов. Скажем, ММБ даст вам кредит под 12% годовых при наличии официальной справки о доходах, а без нее - под 14%. А если вы готовы взять кредит под 17%, то Русь-банк выдаст вам от $5 тыс. до $50 тыс., удовлетворившись одними только ксерокопиями паспорта и водительского удостоверения».

Нужно отметить, что тенденция  к упрощению схем выдачи кредитов всеми игроками рынка абсолютно  явная - видимо, сегодня это главный  способ борьбы за клиента. С другой стороны, нужно учитывать существующие здесь тонкости. Обходиться без справки о «белых» доходах - это требование рынка, а вот директивы ЦБ выдвигают к коммерческим банкам прямо противоположные требования. Поэтому вряд ли станет универсальным правило, что банк поверит рукописному заявлению любого клиента. Общую платежеспособность клиента кредитные эксперты банка рассматривают индивидуально, и «тем индивидуальнее», чем выше сумма предполагаемого кредита. Если кредитовать вас по каким-то причинам не захотят - официальное объяснение этому («отсутствует информация о доходах заемщика») всегда найдется.

Автокредитные предложения  разных финансовых структур действительно  все меньше отличаются друг от друга. Среди оригинальных предложений  стоит отметить уже упоминавшийся  план приобретения в кредит автомобиля Ford Focus. Первоначальный взнос клиенту предлагается сделать не 30, а 50%. Для автомобиля стоимостью около $12 тыс. это составляет $6 тыс. Ставка кредита предлагается всего 10% годовых. В течение двух с половиной лет клиенту предлагается выплатить по $240 ежемесячно. Эта сумма включает в себя страховку на первый год, причем КАСКО рассчитывается также по весьма низкой ставке - 6,9% от стоимости машины плюс $130 ГО, а страхование жизни водителя не требуется. Если недавно начавшая работать схема не даст сбоев и не выявит неприятных для потребителя подводных камней, дилеры Ford вполне имеют шанс привлечь не только любителей новых иномарок, но и представителей той значительной части россиян, чьи амбиции сегодня не идут дальше приобретения продукции отечественного автопрома,- нетрудно заметить, что сумма первоначального взноса за Focus эквивалентна цене новой вазовской «десятки».

Амбициозные проекты  озвучивает и команда менеджеров, которая после падения ИБК  перешла в Европейский трастовый  банк. На днях автодилерам была представлена комплексная программа обслуживания, отличительная черта которой - отсутствие верхней планки выдаваемого кредита. Кроме того, «Евротраст» объявляет о готовности гибко подходить к оценке платежеспособности клиента и кредитовать приобретение подержанных автомобилей. Последние два момента, однако, эксклюзивными не являются. Однако, по мнению банкиров, на первое место сегодня выходит не оригинальность, а качество предоставляемых банковских услуг.

Борис Новиков, вице-президент  Европейского трастового банка: «Разница в процентной ставке в один-два-три процента для клиента на самом деле является не очень существенной - в подавляющем большинстве случаев это что-то около $10 в месяц. Куда важнее, насколько быстро банк работает с документами, насколько технологичен процесс выдачи кредитов. Кроме того, потребителю имеет смысл уточнять в деталях все условия. Некоторые банки, например, берут определенную сумму только за рассмотрение вашей заявки и не возвращают эти деньги, даже если заявка отклонена. Или берут дополнительный, не заявленный ранее процент за открытие и ведение счета. Мы во главу угла ставим технологичность и четкость выполнения объявленных условий и в скором времени рассчитываем завоевать минимум 30% рынка автокредитования».

Очевидно, озвученное правило можно считать главным при выборе среди схожих кредитных предложений: в автосалоне или банке следует детально оговаривать сроки исполнения обязательств, а также размеры всех, в том числе «неявных», выплат. Маркетинговые исследования как программ разных банков, так и предложений по конкретным маркам автомобилей потребитель может провести при помощи специализированного интернет-сайта carloan.ru.

Нужно также иметь  в виду, что излишне высокие  процентные ставки - неоправданный  подарок банкирам. Конкуренция наверняка заставит их все больше снижать валютную ставку, которая уже сегодня то тут, то там опускается ниже привычных 14%. Тем более что жители цивилизованных стран, как правило, «живут взаймы» под 5-7% годовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ развития потребительского кредитования

 

3.1. Анализ сектора потребительского  кредитования в РФ в 2006 году

 

Объем кредитов, предоставленных  российским банковским сектором физическим лицам в рублях и иностранной  валюте, по последним данным ЦБ РФ, составил на 1 декабря 2006 г. 281,9 млрд. руб. ($9,5 млрд.), что более чем в 2 раза больше (на 107,1%) в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Напомним, что за 11 месяцев 2006 г. объем предоставленных потребительских кредитов вырос в долларовом выражении на 112% по отношению к началу года. Данные темпы роста кредитования частного сектора являются рекордными за последние годы. Напомним, что на конец 2005 г. объем частного кредитования составил 142,2 млрд. руб. ($4,5 млрд.), рост составил 42,4% (см. рис. 1).

Рисунок 2. Тенденция развития потребительского кредитования в России

В отношении к суммарным  активам банковского сектора  и общему объему выданных кредитов темпы роста потребительского кредитования в 2006 г. несколько меньше, но, тем  не менее, довольно существенны. Так, доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков России выросла до 5,2% на 1 декабря 2006 г., а доля во всем объеме кредитования банковским сектором практически до 10%.

Доля кредитов, предоставленных  физическим лицам в рублях, практически не изменилась и составила на конец 2006 г. 82% (81,5% – на конец 2005 г.).

Региональная структура  потребительского кредитования, как  и кредитование реального сектора, характеризуется крайней неравномерностью (см. рис. 2). Так, более 80% выданных кредитов приходятся на Центральный округ. Причем из них 97% приходится на Москву. Наименьшим объемом кредитных ресурсов обладают жители Дальневосточного округа (1,4%) и Южного округа (1,4%).

 

 

Рисунок 3. Региональная структура потребительского кредитования в России на конец 2006 года, %

 

Очевидно, что, несмотря на высокие темпы роста розничного кредитования в России, потенциал  данного сегмента остается огромным. Кроме того, наблюдаются активные процессы усиления конкуренции в  данной области, что создает дополнительный импульс для развития. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.

Однако у банков может  возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Так, в настоящее время банки кредитуют население под довольно высокие проценты, закладывая высокие риски невозврата из-за недостаточного объема сведений о партнере при заключении сделки, но в ближайшем будущем по мере усиления конкуренции в секторе, особенно с активизацией прихода иностранных банков, ставки будут снижаться. Соответственно риски у российских банков будут расти, так как они пока еще не достаточно финансово устойчивы и при существенном невозврате кредитов их стабильное положение может пошатнуться.

Решить данные проблемы призвана система кредитных бюро. Напомним, что институт кредитных  историй (кредитные бюро) создается для более точной оценки потенциальных заемщиков. Эти учреждения ведут картотеку, содержащую информацию о прошлых кредитных операциях заемщиков, основываясь на сведениях, предоставляемых кредитными организациями, а также собственных источниках. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, получают доступ к этой информации. Таким образом, кредитные организации получают возможность гораздо более точного прогнозирования и составления наименее рисковых кредитных портфелей, а добросовестные заемщики получают доступ к более дешевым кредитным ресурсам за счет более эффективной, быстрой и менее дорогостоящей процедуры оценки связанного с ним риска. Кроме того, стимулируется повышение дисциплины возврата кредитных средств. Таким образом, создание действенного института кредитных историй является необходимой мерой для дальнейшего цивилизованного и эффективного развития банковского кредитования в стране.

 

3.2. Анализ потребительского кредитования  на примере ОАО «Русский Банк Развития»

Русский Банк Развития основан в 1992 году. На сегодняшний день Банк входит в число 100 крупнейших банков России по размеру собственных средств  и активов.

Информация о работе Анализ и развитие потребительского кредита в современной России на примере ОАО "РБР"