Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание

Целью исследования является ознакомление с понятием финансовый риск, подробно изучить классификацию рисков, чтоб снизить их уровень, что позволяет получить высокий конечный результат.
Задачи:
Раскрыть сущность и функции предпринимательских рисков;
Произвести классификацию предпринимательских рисков и определить модели построения производственной структуры предприятия;

Содержание

Введение
1.Сущность, виды и функции предпринимательского риска
1.1. Понятие, сущность предпринимательского риска
1.2. Функции предпринимательского риска
1.3. Виды предпринимательского риска
2. Анализ и методы оценки рисков в рамках фирмы
2.1. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска фирмы
2.2. Методы оценки рисков
2.3. Управление рисками и их предупреждение
3. Современная российская практика и международный опыт управления предпринимательскими рисками
3.1. Процесс управления предпринимательским риском
3.2. Практика управления рисками за рубежом: сравнительный анализ
3.3. Особенности управления предпринимательскими рисками в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РОМАНОВА.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.

Конструктивная форма  регулятивной функции риска заключается  и в том, что способность рисковать  — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может  стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что такое «разумный  риск»? Наиболее удачным является определение  К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском»". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70».

Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Чтобы решиться на риск, предприниматель  должен быть уверен, что возможная  ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные и наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.

Рассматривая  функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал  потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной  прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

В определенной степени чувствительность к риску  у предпринимательской фирмы, имеющей большой капитал или выпускающей многономенклатурную продукцию, будет ниже, чем у небольшой фирмы. Но, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.

 

1.3. Виды предпринимательского риска

Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские  организации.  Наряду с общими есть специфические виды риска, характерные  для определенных видов деятельности. Так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве и т.д. Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.  Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды риска, которые довольно трудно определить, оценить количественно. 

  Существует множество подходов  к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

  • риск, связанный с возможным техническим провалом производства, сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;
  • риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.

С риском предприниматель  сталкивается на разных, этапах своей  деятельности, и, естественно, причин возникновения  конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Таким образом, следует различать:

  • риск, связанный с хозяйственной деятельностью;
  • риск, связанный с личностью предпринимателя;
  • риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

  По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении.

 В современных условиях  хозяйствования выделяют два  типа предпринимательского риска  по уровню принятия решений:  макроэкономический (глобальный) риск  и риск на уровне отдельных фирм (локальный). С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные.  По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. 

 Иногда выделяются  и такие виды: статистические (простые)  и динамические (спекулятивные) риски.  Особенность статистических рисков  заключается в том, что они  практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. 

Как уже говорилось выше,  данная работа посвящена анализу  основных видов риска. Поэтому  далее  подробно остановимся на следующих  видах риска:

-производственный;

-коммерческий;

- финансовый.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства. К основным причинам производственного риска относятся:

- снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

- снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

- увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;

- рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

- увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;

- низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;

- физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.

 Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий  риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Отдельно следует выделить транспортный риск, его классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D. Группа E включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит три  конкретные ситуации передачи ответственности  и соответственно рисков:

  • FСА означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
  • FAS означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
  • FOB означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С  включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

  • CFK означает, что продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;
  • CIF означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
  • CPT означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;
  • CIP означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

  • DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;
  • DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна; 
  • DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
  • DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
  • DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.

Следует отметить тот факт, что в отечественной  экономической литературе часто  коммерческий риск отождествляется  с предпринимательским риском, однако коммерческий риск — это один из видов риска предпринимательского.

Информация о работе Предпринимательский риск: его сущность, виды и особенности в России