Японский менеджмент на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение японского менеджмента как целостной системы; рассмотреть опыт внедрения японской модели менеджмента в России, на основании которого сделать вывод, сможет ли японская концепция менеджмента стать решением проблем в области управления, с которыми столкнулась Россия в настоящее время; выявить сложности на пути внедрения японской системы менеджмента и дальнейшие перспективы развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1.1. Понятие и цели менеджмента

1.2. Эволюция управленческой мысли

1.3. Развитие японского менеджмента и основные принципы управления

2. КОНЦЕПЦИЯ КАЙДЗЕН - КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1.1. 5S

2.1.2. Кружки качества, TQC, TPM

2.1.3. JIT

2.2. Различия подходов к менеджменту на Востоке и Западе

3. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

3.1. Развитие отечественного менеджмента

3.2. Концепция кайдзен как возможный путь решения проблем менеджмента в России на современном этапе

3.3. Опыт внедрения японской системы менеджмента

3.4. Результаты и выводы внедрения кайдзен на российских предприятиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

социолог.doc

— 318.45 Кб (Скачать документ)

     Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. (Герчикова, Менеджмент, с.22)

     Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю над производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке. По мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - людских, материальных, финансовых, трудовых и др., задачи управления непрерывно усложняются. 

     1.2 Эволюция управленческой мысли 

     Даже в самых древних обществах требовались люди, которые умели координировать и направлять действия других людей на достижение общих целей и ценностей: в политической среде (установление порядка, правил, законов); в экономической (добыча, распределение или производство благ), а также в оборонительной сфере (защита людей от врагов и стихии).

     Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.

     Исследователи истории менеджмента отмечают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах (три тысячи лет до н.э.), когда шумерские жрецы, регулирующие обмен различными товарами, научились записывать результаты успешных сделок и стали первыми бизнесменами, управляющими своим делом для достижения личного и общественного интереса. Очередной скачок в развитии менеджмента связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1750 лет до н.э.), который установил общие правила уже для всего общества, которые были изданы как свод законов управления государством. Через 1200 лет произошла очередная управленческая революция, приведшая к соединению государственных методов правления с контролем над деятельностью в строительстве и производстве. Тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.

     Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в европейской цивилизации потребовало смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни. Произошло отделение управления организациями от владельцев собственностью, которые стали нанимать управляющих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности наёмных управляющих. (Алексеевсий, Введение в рос. М-т, с 8) В конце XIX - начале XX века возникли очень крупные и неэффективные в управлении организации (тресты, синдикаты), нередко приводившие к кризисным ситуациям в экономике целых стран. Тогда впервые обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менеджмент американский инженер Фредерик У. Тейлор. Школа научного менеджмента, базирующаяся на его трудах, ориентирована на совершенствование организации труда рабочих, повышениеего производительности за счет усиления интенсификации. В нашей стране идеи научного управления развивались до и после революции 1917 г. Наиболее известны работы А. А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева и других ученых посвящены способам повышения производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления.

     Менеджмент все в большей степени опирался на профессиональные и личные качества персонала предприятий. Элтон Мейо проводил социологические исследования для изучения влияния внутригрупповых отношений на производительность труда. Так возникла школа «человеческих отношений».В ней внимание уделяется гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими, созданию благоприятного социально-психологического климата, установлению межличностных отношений в группах и коллективе в целом, исключающих конфликтные ситуации.(Юккеаева. М-кратк.курс, с 15)

     На рубеже 70-х годов XX в. широкую популярность завоевали идеи «ситуационного подхода». Его суть состоит в том, что необходимо решать текущую, конкретную управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Данный подход в настоящее время доминирует в американской теории управления. (конспект лекций, с. 25)

     Итак, менеджмент двигался от постановки и первых попыток решения задачи эффективной мотивации наёмного труда, а также «устранения конфликта между наёмным трудом и капиталом» (Элтон Мэйо) к осознанию того, что реализовать мощный потенциал производительных сил (людей и техники) можно только решив проблему личной заинтересованности работника в совершенствовании производственного процесса. Движение по этой восходящей линии привело управленческую мысль к пониманию, что проблему личной заинтересованности работника в рамках системы «предприниматель - наёмный персонал» можно решить, если дать руководителю четкий и ясный свод правил и порядок действий в деле мотивации человеческого ресурса. 

     1.3 Развитие японского менеджмента и основные принципы управления 

     Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Это не означает, что до 1945 года в Японии не было системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики.

     В начале девятнадцатого века промышленная революция привела к массовому производству товаров и создала современную промышленную организацию. Новые компании с их резко возросшим производственным потенциалом потребовали и новой системы управления. Стала очевидной необходимость накопления знаний об управлении, его природе и механизмах влияния на производственный процесс. Возрос интерес к промышленным исследованиям, появились первые работы по управлению: С. Кубота -- «Практическое промышленное управление» (1908 г.), Ё. Саканиси -- «Предприятие» (1904 г.), Х. Цумура -- «Развитие типов предприятий» (1905 г.) и др.

     Важные изменения происходят и в системе экономического образования. Во многих учебных заведениях открываются кафедры торгово-промышленного управления и научного менеджмента. Резкие изменения происходили и в производственной организации. В 1924 г. корпорация «Форд» создает дочернее предприятие в Японии и начинает сборку автомобилей. Прослеживается и влияние американской теории управления, основными темами исследований этой школы были: исследования форм оплаты труда, распределения прибылей, консультаций между управляющими и рабочими, фабричных комитетов, фабричной гигиены, промышленной психологии и пр. Таким образом, мы видим, что в 1912--1926 гг. в среде практиков стали популярными и были внедрены американские принципы научного менеджмента. Это привнесло элементы менеджмента в такие области, как наука о коммерции, экономика коммерции, теория промышленного управления, в которых ранее слабо были отражены вопросы управленческого контроля. Объекты изучения также сместились от изучения торговли к изучению промышленности, от организации работы к изучению управленческого контроля, к развитию теории предприятия. Типичным объектом стал промышленный капитал (промышленные предприятия), на повестке дня оказались вопросы, имеющие предметом исследования: производство, контроль, и, наконец, была открыта дорога к современной науке об управлении.

     Период 1926--1944 гг. характеризуется периодом кризиса и военного времени, но также и этапом рационализации промышленности. Ученых продолжает волновать проблема увеличения производственного потенциала, отсюда в работах наблюдается развитие вопросов рационализации и фабричного менеджмента, производительности и технологии, а исследования вопросов управления трудом никогда не ослабевали в работах японских ученых.

     Период послевоенного восстановления (1945-1954 гг.) характеризуется периодом политики оккупационных властей, политикой демократизации; аграрной реформой, роспуском дзайбацу, развитием рабочего движения; появлением военных заказов в период Корейской войны («бум спецзаказов»); восстановлением суверенитета, зависимостью от США.

     Появляются теории демократизации предприятий, теории внутренней организации предприятий. Они отражают политику демократизации в условиях оккупации. Как отражение политики по демократизации экономики начинается полемика о «новых менеджерах». Разворачивается полемика о том, должен ли менеджмент быть наукой об экономике управления или наукой об организации управления. В этот период развития японской науки управления развивается и, более того, находится на закате классическая или административная школа управления.

     В начале 1950-х в Японию пригласили д-ра Деминга для консультирования руководителей в сфере бизнеса по качеству, движению, которое ознаменовало послевоенное оздоровление Японии и ее экономический подъем на мировых рынках. Основные составляющие метода Деминга содержатся в списке целей, который он называл «14 пунктов» успеха. Это можно считать отправной точкой движения за качество в Японии. Сегодня во всем мире знают, что японцы считают высокое качество ключевым моментом для повышения производительности и увеличения прибыли.

     В период высоких темпов экономического роста и открытой экономики (1955--1973 гг.) происходит переход к экономической системе, интегрированной в мировую экономику; происходят крупные слияния компаний, возрождение концернов; наблюдаются перегибы в политике высоких темпов экономического роста. Именно в эти годы наблюдается бум менеджмента. Продолжается исследование американского менеджмента, но это уже не просто популяризация, а теоретические и систематические исследования, серьезное развитие теории менеджмента в количественном и качественном отношении.

     Период окончания высоких темпов экономического роста, агрессивного экспорта и выхода на зарубежные рынки (с 1974 г.) характеризуется переходом к плавающему обменному курсу иены; первым и вторым нефтяными шоками, наблюдаются низкие темпы экономического роста, все это сопровождается спадом «сильной иены», крушением финансового бума; усилением экспорта и превращением в крупную экономическую державу, расширением внутреннего спроса и структурной перестройкой промышленности; вывозом лишнего капитала в виде зарубежных инвестиций (происходит выход предприятий на внешние рынки).

     На протяжении 20 послевоенных лет США считалось лидером в мировой экономике: повышение производительности труда составляло ежегодно 3%, лидирующее положение в мировой торговле - 25% мирового рынка промышленной продукции. Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности труда резко изменилась. В период с 1973 по 1983 г. рост производительности в США падал приблизительно на 0.4% в год. В 1979 г. падение производительности составило фактически уже 2%. Доля американского экспорта на мировом рынке снизилась на 11%.В Японии же рост производительности труда был значительно выше среднемирового показателя. Эта же тенденция продолжала действовать и в 80-х годах.

     Причина ведущей роли Японии в области производительности и ключ к ее повышению на производстве в США не представляет мистического секрета. Причина здесь одна - хорошее управление. Человек с его слабостями и возможностями был помещен в самый центр управленческой концепции. Еще в 30-годах К. Мацусита, глава компании «Мацусита дэнки» осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля.

     По мере продвижения японских предприятий на внешние рынки японский стиль управления, а именно, изменения в оценках японского стиля управления в стране и за рубежом, становится все более и более привлекательным. Возникла необходимость выделения универсальных и особенных черт японского стиля управления.

     По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, не только виновных за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.
  4. Управление, ориентированное на качество. При управлении производственным процессом на японском предприятии главная забота управляющих - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю над качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
  6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

Информация о работе Японский менеджмент на российских предприятиях