Школа человеческих отношений. Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 23:29, реферат

Описание

1. Возникновение неоклассической школы менеджмента.
2. Человеческий фактор в менеджменте.
3. Бихевиористское направление.
Предмет психологии, её цели, задачи, функции.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему.docx

— 37.81 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Реферат на тему:

Школа человеческих отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Рогов Е.Н 
 
 
 

Саратов 2010

1. Возникновение  неоклассической школы менеджмента.  Школа научного управления и  классическая школа появились  на свет, когда психология находилась  еще в зачаточном состоянии.  Многие в начале XX века серьезно  ставили под сомнение новую  фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто  интересовался психологией, редко  интересовались управлением, существовавшие  тогда скудные знания о человеческом  сознании были никак не связаны  с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного  управления и классического подхода  признавали значение человеческого  фактора, дискуссии их ограничивались  такими аспектами, как справедливая  оплата, экономическое стимулирование  и установление формальных функциональных  отношений. Движение за человеческие  отношения зародилось в ответ  на неспособность полностью осознать  человеческий фактор как основной  элемент эффективности организации.  Поскольку оно возникло как  реакция на недостатки классического  подхода, школа человеческих отношений  иногда называется неоклассическойшколой. 

2. Человеческий  фактор в менеджменте. Двух  ученых — Мери Паркер Фоллетт  и Элтона Мэйо — можно назвать  самыми крупными авторитетами  в развитии школы человеческих  отношений в управлении. Именно  мисс Фоллетт была первой, кто  определил менеджмент как "обеспечение  выполнения работы с помощью  других лиц". Знаменитые эксперименты  Элтона Мэйо, особенно те, которые  проводились на заводе "Уэстерн  Электрик" в Хотторне, открыли  новое направление в теории  управления. Мэйо обнаружил, что  четко разработанные рабочие  операции и хорошая заработная  плата не всегда вели к повышению  производительности труда, как  считали представители школы  научного управления. Силы, возникавшие  в ходе взаимодействия между  людьми, могли превзойти и часто  превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали  гораздо сильнее на давление  со стороны коллег по группе, чем на желания руководства  и на материальные стимулы.  Более поздние исследования, проведенные  Абрахамом Маслоу и другими  психологами, помогли понять причины  этого явления. Мотивами поступков  людей, предполагает Маслоу, являются  в основном не экономические  силы, как считали сторонники  и последователи школы научного  управления, а различные потребности,  которые могут быть лишь частично  и косвенно удовлетворены с  помощью денег. Основываясь на  этих выводах, исследователи психологической  школы полагали, что если руководство  проявляет большую заботу о  своих работниках, то и уровень  удовлетворенности работников должен  возрастать, что будет вести к  увеличению производительности. Они  рекомендовали использовать приемы  управления человеческими отношениями,  включающие более эффективные  действия непосредственных начальников,  консультации с работниками и  предоставление им более широких  возможностей общения на работе.

3. Бихевиористское  направление. Развитие таких наук, как психология и социология, и совершенствование методов  исследования после второй мировой  войны сделали изучение поведения  на рабочем месте в большей  степени строго научным. Среди  наиболее крупных фигур более  позднего периода развития поведенческого (бихевиористского) направления можно  упомянуть в первую очередь  Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика  Герцберга. Эти и другие исследователи  изучали различные аспекты социального  взаимодействия, мотивации, характера  власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания  работы и качества трудовой  жизни. Школа поведенческих наук  значительно отошла от школы  человеческих отношений, сосредоточившейся  прежде всего на методах налаживания  межличностных отношений. Новый  подход стремился в большей  степени оказать помощь работнику  в осознании своих собственных  возможностей на основе применения  концепций поведенческих наук  к построению организаций и управлению ими. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал "единственный наилучший путь" решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Итак, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы.

3.1. Процессный  подход. Управление рассматривается  как процесс, потому что работа  по достижению целей с помощью  других – это не какое-то  единовременное действие, а серия  непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых  является процессом, очень важны  для успеха организации. Их  называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляют собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс управления, по Мескону, состоит из следующих функций: планирование; организация; мотивация; контроль. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1). где мы  находимся в настоящее время? 

2). куда мы  хотим двигаться? 

3). как мы  собираемся сделать это? 

Планирование  в организации не представляет собой  отдельного одноразового события, а  должно осуществляться непрерывно. Функция  организации представляет собой  определение элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  организация могла выполнять  свои планы и тем самым достигать  свои цели. Одним из этих элементов  является работа, конкретные задания  организации, такие как строительство  жилых домов или обеспечение  страхования жизни. Другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Задача функции мотивации  заключается в том, чтобы члены  организации выполняли работу в  соответствии с делегированными  им обязанностями и сообразуясь  с планом. Контроль – это процесс  обеспечения того, что организация  действительно достигает своих  целей. Существуют три аспекта управленческого  контроля: установление стандартов; измерение  того, что было в действительности достигнуто за определенный период; сравнение  достигнутого с ожидаемыми результатами. Четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общие характеристики: все они требуют принятие решений, и для них необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами.

3.2. Системный  подход. Теория систем впервые  была применена в точных науках  и технике. Применение теории  систем в управлении в конце  50-х гг. явилось важнейшим вкладом  школы науки управления. Системный  подход – это не есть набор  каких-то руководств или принципов  для управляющих, это способ  мышления по отношению к организации  и управлению. Система – это  некоторая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая  из которых вносит свой вклад  в характеристики целого. Все  организации являются системами.  Поскольку люди являются в  общем смысле компонентами организации  (социальные компоненты) наряду с  техникой, которые вместе используются  для выполнения работы, они называются  социотехническими системами. Точно  также, как и в биологическом  организме, в организации части  ее взаимозависимы. Существует два  основных типа систем: закрытые  и открытые. Закрытая система  имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно  независимы от среды, окружающей  систему. Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Кроме того, открытая система  имеет способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде  и должна делать это для  того, чтобы продолжить свое функционирование. Руководители в основном занимаются  системами открытыми, потому что  все организации являются открытыми  системами. Крупные составляющие  сложных систем, таких, как организация,  человек или машина, зачастую  сами являются системами, эти  части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь,  состоять из более мелких подсистем.  Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование  даже самой маленькой подсистемой  может повлиять на систему  в целом. Существует модель  организации как открытой системы.  Сначала организация получает  от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы  и материалы. Эти компоненты  называются входами. В процессе  преобразования организация обрабатывает  эти входы, преобразуя их в  продукцию или услуги. Эта продукция  и услуги являются выходами  организации, которые она выносит  в окружающую среду. Если организация  управления эффективна, то в ходе  процесса преобразования образуется  добавочная стоимость входов. В  результате появляются многие  возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение  доли рынка, увеличение объема  продаж (в бизнесе), реализация социальной  ответственности, удовлетворение  работников, рост организации и  т.п. Однако теория систем само  по себе еще не говорит руководителям,  какие же именно элементы организации  как системы особенно важны.  Она только говорит, что организация  состоит из многочисленных взаимозависимых  подсистем и является открытой  системой, которая взаимодействует  с внешней средой.

3.3. Ситуационный  подход. Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация, т.е.  конкретный набор обстоятельств,  которые сильно влияют на организацию  в данное конкретное время.  Из-за того, что в центре внимания  оказывается ситуация, ситуационный  подход подчеркивает значимость  “ситуационного мышления”. Используя  этот подход, руководители могут  лучше понять, какие приемы будут  в большей степени способствовать  достижению целей организации  в конкретной ситуации. Другими  словами, ситуационный подход  пытается увязать конкретные  приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно. Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных  различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия – как положительные, так и отрицательные – от применения данной методики или концепции. Руководитель должен уметь интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств. Недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычислены. Установление этих основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление. Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Конкретный выбор переменных, точно также как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Предмет психологии, её цели, задачи, функции. 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Рогов  Е.Н. 
 
 
 
 

Саратов 2010

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты  психической жизни, механизмы и  закономерности психики человека и  формирование психологических особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.             Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия  объективного мира. Отражая внешний  мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его  психические проявления (процессы и  свойства) не возникают спонтанно  и изолировано друг от друга. Они  тесно взаимосвязаны между собой  в едином акте социально обусловленной  сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как  личности многообразные психические  проявления, взаимодействующие между  собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые  человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические  проявления человека обусловлены его  жизнью и деятельностью как общественного  существа, как личности. Современная  психология рассматривает психику  как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ  объективного мира, как идеальное  отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены  с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому  психику человека следует рассматривать  не только с точки зрения их содержания.             Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями  практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания  классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая  сторона: 1. конкретной деятельности; 2. развития; 3. отношения человека (как  субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические  особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты  научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние  на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. Педагогическая психология имеет  своим предметом изучения психологических  закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов  и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей. Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований. Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.) Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами. Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную. Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития. Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых  достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения. Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию  - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих. Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии. Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Задачи современной психологии В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» (С. 4). Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ло-мов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психо-физиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Современная психология и ее место в системе наук От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.  Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио­логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода' (Г.Фех-нер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К-Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красногорского, а.а.ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии "казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще КД.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Информация о работе Школа человеческих отношений. Предмет психологии