Шпаргапка по "Стратегическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Стратегическому менеджменту".

Работа состоит из  1 файл

ВОПРОС 1.doc

— 9.29 Мб (Скачать документ)

По дисциплине «Стратегический менеджмент» 

ВОПРОС 1:

Понятие и  сущность стратегического менеджмента

Стратегическое управление - процесс  разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным  звеном, которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения.

СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - разновидность долгосрочного плана развития коммерческой или производственной организации. Разработать стратегию организации — значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентного преимущества. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Стратегическое управление - это  управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как основу организации; ориентирует деятельность на запросы потребителей; осуществляет своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Выделяется пять взаимосвязанных  аспектов понятия «стратегия»:

·  план;

·  ловкий прием;

·  принцип поведения;

·  позиция;

·  перспектива.

Принципы, преимущества и проблемы стратегического менеджмента

Стратегическое управление базируется на следующих принципах.

1.  Принцип научности в сочетании с элементами искусства.

2.  Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации.

3.  Принцип соответствия стратегии и тактики организации. Тактика - это совокупность краткосрочных управленческих решений, необходимых для реализации стратегии на практике.

4.  Принцип гибкости стратегического менеджмента.

5.  Принцип организации стратегического контроля и создания необходимых условий для реализации стратегии.

Преимущества стратегического  менеджмента.

1.  Стратегический менеджмент обеспечивает направленность деятельности организации на осмысление ключевого аспекта деятельности: что организация старается делать и чего добивается.

2.  Стратегический менеджмент заставляет менеджеров более четко реагировать на проявляющие во внешней среде перемены, на новые угрозы и возможности.

3.  Стратегический менеджмент создает возможность оценивать различные альтернативные варианты капиталовложений и выбирать наиболее эффективные из них.

4.  Стратегический менеджмент создает возможность объединить усилия менеджеров разного уровня при разработке стратегии организации.

5.  Стратегический менеджмент предполагает не только приспособление к внешней среде, но и активное воздействие на те факторы, которые представляют угрозы для организации.

Проблемы стратегического управления.

1.  Стратегический менеджмент не дает точной и детальной картины будущего.

2.  Стратегический менеджмент не может быть сведен к набору конкретных четких процедур.

3.  Реализация стратегического менеджмента – это достаточно дорогостоящее мероприятие.

4.  При стратегическом менеджменте усиливаются негативные последствия ошибок по сравнению с оперативным менеджментом.

5.  При стратегическом менеджменте основное внимание часто уделяется разработке стратегии в ущерб процессу её реализации.

 

 

 

 

 

Вопрос 2.

Система стратегического менеджмента

Основные элементы стратегического  управления:

·  анализ внешней и внутренней среды;

·  определение миссии и целей организации;

·  формирование и выбор стратегии;

·  реализация стратегии;

·  оценка и контроль выполнения стратегии.

Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает основу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Целью стратегического анализа служит выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации.

Процесс определения  миссии и целей состоит из трех процессов:

·  формулирование миссии организации, которая выражает смысл ее существования;

·  определение долгосрочных целей;

·  определение среднесрочных целей;

·  определение краткосрочных целей.

Формулирование и выбор  стратегии предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Реализация стратегии  является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется путем разработки программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе, которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

5. Виды стратегического  менеджмента

Управление путем выбора стратегических позиций.

Привязка новых стратегий организации  к уже накопленному потенциалу ограничивает возможности стратегических действий. Поэтому стратегический менеджмент целесообразно ориентировать на выбор стратегических позиций. В стратегическом менеджменте планирование новой стратегии всегда должно сопровождаться планированием увеличения внутреннего потенциала организации.

Управление на основе ранжирования стратегических задач.

Этот вид управления предусматривает  ряд шагов:

·  постоянное наблюдение за внешней средой;

·  выявление опасностей и возможностей;

·  оценку важности и срочности возникающих задач;

·  подготовку решений и принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий;

·  обновление списка проблем и их приоритетности.

Управление по слабым сигналам.

Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции.

По сильному сигналу предприятие может действовать решительно, например, прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.

Управление в условиях стратегических неожиданностей.

Система чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях используется в экстренных ситуациях, когда поставлены новые  задачи, не соответствующие прошлому опыту. Эта система предполагает следующие действия:

·  использование сети связей для чрезвычайных ситуаций;

·  перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;

·  создание групп гибкого реагирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями.

Мeнeджep, ocyщecтвляющий cтpaтeгичecкoe yпpaвлeниe, дoлжeн oблaдaть cлeдyющими yмeниями и cпocoбнocтями.

  • Умeниe cмoдeлиpoвaть cитyaцию.
  • Спocoбнocть выявить нeoбxoдимocть измeнeний.
  • Опpeдeлeниe нeoбxoдимocти измeнeний тpeбyeт двoякoгo poдa cпocoбнocтeй:

гoтoвнocти peaгиpoвaть нa тeндeнции, вoзникaющиe из дeйcтвия извecтныx фaктopoв в дaннoй oтpacли;

интeллeктa и твopчecтвa, пoзвoляющиx нa ocнoвe yчeтa кoмбинaции извecтныx и нeизвecтныx вeличин пpивoдить кoмпaнию в гoтoвнocть к дeйcтвиям в нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтвax, нaxoдить вoзмoжнocти для пoвышeния ee кoнкypeнтocпocoбнocти.

Спocoбнocть paзpaбaтывaть cтpaтeгию измeнeний.

  • Спocoбнocть иcпoльзoвaть в xoдe измeнeний нaдeжныe мeтoды.
  • Спocoбнocть вoплoщaть cтpaтeгию в жизнь.

Тpaдициoннaя цeль кoммepчecкиx opгaнизaций opиeнтиpoвaнa нa пoлyчeниe мaкcимaльнoй пpибыли  в тeчeниe кopoткoгo вpeмeни и ycтpaнeниe pиcкa. Однoй из caмыx тpyдныx зaдaч cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния являeтcя пoиcк мeтoдoв, пoзвoляющиx измepить эффeкт, кoтopый дaeт cпocoбнocть к cтpaтeгичecкoмy yпpaвлeнию, и ycтaнoвить вoзнaгpaждeниe, copaзмepнoe c этим эффeктoм. Этo ocoбeннo вaжнo в oтpacляx c выcoкoй кaпитaлoeмкocтью и пpoдoлжитeльным пepиoдoм oбopoтa кaпитaлa. Здecь для oбнapyжeния peзyльтaтoв тpeбyeтcя знaчитeльнoe вpeмя.

 

Вопрос 3.

Стратегический анализ внешней среды – выявление  и уяснение факторов, находящихся  вне сферы постоянного контроля организации, способных создать  для нее угрозы и возможности, а также повлиять на ее стратегию.

1. Анализ макроокружения  организации с использованием STEP – анализа

Макросреда находится вне отрасли  и рынков сбыта организации. Она  находится за пределами влияния  большинства организаций.

В связи со сложностью макросреды, все силы ее воздействия распределяются по 4 направлениям, анализ которых принято называть PEST - анализом или STEP - анализом:

·  P - political - legal - политико-правовые;

·  E - economic - экономические

·  S - sociocultural - социокультурные;

·  T - technological - технологические.

Политико-правовые факторы – это  факторы, которые находятся под  непосредственным контролем и влиянием со стороны государства. Государство  участвует в следующих областях:

·  законодательное и нормативное регулирование;

·  экономическая политика (государство регулирует вопросы налогообложения и государственных расходов);

·  государственная экономическая деятельность (государство может выступать в качестве собственника или управлять национализированными отраслями);

·  международная политика (участие государства в международной торговле, влияние на обменные курсы и т. д.).

Экономические факторы - это факторы, которые связаны с изменениями  в макроэкономике и их воздействием на организации. Тесно переплетаются с политико-правовыми факторами.

Регулирование национальной экономики  осуществляется с помощью двух инструментов - фискальной политики и кредитно-денежной политики.

Фискальная политика - это регулирование  национальной экономики посредством  управления доходами и расходами государства.

Кредитно-денежная политика - это регулирование  национальной экономики посредством  изменения денежного спроса и  предложения. Денежное предложение  подразумевает совокупное количество денег в экономике, а «цена» денег - это та базовая ставка, которая определяет процентную ставку банков (ставка рефинансирования).

Социокультурные факторы включают в себя социальную культуру и демографию.

Социальная культура - это ценности, отношения, убеждения, которые определяют поступки и поведение людей. Она влияет на потребительское поведение, приоритеты населения, отношение к образованию, социальную ответственность бизнеса.

Демография - это общественная наука, которая занимается изучением размера  и состава населения страны. Наиболее важные демографические характеристики: возраст, образование, доход и географическое положение. Количество населения в стране определяет объем человеческих ресурсов и потенциальную мощность ее рынков. Состав населения является показателем, на основании которого определяются объемы отдельных сегментов рынка, а также данные о трудоспособном населении.

Технологические факторы - это факторы, которые отражают изменения, происходящие в товарах и услугах, технологиях, информации и связи, транспорте и  распределения.

2. Направления стратегического отраслевого анализа

Отрасль - совокупность предприятий, производящих и распределяющих товары и услуги, заменяющие друг друга.

Основные направления стратегического  отраслевого анализа.

1.  Реальный размер отрасли.

2.  Темпы роста отрасли и стадия ее жизненного цикла.

3.  Структура и масштабы конкуренции в отрасли. При этом анализе используется модель пяти сил конкуренции.

4.  Структура отраслевых издержек. Важная задача отраслевого анализа - выяснить существует ли в отрасли кривая опыта. Она предполагает, что каждый раз, когда объем производства удваивается, затраты на создание единицы продукции уменьшаются на 20%. Кривая опыта, в основном, применима в сфере материального производства.

5.  Системы сбыта продукции в отрасли.

6.  Основные тенденции развития отрасли в будущем.

7.  Ключевые (критические) факторы успеха в отрасли. КФУ - это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции организации в отрасли.

К КФУ относятся:

·  факторы, основанные на технологии и производстве;

·  факторы, основанные на маркетинге;

·  факторы, относящиеся к профессиональным навыкам менеджмента.

8.  Общая привлекательность отрасли.

3. Модель пяти сил  конкуренции

1. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:

·  большое число конкурентов;

·  однородность выпускаемых товаров;

·  наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;

·  зрелость, насыщенность рынков.

2. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

Информация о работе Шпаргапка по "Стратегическому менеджменту"