Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:53, доклад

Описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.

Работа состоит из  1 файл

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 79.98 Кб (Скачать документ)

в решении проблемы.

    

  1. Тот, кто управляет подчиненными, - руководитель лишь      наполовину.
  2. Состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен      управлять и
  3. вышестоящими по должности.

     

  1. Наделение подчиненных правами
  2. стимулирует всестороннее      развитие их способностей и активизирует их
  3. творческие возможности.      Руководитель является воспитателем своих
  4. подчиненных. Он должен делится с      ними знаниями и накопленным опытом
  5. непосредственно на рабочих местах.      Одним из методов подготовки кадров,
  6. имеющим немаловажное значение,      является наделение подчиненных необходимыми
  7. правами, позволяющими им      решать вопросы по своему усмотрению. При этом
  8. подчиненные должны хорошо      представлять себе общую стратегию фирмы.

     

  1. Не стремитесь постоянно следить за реакцией      вышестоящего руководства на
  2. результаты труда.

     

  1. Руководители среднего звена и его
  2. подчиненные отвечают      за достоверность информации о результатах своего
  3. труда.

     

  1. Руководство среднего звена несет ответственность за
  2. деятельность кружков качества.

     

  1. Сотрудничество и связь с
  2. другими отделами - это и есть      управление по функциям.

     

  1. Ориентация на перспективу - залог успешной деятельности      фирмы. Глава фирмы
  2. должен ориентироваться в своей работе на 10 лет вперед,      руководитель
  3. высшего звена -на 5 лет, руководитель отдела - на 3 года и      подразделения -
  4. по крайне мере на 1 год.

 

В заключении рекомендую руководителям среднего звена, занимающим важные и

ответственные должности, на своих фирмах, решать стоящие перед ними задачи

инициативно, с  достоинством и уверенностью в своих  силах”.

Считается, что  власть менеджмента в Японии законна, и поэтому она с

готовностью принимается  и уважается. Рабочие чувствуют, что их менеджеры

более образованы и компетентны. Менеджеры не имеют  избыточных привилегий, что

могло бы вызвать  ревность. Их оклады и другие вознаграждения считаются

скромными по сравнению к их заслугам. А эффективный менеджмент является

необходимым условием для процветания самих рабочих.

Выводы, которые  можно сделать, рассматривая японскую систему управления, таковы:

·         люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной

вертикальной  связью в структуре коллектива, которая  воспринимается как

гарантия защищенности и безопасности;

    

  • основной задачей менеджера является поддержка в коллективе      духа
  • корпоративности, объединении работников общими интересами и      пониманием
  • общих целей работы;

     

  • когда создана обстановка, обеспечивающая
  • групповое      принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в
  • достижение      цели в полную меру своих способностей.

 

                          III. Система контроля                         

Управленческий  контроль - это сокращенное определение  управленческого

планирования  и обратной связи, которое является инструментом деятельности

менеджеров в  достижении организационных целей. Способность человека управлять

имеет определенные пределы, поэтому должен быть найден оптимальный масштаб

бизнеса, позволяющий управлять эффективно.

Можно рассмотреть  этот процесс на примере фирмы  “Мацусита”. В основу

организации фирмы  положена система филиалов. Они классифицируются следующим

образом:

1.      для высших управляющих компаний  с целью контроля управляющих

филиалами - система  планирования в филиалах, система  внутреннего капитала

филиалов, система  ежемесячных бухгалтерских отчетов;

    

  1. для управляющих филиалов с целью контроля руководителей      отделов -
  2. бюджеты отделов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов.

 

Система планирования в филиалах предполагает, что каждый самостоятельный

отдел, а затем  и филиал разрабатывает свой план. На их основе

подготавливается  общий план всей компании. В общих  чертах метод планирования

предполагает  следующие этапы:

1.      Провозглашение стратегии компании. Стратегия

компании является чем-то абстрактным и выражается устно, но она подчеркивает

оценку дел  фирмы и воплощает намерения  преодолеть конъюнктурные трудности

усовершенствованием политики и целей. Это своего рода лозунг для персонала.

    

  1. Директивы о планировании в филиалах. Так как
  2. стратегия компании абстрактна, то ориентиры для планирования в филиалах
  3. задаются президентом компании в виде директивы.

     

  1. Определение политики планирования филиала.      На этом этапе
  2. управляющий филиалом определяет свою собственную политику      выполнения
  3. поставленных перед ним целей и инструктирует руководителей      отделов.

     

  1. Подготовка плана каждого отделения.

     

  1. Подготовка проекта
  2. бюджета отделения.

     

  1. Подготовка проекта плана филиала.

     

  1. Проверка и утверждение планов филиала.

     

  1. Передача
  2. утвержденного проекта плана филиала.      Эта смета называется
  3. “документом с королевской печатью”. Церемония этой      передачи - чисто
  4. японская особенность, потому что “документ с королевской      печатью”
  5. рассматривается как контракт между президентом компании и      управляющим
  6. филиалом. Выполнение плана является обязательным для      управляющего. Каждый
  7. управляющий несет ответственность за достижение только      зафиксированных в
  8. “документе с королевской печатью” пунктов. Выбор      метода для выполнения
  9. этого соглашения предоставляется управляющему      филиалом. Очевидно, что
  10. такой подход к управлению требует от управляющего      высокого чувства
  11. ответственности и самоконтроля.

 

Необходимо отметить, что управленческий контроль за выполнением  поставленных

задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято

в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых

звеньев в производственном процессе (слово “контроль” связана  не с моделью

“выявление - наказание”, а “проверка-помощь”).

Чтобы избавится  от субъективизма, японские управляющие  повсюду, где есть

малейшая возможность, применяют методы статистики для  определения текущей

ситуации. Японцы верят цифрам. Они измеряют все. Они  стараются количественно

описать все  аспекты бизнеса. Японцы не расточают  силы впустую. Все устроено

безупречно, что  является сущностью хорошего менеджмента.

Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент

больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. Вознаграждения

выдаются за полезные предложения, за спасение жизни  при авариях, за

выдающиеся результаты в учебных курсах, за отличное выполнение обязанностей и

за “преданность своему делу как образец для коллег”. Эти вознаграждения

бывают разных типов: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

Наказания делятся  на выговоры, штрафы и увольнения. Увольнение допускается в

случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного

неповиновения инструкциям старших. Показательно, что раздел “вознаграждения”

в книге правил компании “Хитачи” стоит перед  разделом “наказания”. Фирма

выпустила документ, озаглавленный “Главные принципы “Хитачи”. В нем выдвинуты

на первый план три принципа: искренность, дух оптимизма  и конечная гармония.

Этот официальный  документ показывает, насколько серьезно японцы относятся к

своей работе.

Японские менеджеры  прибегают к мерам наказания  крайне неохотно. В противовес

тактики запугивания  наказанием, японский менеджмент уделяет  особое внимание

самосознанию  рабочих и поэтому использует “тактику лозунгов”, побуждающих

повысить дисциплину.

Такая позиция  вполне объяснима: с одной стороны, каждый подчиненный является

индивидуумом  и имеет право на ошибку, с другой - правильная кадровая политика

при приеме на работу “не допустит” в фирму недобросовестного  работника,

поскольку за него несет полную ответственность тот, кто его принял на работу.

Управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости

гарантии пожизненного найма.

                    IV. Управление трудовыми ресурсами                   

     Расцвет государства  – в людях и  упадок государства  - в людях.

                                                         Древняя мудрость

Одной из отличительных  особенностей японского управления является управление

трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким

образом, чтобы  последние работали максимально эффективно. Для достижения этой

Информация о работе Японская модель менеджмента