Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:53, реферат
СТЕП-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития. STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
Определение факторов внешней среды.
      Методики 
STEP, PEST,  STEEP – анализа 
СТЕП-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития. STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political). Именно эти факторы внешней среды, оказывающие прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность субъекта бизнеса являются предметом изучения СТЕП-анализа.
      В 
современной экономике 
Менеджмент предпринимательских структур все чаще ориентируется на методы стратегического менеджмента, основывающегося на теории организаций, микроэкономике и теории индустриальной организации. А сам менеджмент приобретает все более выразительную внешнюю ориентацию. Это находит яркое отражение в современной теории предпринимательского анализа. Эти теории и их практико-методический инструментарий не является «чистым анализом», а представляет собой своеобразный аналитический аппарат, позволяющий одновременно исследовать внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среду и разрабатывать практические шаги по совершенствованию менеджмента предприятий.
СТЕП-анализ является комплексным инструментом оценки внешних влияний предпринимательской среды на субъект предпринимательства по схеме «фактор→предприятие». Концептуально цель СТЕП-анализа ответить на три основных вопроса:
   Внешние факторы 
при этом рассматриваются в 
разрезе четырех основных 
Общественные (social) – например, демографическая ситуация, доходы населения, мобильность трудовых ресурсов и их миграция, стиль и уровень жизни, обычаи, культурные и образовательные нужды и т.д.
Технологические (technological) – например, развитие науки и техники, изобретения и патенты, изменения технологий, соответствие производственных ресурсов и средств.
Экономические (economical) – например, тенденции макроэкономических показателей национальной экономики, жизненный цикл предприятия и отрасли, макроэкономические показатели и их тренд, уровень безработицы, изменение стоимости ресурсов.
Политические (Political) – например, стабильность правительства, регионализм, регулирование внешней торговли, государственное регулирование предпринимательства, налоговая и антимонопольная политика, ограничение и лицензирование, экономические требования, защита от преступных посягательств криминалитета и т.д.
При СТЕП-анализе необходимо постепенно рассмотреть все детерминирующие факторы и исследовать их возможное влияние на деятельность предприятия. После этого составляют план минимизации отрицательных влияний и возможного противодействия им. Результаты СТЕП-анализа лучше всего оформлять в виде матричной таблицы или схемы. Поскольку СТЕП-анализ имеет четко определенную внешнюю ориентацию, то при анализе предпринимательской среды возникает необходимость в рассмотрении конкурентной ситуации предприятия или отрасли, ибо именно в конкурентной ситуации находит свое отражение соотношение экономики конкретного субъекта предпринимательства с маркетинговой диспозицеей.
       
Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, 
но по сути – это одно и то же.  
Основные положения STEP-анализа: 
Стратегический анализ каждой из четырех 
указанных компонент должен быть достаточно 
системным, так как все они тесным и сложным 
образом взаимосвязаны.  
- Нельзя полагаться только на эти компоненты 
внешней среды, так как реальная жизнь 
значительно шире и многообразнее.  
- STEP-анализ не является общим для всех 
организаций, так как для каждой из них 
существует свой особый набор ключевых 
факторов.  
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:  
- Когда руководитель и его ближайшие сотрудники 
работают со STEP-факторами, они начинают 
не только говорить о внешнем окружении, 
но и думать о нем.  
- У людей воспитывается культура учета 
факторов внешнего окружения и появляется 
«видение» внешнего окружения.  
- Свободно передвигаясь от фактора к фактору, 
аналитик выстраивает целостную картину 
внешнего окружения.  
- Вырабатывается общий язык для анализа 
внешнего окружения.  
- Возникает устойчивая привычка размышлять 
над внешним окружением и не увлекаться 
внутренними проблемами.  
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать 
все социальные, технологические, экономические, 
политические факторы, влияющие на рынок 
и на развитие компании в нем.  
В проведении STEP-анализа существуют некоторые 
этапы, которых необходимо придерживаться. 
А именно:  
- Разработка перечня главных стратегических 
факторов, которые имеют высокую вероятность 
реализации и воздействия на функционирование 
предприятия.  
- Оценка важности каждого события для 
данного предприятия путем присвоения 
ему определенного веса от единицы (важнейшее) 
до нуля (незначительное). Сумма весов 
должна быть равна единице, что обеспечивается 
нормированием.  
- Оценка степени влияния каждого фактора-события 
на стратегию предприятия по 5-ти балльной 
шкале: «пять» – сильное воздействие, 
серьезная опасность; «единица» – отсутствие 
воздействия, угрозы.  
- Определение взвешенной оценки путем 
умножения веса фактора на силу его воздействия 
и подсчитывание суммарной взвешенной 
оценки для данного предприятия.  
STEP-анализ вполне можно рассматривать 
как вариант системного анализа, т.к. факторы, 
которые относятся к перечисленным четырем 
аспектам обычно тесно взаимосвязаны 
и характеризуют различные иерархические 
уровни общества, как системы.  
STEP-анализ помогает изучить «поведение» 
внешней среды только в том случае, если 
адекватно и объективно оценивать воздействие 
на организацию всех четырех факторов. 
Ниже приводятся основные правила применения этого инструмента, позволяющие обеспечить его практическую значимость.
1. Постановка цели исследования
Принципиально важно при проведении STEP-анализа определить цель исследования (желательно — в соответствии с принципом SMART), иначе результаты окажутся «размыты». Встречающиеся в среде словосочетания «STEP-анализ компании», «STEP-анализ рынка» бессмысленны и вредны, так как не отвечают на вопрос: «Кто и с какой целью делал этот анализ?».
Зачем делается STEP-анализ? Для выработки стратегий развития компании, для оценки ее конкурентоспособности или «для галочки»? В каждом из этих трех вариантов мы получим разный STEP-анализ!
      STEP-анализ, 
как и всякий инструмент, всегда 
используется с некоторой 
2. Выделение объекта исследования
STEP-анализ применим к любому объекту исследования — страна, организация, подразделение, проект, человек. Наличие цели исследования помогает четко определиться с объектом, к которому STEP-анализ будет применен.
Под объектом анализа неправильно понимать организацию или структурное подразделение, как это часто встречается в профессиональной среде. Как правило, анализируются взаимоотношения, причем в некотором контексте.
Поэтому STEP-анализ применяется, например, к взаимоотношениям:
      Легковесное 
отношение к точному 
3. Выявление и ранжирование факторов
Теперь мы можем приступить к формированию списка факторов, значимых для определенных нами взаимоотношений с точки зрения поставленной цели. Все факторы, не относящиеся к цели исследования, даже если они важны для нас «в общем», отбрасываются. То же самое относится к факторам, не относящимся к специфике взаимоотношений.
Важно! В целях исследования явно или неявно должен присутствовать «временной фактор». И если мы проводим анализ в долгосрочном контексте (например, 10 лет), нам необходимо учитывать изменение внешних факторов в течение определенного нашими целями времени.
Ранжирование значимых факторов
      Выявленные возможности 
      Технологически 
ранжирование факторов может быть произведено, например, 
4. Разнесение факторов по категориям
При отнесении выявленного фактора в ту или иную категорию могут возникнуть проблемы. Например, непонятно, куда "правильнее" отнести уровень процентных ставок — к политическим или экономическим факторам. Здесь может помочь только здравый смысл и понимание, что главное — выявить значимый фактор, его категория — вторична и не имеет значения, например, в SWOT-анализе.
5. Дополнительный анализ
      В 
зависимости от целей исследования, 
может потребоваться 
6. Применение результатов
      Результаты 
получены. Теперь нужно "
Кроме акронима STEP (СТЭП) часто применяют другие нотации, например:
STEEP — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), окружающей природной среды (Environmental), политических (Politics).
STEEPV — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), окружающей природной среды (Environmental), политических (Politics) и индивидуальных ценностей (Values).
STEPLE — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), политических (Political), правовых (Legal) и экологических (Environmental).
Другие акронимы отличаются от STEP только набором категорий. Но, как мы уже говорили, важно выявить все значимые для нас факторы, а не отнести их к какой-то категории.
      В 
зарубежной литературе чаще встречается 
аббревиатура PEST-анализ. Кроме того, 
часто можно встретить название PESTELI последние 
три буквы которого означают факторы экологического 
(ecological or environmental), правового ( legal ) и промышленного 
(industrial) характера. Или, например  STEEPLED – 
вариант СТЕП-анализа с добавлением вышеупомянутых 
экологических и правовых факторов воздействия, 
а также этических и демографических аспектов 
ведения бизнеса.  
PEST (STEP) анализ - стратегический анализ социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political) факторов внешней среды организации.
Поскольку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат, стабильность и перспективы развития.
Экономический фактор изучается как основной для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков, покупательной способности и т.д. Также изучается распределение экономических ресурсов в масштабе государства.
Социальный фактор определяет динамику потребительских предпочтений, распределение и структуру социальных групп населения, возрастную и гендерную структуру.
      Последним 
фактором является технологический 
компонент. Целью его исследования 
принято считать выявление 
Информация о работе Определение факторов внешней среды. Методики STEP, PEST, STEEP – анализа