Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание

Быть лучше означает иметь лучший продукт или, по крайней мере, эквивалентный. Быть другим означает найти нишу, находящуюся вне основного потока конкуренции. Для этих целей поднимаются все ресурсы компании, от персонала до актива, все подчиняется единой идее. Третья фундаментальная основа - это создание и безжалостная эксплуатация конкурентных преимуществ. Основной целью японских корпораций является долгосрочный рост и отсутствие погони за краткосрочной прибылью. Это существенная особенность японского стиля менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по менеджменту.docx

— 55.64 Кб (Скачать документ)

  "Пожизненный наем" дает предпринимателям активных и преданных тружеников, готовых трудиться не покладая рук. Конечно, такой наем выгоден прежде всего бизнесу, однако субъективно выгоду ощущают и работники. С первых дней работы в фирме они проникаются уверенностью в том, что, пока фирма функционирует, их занятость гарантирована. По достижении 55 (а в некоторых фирмах 60) лет они выйдут на пенсию, и фирма выплатит им солидные выходные пособия.

  Нужно сказать, что японские рабочие принимают "пожизненный наем" как должное, более того, они активно стремятся попасть в сферу его действия. Кроме указанных выше причин здесь также действуют этнопсихологические установки. Так, потеря работы в Японии рассматривается как личная катастрофа, не только наносящая работнику экономический ущерб, но и унижающая его в социальном плане. Увольнение ассоциируется с отсутствием широких знаний, профессиональных навыков и способностей, а также традиционного рвения к труду. Уволенные или оставившие работу японцы обрекаются в известной степени на изоляцию: им трудно себя реабилитировать в глазах членов своего "клана". Такие люди, как правило, становятся бременем для семьи и родственников. Все это понуждает оставшихся без места тщательно скрывать реальное положение дел и безропотно искать какое-нибудь занятие. Японский работник, нанятый фирмой "пожизненно", испытывает чувство глубокого удовлетворения. Поскольку отбор в постоянные кадры очень сложен и строг, счастливчик, прошедший все рогатки отбора, переживает как бы психологическое обновление. Он рассматривает факт найма как признание его достоинств, подготовленности и способностей. От этого вновь принятый проникается к нанявшей его фирме благодарностью и зачисляет себя в ее вечные должники. В сущности, "пожизненный наем" выступает для японских работников мощным возбудителем их мотивационных сил. Именно это, как нам представляется, обеспечивает ему будущее.

 Система "пожизненного  найма" тесно переплетается  с системой оплаты по старшинству,  которая также выступает в  качестве мотивационного средства. Ее сущность заключается в  том, что размер заработной  платы ставится в прямую зависимость  от продолжительности непрерывного  стажа: за каждый очередной  год этого стажа полагается  автоматическая прибавка к зарплате. Подобная оценка труда работников  берет свое начало в традиционном  для японского общества уважении  к старшим. Общепризнано, что в  сфере производства, как и в  жизни вообще, человек с возрастом мудреет, способности его получают все более разностороннее развитие. "Старшего, - гласит японская мудрость, - надо уважать". Неудивительно, что принцип старшинства столь четко прослеживается в области начисления заработной платы.

 Функционирование оплаты  по старшинству подводит к  двум выводам. Во-первых, практикуемая  в Японии система оплаты труда  отличается весьма незначительной  дифференцированностью и подчиняется требованиям принципа уравниловки. Во-вторых, размер заработной платы с точки зрения мотивационной теории более или менее близок к оптимуму, довольно четко отражая фактическую потребность. Относительно слабо выраженная дифференцированность заработной платы в Японии предотвращает возникновение негативных эмоций среди работников.

 Оплата по старшинству  теснейшим образом связана с  системой должностного продвижения  по старшинству, или, как ее  еще именуют, "системой сеньоризма".

 Суть системы состоит  в том, что при выборе кандидата  на выдвижение определяющими  критериями являются возраст  и стаж. И хотя должное способностям  людей отдается, хотя способности  эти с течением времени все  больше принимаются в расчет, ориентация на возраст и стаж  крайне медленно уступает свои  позиции. Что же дает японскому  бизнесу "система сеньоризма"? Во-первых, она ослабляет конкуренцию между отдельными работниками за освобождающиеся вакансии. Во-вторых, она отвечает бытующим в стране представлениям об особой ценности работников, обогащённых производственным опытом, навыками, а таковыми в первую очередь считают старших по возрасту. В-третьих, она поддерживает господствующий в Японии принцип уравниловки: "каждый в свое время займет соответствующее положение"

 Кроме возраста, стажа  и способностей на систему  выбора кандидатов на выдвижение  оказывает влияние, конечно, и  уровень образования. При прочих  равных условиях кандидат с  престижным вузом за плечами  получит предпочтение. Но в целом  преимущество пока в большинстве  случаев сохраняется за возрастом  и стажем.

3 Система управления качеством

    Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение "за отсутствие недостатков", которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

   Отличительными элементами японского подхода к управлению качеством являются:

  • ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях
  • ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции
  • ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов
  • тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей
  • культивирование принципа: "Твой потребитель - исполнитель следующей производственной операции"
  • полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем
  • активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих, культивирование морали: "Нормальному человеку стыдно плохо работать"

   Основная концепция "японского чуда" - совершенная технология, будь то технология производства, управления или обслуживания. На фирмах широко внедряются вычислительная и микропроцессорная техника, новейшие материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются статистические методы, которые полностью компьютеризированы. 
  Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связей с поставщиками. Пути решения проблемы дальнейшего повышения качества руководители фирм видят только в сотрудничестве, взаимном доверии поставщиков, производителей и потребителей.

 Существуют также особенности  японской системы управления  качеством, отличающая ее от западной системы:

1. управление качеством  на уровне фирмы - участие всех  звеньев в управлении качеством.

2. подготовка кадров и  обучение методам управления  качеством.

3. деятельность кружков  качества.

4. инспектирование деятельности  по управлению качеством (премии  Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

5. использование статистических  методов.

6. общенациональные программы  по контролю качества.

Управлением качеством имеет  многие преимущества:

* Она дает истинную  гарантию качества. Качество можно  закладывать на каждом этапе,  в каждом процессе и добиться  полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления  технологическим процессом. Недостаточно  просто обнаружить дефекты и  устранять их. Необходимо определить  причины, которые вызывают эти  дефекты. Комплексное управление  качеством может помочь рабочим  выявить, а затем и устранить  эти причины.

* Комплексное управление  качеством вскрывает каналы связи  внутри фирмы, давая приток  свежего воздуха. Комплексное  управление качеством позволяет  обнаружить отказ, прежде чем  он приведет к катастрофе, поскольку  все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу. 

* Комплексное управление  качеством дает возможность отделу  проектирования продукции и производственному  отделу умело и точно следовать  меняющимся вкусам и позициям  заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.   Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. "Знание - сила" - вот лозунг комплексного управлением качеством.

   Важную роль в формировании системы комплексного управления качеством в Японии сыграли кружки качества.

  Кружки качества - это небольшие группы (до 10 чел.), объединяющие рабочих одного производственного участка или отдела. Они собираются, как правило, раз в неделю и в течение часа обсуждают такие производственные проблемы как качество работы, производительность труда, обеспечение безопасности и т.д. По некоторым оценкам, работа кружков позволяет японским компаниям ежегодно экономить 20-25 млрд. долл. Основная масса кружков качества (от 80 до 90%) действует в сфере производства. Особенно широко они используются в электронной промышленности и ряде других отраслей.

  На многих японских предприятиях кружки качества обычно собираются до или после рабочего дня и обсуждают, как решить намеченные проблемы. Такая сверхурочная деятельность оплачивается, но частично, и не по таким высоким ставкам, как за основное рабочее время. Одним из главных условий успешной деятельности кружков качества является непосредственное вовлечение в их работу руководителей.Это связано с тем, что по статистике 80% проблем качества могут быть решены только с участием руководителей высшего уровня.

  В японских компаниях кружки качества сделались тем средством, с помощью которого на каждом уровне производства снизу доверху коллективно прорабатываются и вносятся предложения по повышению качества продукции, процессов и ресурсов. В среднем в 80-е гг. каждый японский рабочий (и служащий) ежегодно вносил 5-6 предложений по совершенствованию производственного процесса, из которых 60-80% реализовывались на практике. Это существенно больше, чем, например, в США, где число рацпредложений на одного занятого в те же годы составило 0,15, а уровень их внедрения - 24%.

  Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

1. содействие совершенствованию  и развитию предприятия

2. создание здоровой, творческой  и доброжелательной атмосферы  на рабочем участке

3. всестороннее развитие  способностей работников и ориентация  на использование этих возможностей  в интересах фирмы.                                 

   Кружок качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.За вклад в достижение высоких результатов в области управления качеством ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя, как считается, управления качеством в Японии.

  Связанное воедино с системой «Канбан», —комплексное управление качеством. Оказывая положительное влияние друг на друга, в сумме они дают синергетический эффект .«Канбан» («точно во время») -комплексное управление качеством, ориентацию только на потребителя, методы «участвующего управления» и «опережающего мышления», гибкую оргструктуру, систему управленческого контроля и др.

   Впервые система «Канбан» была разработана и применена в автомобильной компании «Тойота». Суть этой системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями и созданию непрерывно-поточного многопредметного производства изделий разных моделей; при этом снабжение участков осуществляется столь малыми партиями) что по существу превращается в поштучное.

  Смысл работы по системе «Канбан» состоит в том, что на всех фазах производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей производственной операции «точно во время», т.е. именно тогда, когда это нужно, а готовые изделия производятся и отправляются в тот самый момент, когда в них есть потребность в торговой сети. На предприятиях Японии исполнитель каждой операции должен рассматривать исполнителя последующей операции как своего потребителя и выполнять свою часть производственного процесса особенно тщательно.

  Система «Канбан» предусматривает выполнение производственных заказов не по неделям, а по дням и даже часам. При этом диспетчеризацию заказов выполняют сами рабочие. Система «Канбан» предусматривает уменьшение объема обрабатываемых партий, сокращение задела, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов. В результате ликвидируются большинство складских помещений и высвобождаются производственные площади, ранее использовавшиеся для размещения задела.

   Главное преимущество системы «Канбан» в ее простоте, однако внедрить ее отнюдь не просто. Например, применение этой системы практически невозможно без существенного сокращения времени переналадки и переоснащения производственного оборудования, а также без выполнения ряда других предварительных условий, достижение которых стало возможным лишь на базе научно-технического прогресса. Применение системы «Канбан» требует больших затрат, однако после ее внедрения затраты с лихвой окупаются и достигается большой экономический эффект за счет рационального использования материалов, повышения производительности труда и качества продукции.

  Связанное воедино с системой «Канбан», —комплексное управление качеством. Оказывая положительное влияние друг на друга, в сумме они дают синергетический эффект.

  Ни одна страна мира не уделяет столько внимания эффективности производства и качеству продукции, как Япония. Это часть образа жизни населения страны. Как говорят японцы, «качество — это состояние сознания, производительность — это способ добродетельного поведения».

Информация о работе Японская модель менеджмента