Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:13, реферат
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Введение
1. Теоретические основы учета и анализа затрат на качество.………………...4
1.1 Экономическая сущность и определение понятия затрат на качество……4
1.2 Методы учета и анализа затрат на качество продукции…………………....8
1.3 Анализ брака и потерь от брака………………………………………….…19
2.1 Информационная база для учета и анализа затрат на качество продукции………………………………………………………………………...22
2.2. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………………..23
3. Повышение уровня качества продукции на предприятии………………….28
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список  использованной литературы…………
1.2 МЕТОДЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных, аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождения продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент (рис.1.1).
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Основными принципами применения ФАС являются:
Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.
       Все 
функции объекта могут быть полезными 
и бесполезными, а последние нейтральными 
и вредными. 
 
Главные Номинальные Полезные
Внешние
Второстепенные Потенциальные
Основные
Внутренние
       
 Вспомогательные 
       
 
Нейтральные Вредные
       Рис. 
1.1. Взаимосвязь функций 
       Цель 
функционально-стоимостного анализа 
состоит в развитии полезных функций 
объекта при оптимальном соотношении 
между их значимостью для потребителя 
и затратами на их осуществление, т.е. выборе 
наиболее благоприятного для потребителя 
и производителя, если речь идет о производстве 
продукции, варианта решения задачи о 
качестве продукции и ее стоимости. Математически 
цель ФСА можно записать следующим образом: 
 
 
ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств ( ПС = ån *ci );
З – 
издержки на достижение необходимых 
потребительных свойств. 
       Функционально-
На первом, подготовительном этапе, уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму “шпоры” (рис. 1.2).
 
Рис. 1.2. 
Модель информационной сети ФСА 
       В 
нее информация по улучшению качества 
изделия и снижению затрат на его 
производство поступает из конструкторских 
(К), экономических (Э) подразделений 
предприятия и от потребителя (М) 
к руководителям 
На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов.
       На 
четвертом исследовательском 
       На 
пятом рекомендательном – отбираются 
наиболее приемлемые для данного 
производства варианты разработки и 
усовершенствования изделия. С этой 
целью можно рекомендовать 
Табл. 1 Решения по вариантам выбора изделий для производства
| Варианты управленческих решений | Предпочтительный | А
   Значимость функции: высокая Затраты: низкие Рентабельность изделия: высокая  | 
  В
   Значимость функции: высокая Затраты: средние Рентабельность изделия: средняя  | 
  С
   Значимость функции: высокая Затраты: высокие Рентабельность изделия: средняя  | 
| Проблематичный | D
   Значимость функции: средняя Затраты: низкие Рентабельность изделия: высокая  | 
  E
   Значимость функции: средняя Затраты: средние Рентабельность изделия: средняя  | 
  F
   Значимость функции: средняя Затраты: высокие Рентабельность изделия: низкая  | |
| Нежелательный | G
   Значимость функции: низкая Затраты: низкие Рентабельность изделия: средняя  | 
  H
   Значимость функции: низкая Затраты: средние Рентабельность изделия: низкая  | 
  I
   Значимость функции: низкая Затраты: высокие Рентабельность изделия: низкая  | 
С учетом значимости функций изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе конкретного изделия к производству или направлений и масштаба его усовершенствования.
Модель PAF ("Предупреждение – оценка – отказы") легко применяется при анализе затрат на качество продукции в промышленности, но в меньшей степени применима при анализе затрат на процессы и услуги. Модель PAF основана на вычислении конкретных расходов, связанных с "количеством" конкретного продукта.
Классификация затрат на качество. Классификация затрат на качество, используемая в модели PAF, приведена на рис. 1.3. Общие затраты на качество по этой модели делятся на две группы:
− затраты на достижение соответствия по качеству (их следует рассматривать как инвестиции, полезные затраты);
− затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери, вредные и бесполезные затраты).
Первая группа "Затраты на достижение соответствия по качеству" делится на 2 категории:
А. Затраты на оценку качества – стоимость оценки достигнутого качества. В эту группу затрат входит стоимость контроля, испытаний и т.п., проводимых в процессе производства и после его завершения, например, затраты на:
а) входной контроль;
б) выбор способа контроля;
в) проведение лабораторных приемочных испытаний;
г) контроль и испытание;
д) контрольное и испытательное оборудование;
 
 
 
Рис. 1.3. Классификация затрат на качество по модели PAF
е) поверку приборов и средств измерений, используемых в отделе технического контроля (ОТК);
ж) материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний;
з) анализ и доклад о результатах контроля и испытаний;
и) утверждение и одобрение доклада;
к) оценку (инвентаризацию) запасов материалов, сырья, комплектующих.
В. Затраты на предупреждение несоответствий – стоимость любых действий, направляемых на исследование, предупреждение или уменьшение дефектов и отказов, например, затраты на:
а) планирование качества;
б) разработку 
и конструирование 
в) анализ качества и проверку конструкции;
г) поверку средств измерений, используемых для оценки качества в производственных цехах;
д) техническое 
обслуживание производственного 
е) подготовку кадров в области качества;
ж) анализ и доклад о характеристиках качества;
з) утверждение и одобрение доклада;
и) программы по совершенствованию качества.
Вторая группа "Затраты, связанные с несоответствием по качеству" подразделяется на следующие 2 категории:
С. Затраты, связанные с отказами, проявившимися внутри организации – внутренние расходы, которые несет производственная организация в связи с неудачей в достижении установленного качества (когда отказы проявляются внутри организации до отправки продукции потребителю), например, затраты на:
а) брак;
б) замену, переделку и ремонт;
в) поиск и устранение неисправностей;
г) анализ дефектов и отказов;
д) повторные испытания и контроль;
е) разрешения на отклонения, модификацию и уступки;
ж) понижение класса качества;
з) простои (упущенная выгода).
D. Затраты, связанные с отказами, проявившимися вне организации – внешние затраты, возникающие запределами производственной организации (после смены владельца) в результате неудачи в достижении установленного качества, например, затраты, связанные с: