Тщательный отбор слушателей 
дает возможность учить только 
тех, кто способен и хочет 
учиться, а также сформировать 
контингент, поддающейся повышению 
квалификации.
 
 Если рассматривать 
ситуацию, когда руководитель повышает 
квалификацию, то такое обучение 
будет особенно эффективным при 
наличии у этого человека потребности 
в самореализации и саморазвитии. 
При этом важно, чтобы данная 
потребность сформировалась как 
у отдельной личности, так и в том производственном 
коллективе, который направляет работника 
на переподготовку.
 
 В тех производственных 
структурах, где руководители и 
работники кадровых служб стимулируют 
персонал к повышению квалификации, 
уделяется должное внимание и 
оценке деятельности его после 
прохождения переподготовки. В этом 
случае у управленческих работников 
удовлетворяется не только потребность 
в самореализации, но и другие личные потребности, 
в частности потребность в осознании собственной 
значимости, самоуважении и самосохранении.
 
 Вторым важным слагаемым 
качества переподготовки является 
состав преподавательских кадров. 
Качество преподавания в значительной 
мере зависит и от условий 
труда преподавательского состава, 
и от его оплаты.
 
 Существенное значение 
для повышения уровня и качества 
профессионального обучения имеет 
третье слагаемое – уровень 
развития учебно-материальной базы 
и степень оснащенности учебного 
процесса современным оборудованием, 
наглядными пособиями и техническими 
средствами обучения.
 
 Эффективность профессионального 
обучения является управленческой 
подсистемой, которая включает 
такие элементы, как лицензирование 
учебных заведений, их аттестация, 
управление качеством обучения 
и анализ качества обучения.
 
 Оценки уровня обучения 
является определенной формой 
контроля, направленного на оценку 
знаний, навыков, умений, и используется 
обычно в следующих случаях:
 
 • перед началом 
обучения (входной контроль) для 
выявления способности усваивать 
учебный материал;
 
 • в ходе обучения;
 
 • в конце обучения 
(выходной контроль) для определения 
уровня подготовленности к самостоятельному 
решению актуальных производственных 
задач.
 
 Отсутствие широкого 
самоконтроля и контроля знаний 
и навыков, а также документирования 
результатов контроля без применения 
компьютеров является наиболее 
слабым местом традиционного 
обучения. Применение автоматизированных 
систем в системе повышения 
квалификации устраняет перечисленные 
недостатки и позволяет: контролировать 
процесс обучения; прогнозировать процесс 
переподготовки, используя данные автоматизированной 
обработки статистических данных; получать 
и анализировать результаты переподготовки; 
подбирать группы слушателей для конкретных 
занятий в соответствии с особенностями 
контингента слушателей разгрузить преподавателя 
от рутинной работы для получения необходимой 
информации по контролю за ходом учебного 
процесса и усвояемости материала слушателями.
 
 Специалисты-эксперты 
отличают три типа критериев 
оценки повышения квалификации 
управленческого персонала – 
внутренние, внешние и по реакции 
участников. Внутренние критерии 
прямо связываются с содержанием 
конкретной программы. Внешние 
критерии больше связаны с конечными 
целями, например, с повышением эффективности 
работы менеджеров. Кроме того, внешние 
критерии включают оценку исполнения 
работы, степень применяемости полученных 
знаний и целый ряд важнейших экономических 
показателей. Критерий по реакции участников 
связан с тем, что думают сами менеджеры 
о пользе и содержании определенного вида 
переподготовки.
 
 Большинство экспертов 
считают, что для оценки переподготовки 
кадров следует использовать 
собирательные критерии использование 
подобных критериев оценки дает 
лишь общее представление. Более 
полную и корректную оценку 
эффективности повышения квалификации 
дают такие тонкие психологические методы, 
как тестирование, экспертные оценки и 
др. Дело в том, что полученные управленцем 
знания –это лишь нереализованный потенциал. 
Для его использования необходимо, чтобы 
знания, полученные менеджерами, преобразовались 
в психологическую установку. Но если 
преподаватель ставит перед собой цель 
дать знания и дает их, то это еще не означает 
достижения цели повышения квалификации, 
поскольку хорошо известно, что можно 
знать что-то, а поступать вопреки этому 
знанию.
 
 
 Некоторые программы 
обучения создаются не для 
выработки конкретных профессиональных 
навыков, а для формирования 
определенного типа мышления 
и поведения (характерно для 
программ, направленных на профессиональное 
развитие персонала, например молодых 
сотрудников организации). Эффективность 
такой программы довольно сложно измерить 
напрямую, поскольку её результаты рассчитаны 
на долговременный период и связаны с 
поведением и сознанием людей, которые 
не поддаются точной оценке. В подобных 
случаях можно использовать косвенные 
методы:
 
тесты, проводимые до и после 
обучения и показывающие насколько 
увеличились знания обучающихся;
 
наблюдение за реакцией обучающихся 
в ходе программы;
 
наблюдение за поведением 
прошедших обучение сотрудников 
на рабочем месте;
 
оценку эффективности 
программы самими обучающимися с 
помощью анкетирования или в 
ходе открытого обсуждения.
 
 
Заключение
 
 
 В современных условиях 
быстрого устаревания профессиональных 
навыков способность организации 
постоянно повышать квалификацию 
своих сотрудников является одним 
из важнейших факторов успеха. 
Управление профессиональным развитием 
превратилось в последние два 
десятилетия в важнейший элемент 
управления современной организацией. 
Формами профессионального развития 
являются - планирование и развития 
карьеры, подготовка резерва руководителей, 
профессиональное обучение.
 
 В последние двадцать 
лет большинство ведущих организаций 
взяли на себя основные функции 
обучения сотрудников. Многие 
из них создали постоянно действующие 
учебные центры, институты и университеты. 
Сегодня организации рассматривают 
профессиональное обучение как 
непрерывный процесс, оказывающий 
непосредственное влияние на 
достижение организационных целей, 
и управляют им соответствующим 
образом. 
 
 Цикл профессионального 
обучения начинается с определения 
потребностей, которое состоит в 
выявлении несоответствия между 
требованиями организации к профессиональным 
знаниям и навыкам своих сотрудников 
и теми знаниями и навыками, 
которыми они в действительности 
обладают. На основании анализа 
потребностей и ресурсов организации 
формируется бюджет, и определяются 
цели профессионального обучения, 
а также критерии оценки его 
эффективности. Поскольку затраты 
на профессиональное обучение 
рассматриваются как капиталовложения 
в квалификацию сотрудников, организация 
ожидает от них отдачи в 
виде повышения эффективности 
её деятельности (более полной 
реализации организационных целей) 
и соответствующим образом измеряет 
её эффективность. Помимо интегральной 
оценки организации оценивают 
эффективность каждой отдельной 
программы обучения по степени 
достижения целей этих программ.
 
 Разработка и реализация 
программ профессионального обучения 
может осуществляться как самой 
организацией, так и специализированными 
компаниями, в каждой конкретной 
ситуации выбор определяется 
анализом преимуществ и недостатков 
каждого варианта. Выбор конкретных 
методов обучения определяется 
стоящими перед программой целями, 
характеристиками обучающихся и 
находящимися в распоряжении 
организации ресурсами.
 
 
Список литературы
 
 
1. Оганесян И. Управление 
персоналом организации: Уч. пос.,2000.
 
2. Анастази А. Психологическое 
тестирование,2004.
 
3. Беклемышев Е. П. Оценка 
деловых качеств руководителей 
и специалистов, 2000. .Бизнес и менеджер. 
- М.: Азимут-Центр, 2002.
 
4. Бляхман Л. С., Сидоров 
В. А. Качество работы: роль 
человеческого фактора, 2000
5. Спивак В.А. Управление 
персоналом: Практ. по курсу,2000
 
6. Цыпкин Ю.А. Управление 
персоналом: Уч. пос., 2001.