Школа и понятия менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:49, доклад

Описание

В современном понятии термин «Менеджмент» и «Менеджер» появился тогда, когда владельцы предприятий сообразили, что выгодно не самим управлять, а привлекать для этого профессионалов (менеджер). Англ. слово «Менеджмент» в переводе «Управление», происходит от корня лат. слова «рука». Менеджмент и менеджер присуще только рыночной экономике:
• Это различные формы собственности;
• Конкуренция;
• Свобода предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

ШКОЛЫ И ПОНЯТ МЕНЕДЖ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

ТЕМА:ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

 

В современном понятии  термин «Менеджмент»  и «Менеджер» появился тогда, когда владельцы предприятий сообразили, что выгодно не самим управлять, а привлекать для этого профессионалов (менеджер). Англ. слово «Менеджмент»  в переводе «Управление», происходит от корня лат. слова «рука». Менеджмент и менеджер присуще только рыночной экономике:

  • Это различные формы собственности;
  • Конкуренция;
  • Свобода предпринимательства.

Этот термин появился в США XIX веке, а особую популярность приобрел в 30-х годах XX века.

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности направленная на получение прибыли. К ним относят:

  • Банки;
  • Страховые компании;
  • Туристические агентства;
  • Гостиницы;
  • Транспортные компании.

 

Отличие менеджмента от управления:

Термин «Управление» наиболее широкое  понятие и направлен на выполнение конкретных функций независимо от цели деятельности. Это управление: больницей, библиотекой, армией, регионами и  т.д.

Менеджмент в условиях рынка предполагает:

  • Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, организацию производства товаров, которые обеспечивают прибыль фирмы;
  • Постоянное повышение эффективности производства;
  • Постоянный способ повышения конкурентно - способности фирмы;
  • Хозяйственная самостоятельность обеспечивает свободу принятия решений;
  • Необходимость принятия обоснованных и оптимальных решений с использованием компьютерной техники.

 

 

 

                               Содержание менеджмента осуществляется в трех направлениях:

 

    1. Наука и практика управления;

2.Организация управления

3. Менеджмент как процесс принятия решений

- в каждой организации  органы управления (субъекты –  кто управляет и объект –  кем управляют), поэтому в аппарате  управления имеется подразделения:

      1. бухгалтерия;
      2. маркетинг;
      3. финансовый отдел;
      4. кадровый отдел.

Управление  акционерными обществами, фирмами осуществляется по трем уровням:

        1. Топ-менеджер – высшее руководство;
        2. Среднее звено;
        3. Низовое звено.

3. Менеджмент как процесс принятия решений. На основе принятого решения ставятся задачи каждому исполнителю, за исполнением устанавливается контроль. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятие решений. Это побуждает его, творчески относится к принятию решений, анализировать варианты решений.

 

ТЕМА:Основные периоды развития Менеджмента.

 

Менеджмент существовал  всегда там, где люди работали группами, в основном в 3-х сферах человеческого  общества:

  •     Политической – необходимость устанавливать и поддерживать порядок в группах;
    • Экономической – необходимость взыскании, производстве и распределений ресурсов;
      • Оборонительной – защита от врагов, диких зверей.

 

Выделяют 4 периода развития менеджмента:

        • Древний
        • Индустриальный (1776-1890)
        • Период систематизации (1856 - 1960)
        • Информационный (с 1960 по наст. время)

 

        • Древний период:
          1. Самые простые формы организации труда существовали в первобытно-общинных строях. Вожди, старейшины осуществляли руководящее начало всех видов деятельности того времени;
          2. На Ближнем Востоке произошел переход от присевающего хозяйства (охота, сбор плодов) к новой форме производства. Это стало основой до зарождения менеджмента;
          3. В Древнем Египте накопился богатый опыт управления к государственным хозяйствам, сформировался государственный управленческий аппарат и обслуживающая прослойка (чиновники-писцы). Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферой деятельности были:
            • Сократ – он проанализировал различные формы управления и на основе этого провозгласил принцип универсальности управления;
            • Платон – дал классификацию форм управления и попытался разграничить функции органов управления;
            • Александр Македонский – развил теорию и практику управления войсками.
              • Индустриальный период (1776 - 1890):
    1. Наибольшая заслуга в развитии государственного управления принадлежит Адаму Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда. Дал характеристику обязанностей государей и государства;
    2. Роберт Оуэн – его идеи гумманизации управления производства, улучшение условий труда и быта рабочих, актуальны и сегодня;
    3. Первый переворот в теории и практики управления связан с созданием и использованием вычислительной техники в 1833 году английский математик Ч.Беббитш разработал проект аналитической машины, прообраз современной вычислительной техники и уже тогда с помощью ее решения принимались оперативно.
      • Период систематизации (1856- 1960):

Наука управления находится  в постоянном движении, т.е. формируются  новые направления, школы, течение  изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребности своей организации на изучение управлений действующих вне окружающей среды.

  • Информационный период (1960 по настоящее время):

Количественные школы, ситуационный и системный подход.

                                          

 

                                    2.   Основные школы менеджмента.

 

    1. Школа научного управления;
    2. Административная школа;
    3. Школа человеческих отношений;
    4. Количественная школа;
    5. Системный и ситуационный подходы к управлению.

 

      1. Школа научного управления:

Родоначальником является Ф.Тейлер (1856-1915 г.г.) амер. инженер-самоучка. Он возглавил движение научного управления, т.е. интересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации. В своей работе, принципы научного менеджмента (1911г) он разработал:

- методы научной организации  труда, основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража;

- разработал основы  нормирования труда;

- внедрил в практику  научные подходы, подбора и  расстановки кадров;

- стимулирование труда (заработная плата, вознаграждения).

Заслуга его в том, что он начал революцию в области  менеджмента. В 1916 году – сформировалась целое направление в исследованиях, т.е. первая научная школа и она  называлась «Традиционная» или «Классическая».

 

    2.Административная школа:

Основоположником является А.Файоль (1841-1925 г.г.) – управляющий  угольной шахтой. Американцы его называли «отцом менеджмента»:

      1. Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций:
    1. планирование;
    1. организация;
    2. подбор и расстановка кадров;
    3. руководство (мотивация);
    4. контроль.
      1. Разработал принципы управления (14):
    5. разделение труда (специализация);
    6. власть (приказ сопровождается ответственностью);
    7. дисциплина – предполагает справедливое применение санкций;
    8. единоначалие – работник должен получать приказы от одного непосредственного начальника;
    9. подчинение индивидуальных интересов общим;
    10. вознаграждения – заработная плата, премии;
    11. централизация;
    12. иерархическая цепь (скалярная);
    13. порядок на рабочем месте;
    14. справедливость – сочетание доброты и правосудия;
    15. стабильность персонала (т.е. нет текучести кадров);
    16. инициатива;
    17. корпоративный дух – это стремление сотрудников к гармоничному развитию предприятия.

 

 

3.Школа человеческих отношений (поведенческая школа):

Возникла на рубеже 30-х  годов XX века. В ее основу положено достижение психологии и социологии. Согласно этого учения предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании, тем самым лучше стимулировался труд:

      1. Родоначальником этой школы является Э.Майо (1880-1914). Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система контроля. Воздействуя определенным образом на эту систему можно улучшить результаты труда. Простое внимание к людям оказывает большое влияние на производительность труда.
      2. Большой вклад в эту школу был сделан с 40-х-60х г.г., ученым – Бихевиористами (от лат., слова «поведение»). Им было разработаны несколько теорий мотивации. Одной из них является «Иерархическая теория потребности» по А.Маслоу (1908-1970).

Классификация потребностей:


 

 

 

 

                                                5.Самовыражение –

 полное использование своих

 возможностей, достижение целей

 в личном росте.


                                                 4.Престижные потребности –

                                  авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства.

                                3.Социальные потребности – принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других.



                           2.Потребность в безопасности – своего существования.


                                    1.Физиологические потребности – пища, тепло, убежище и т.д.


 

 

А)Учение Д.Макгрегера (1960). В основу положена теория «X» и «Y».

Теория «Х»  - индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его нужно принуждать, контролировать, направлять. Человек этой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, думает лишь о собственной безопасности.

Теория «Y» - люди, не являющиеся от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации. Это работоспособные люди, умеют брать на себя ответственность, не нуждаются в контроле со стороны, т.к. сами себя могут контролировать.

 

 

 

            4.Количественная школа:

 

Это применение математики и компьютера в управлении. Появилось имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности.

    • Системный и ситуационный подходы в менеджменте:
    1. Системный подход – он предполагает, что руководитель должен рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы, идеи,  ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Он позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. На базе этого подхода разрабатываются задачи управления в нескольких направлениях (теория непредвиденных ситуаций).
    1. Ситуационный подход предполагает, что формы, методы, стили управления должны варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Он содержит:
      • Конкретные рекомендации;
      • Применение научных положений к практике управления, в зависимости от ситуаций и условий внутренней и внешней среды.

Используя этот метод  подход, менеджер может понять, какие  методы и средства будут способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

 

 

      1. Понятие организации, фазы её развития.

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.

Требования к формированию организации:

  • Наличие не менее 2-х людей в группе;
  • Наличие одной общественно-полезной цели (конечный результат для всей группы);
  • Собственный труд членов группы.

 

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

 

 

 

 

 

Жизненный цикл организации.

Имеется 5 фаз развития организации:

Фаза №1: «Рождение организации».

    • Характерно: определение главной цели, заключающее выживание;
    • Кризис: стиль руководства (одним лицом);
    • Основная задача: выход на рынок;
    • Организация труда;
    • Максимальное увеличение прибыли.

Фаза №2: «Детство и юность».

    • Главная цель: кратковременная прибыль и ускоренный рост;
    • Выживание за счет жесткого руководства;
    • Основная задача: укрепление и захват части рынка;
    • Организация труда: планирование прибыли, увеличение зарплаты.

Информация о работе Школа и понятия менеджмента