Эволюция корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Описание

Актуальность исследования в принципиальном плане определена, во-первых, ключевой ролью крупных промышленных корпораций в экономике. Через крупные корпоративные образования (включая естественные монополии, функционирующие в топливно-энергетическом, металлургическом, транспортно-коммуникацион-ном, авиакосмическом комплексах) проходят основные инвестиционно-финансовые потоки. Во-вторых, — огромной важностью процессов социального развития крупных промышленных корпораций, поскольку в условиях резкого сокращения государственного бюджета и фактического невыполнения конституционной нормы по превращению в социальное государство именно на корпоративный уровень ложится основная нагрузка по воспроизводству совокупного работника.

Содержание

Введение
3
Понятие и сущность корпораций 4
Эволюция развития корпораций 6
Современные модели корпораций в развитых странах 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

реферат по мен.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

     Социальное  начало неоднократно исследовано известными учеными социологами М. Вебером, Г. Спенсером, А. Пригожиным. В их научных работах синтезируются концепции возникновения, роли, развития и функционирования организации как социального института, созданного быть средством одновременного массового общения. Так же осуществляется попытка применить эти теории к возникновению индустриального общества, как общества организаций. Так, например Макс Вебер крупный немецкий ученый и социолог занимался проблемами теории социальной организации, по его мнению, культурный фактор обусловил институционализм рыночной экономики. Он называл этот фактор протестантский этос, протестантская религия утверждала, что благодать проявляется в материальных благах, на основе этого создавалась протестантская этика, которая дала организации рыночной экономике культурный смысл.

     Экономическое начало организации гораздо менее  исследовано, однако в созданных  концепциях кроется попытка найти  причины увеличения влияния коммерческой фирмы на общество.

     Традиционная  микроэкономическая теория представляла организацию с точки зрения производственной функции, границы которой определяются технологией. А. Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки», которая вышла в 1890 году определил организацию как четвертый фактор производства, рассматривая ее как инструмент для эффективного распределения ресурсов, исходя соответственно из основного определения экономической науки.

     Источником  корпоративной формы объединения  были торговые и морские гильдии, которые не являлись целостными хозяйственными единицами и не создавались для ведения бизнеса за общий счет. Такие ассоциации создавались с целью совместных путешествий для защиты от опасностей, цель как понятно не экономическая, а скорее социальная.

     Объединение купеческих и морских товариществ  послужило созданию колониальной Ост-Индийской компании, которая обеспечивала купечеству различных городов участие в прибыли компании пропорционально размерам торговли. Однако это были акционерные компании в сфере торговли, а не в производстве, возникшие так же и в Англии в 1496г., и в Италии, и в Германии. Позже из торговли в промышленность приходит ассоциативный признак сотрудничества

     Исследования, касающиеся роли корпорации, ее эволюции, и взаимозависимости этого явления  со структурой экономической системы  представляют одно из важнейших концептуальных направлений в современной экономической теории. В научных управленческих изысканиях должно быть больше внимания уделено теориям, изучающим природу фирмы и корпорации, обосновывающим причину ее существования, роста, появления. Представляя основное звено рыночной экономической системы, промышленная корпорация является инструментом преобразования ресурсов, и именно сила управления успешно координирует этот процесс внутри иерархии, постепенно выходя за ее пределы.

     Раскрыть  природу появления корпораций, а так же причины ее последующего роста возможно при анализе рыночных и социальных элементов сформировавших общественные условия, повлиявшие на ее зарождение и становление. К таким элементам можно отнести:

    - рыночную экономическую систему;

    - институт частной собственности;

      - фирму как иерархической систему организации производственных операций;

      - систему управления как силу способствующей росту промышленной корпорации;

     Формирование  науки менеджмента и как следствие  системы управления стало причиной не роста самих корпораций, а причиной создания условий успешного их функционирования в экономической системе через специфические взаимоотношения с ресурсами. 

     В 60-х годах главная роль в реализации инновационной стратегии крупной  промышленной корпорации отводилась хорошо оснащенному центральному научно-исследовательскому подразделению. Эта концепция получила название «инкубаторный синдром». Практика показала, что наряду с такими преимуществами, как концентрация научно-технического потенциала организации, высокий уровень и хорошее финансовое обеспечение проводимых НИОКР, их тесная увязка со стратегическими целями организации, этому подходу присущ ряд недостатков: высокая стоимость проводимых исследований и разработок, малая гибкость при выборе основных направлений поиска, отсутствие предпринимательского духа и стимулов, характерных для малого бизнеса. Многие талантливые специалисты, идеи которых не вписывались в направление работ научно-исследовательского подразделения, стали покидать корпорации и учреждать собственные инновационные организации. Учитывая эти обстоятельства, в 70-х годах инновационная стратегия была дополнена концепцией создания внутренних подразделений, использующих венчурный механизм финансирования, которые, оставаясь формально частью большой корпорации, действуют во многом как самостоятельные инновационные организации. Но со временем выяснилось, что наряду с большей гибкостью в осуществлении инновационного процесса этот подход также имеет свои недостатки. Главный из них состоит в трудности определения необходимой степени автономности дочерних инновационных подразделений и, соответственно, в сложности согласования единого стратегического курса.

     В 80-х годах руководители многих промышленных корпораций пришли к выводу о необходимости, в дополнение к своим собственным  усилиям в сфере научно-технического развития, иметь более тесные связи с самостоятельными инновационными организациями и по мере возможностей использовать результаты их деятельности. Такой подход получил название «концепция стратегических альянсов» и предполагает самые различные формы взаимовыгодного сотрудничества. Корпорация может выступать, например, как заказчик определенных НИОКР поискового или прикладного характера. Она может участвовать в венчурном финансировании интересующих ее проектов и таким образом получать необходимую информацию или право на использование новой технологии, может приобрести акции приглянувшейся инновационной организации на рынке ц/б и в случае необходимости поглотить ее, став полноправным собственником перспективной разработки. В некоторых случаях крупные корпорации приобретают лицензии на право использования разработанной малыми инновационными организациями технологии и даже идут на создание СП. Полученная в результате самых разных «стратегических альянсов» научно-техническая и технологическая (лицензии, ноу-хау и пр.) информация широко применяется  в основных научно-исследовательских подразделениях корпораций. Этот подход позволяет экономить значительные средства, которые иначе были бы затрачены на организацию НИОКР по широкому спектру различных направлений. В то же время он позволяет своевременно отслеживать новейшие идеи и разработки в сфере малого бизнеса с тем, чтобы вовремя осуществить необходимую перестройку и не отстать от основных конкурентов в освоении перспективных нововведений.

     Формирование  «стратегических альянсов» постепенно превратилось в универсальный инструмент научно-технического развития и продвижения на рынке. Крупные промышленные корпорации стали использовать этот подход не только для получения доступа к разработкам в сфере малого бизнеса, но и в отношениях между собой. Объединение усилий в разработке новой коммерческой продукции позволяет добиться экономии ресурсов. В США широкое распространение в 80-х годах получила такая форма кооперации промышленных корпораций, как создание научно-исследовательских консорциумов. Основной отличительной чертой этих консорциумов по сравнению с другими схожими формами кооперации является участие в них промышленных корпораций, непосредственно соперничающих между собой на рынке производимой продукции. Поэтому деятельность таких консорциумов концентрируется на доконкурентных стадиях инновационного процесса с последующей передачей полученных результатов учредителям для дальнейшего самостоятельного использования. Тем самым уменьшаются расходы каждой отдельно взятой организации на получение необходимых технических и технологических знаний, обеспечивается определенное разделение инновационного риска, вырабатываются общие подходы к стандартизации новшеств, идет обмен информацией, не влияющей на продвижение конечной продукции на рынке.Вместе с тем объединение усилий конкурирующих корпораций нередко порождает столкновение интересов внутри консорциума, что затрудняет его работу и ставит ряд специфических проблем управления (выделение на общие нужды необходимых финансовых ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов, регулирование прав собственности на полученные результаты и пр.).Создание «стратегических альянсов» и научно-исследовательских консорциумов является новым важным элементом стратегии в условиях рыночной экономики. Его роль будет возрастать в 90-х годах в связи с ожидаемым обострением конкуренции на рынках наукоемкой продукции и их фактической глобализацией.   

     В среде крупных предприятий Республики Казахстан сформировалось около  ста относительно крупных корпоративных объединений, различающихся по размерам, составу предприятий, структуре собственности, форме организации и состоянию управления. Несмотря на недостаточную развитость и малочисленность корпоративного сектора в Казахстане, в нем уже сейчас проявляется четыре устойчивых типа корпоративных структур:

     - национальные и государственные  компании;

     - акционерные компании, учрежденные государством и приватизированные по индивидуальным проектам;

     - частные корпорации, образованные  методами рыночной самоорганизации;

     - Казахстанские отделения ТНК.

     В корпоративном секторе казахстанской  экономики сегодня практически  отсутствуют корпорации мирового класса. Хотя определенные шансы добиться международного признания имеются у трех казахстанских  банков (Казкоммерцбанк, Народный банк и ТуранАлем), входящих в мировые рейтинги (Moody’s, Standard & Poor’s, Tomson Bank Watch) и пяти корпораций из реального сектора (Казахтелеком, Шымкентнефтеоргсинтез, УКТМК, Корпорация “Казахмыс” и ТНК “Казцинк”), ценные бумаги которых (GDR) продаются на мировых фондовых рынках.

     Для большинства казахстанских корпораций характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация

     К другим характеристикам казахстанских  корпораций следует отнести низкую конкурентоспособность при совсем невысоком качестве многих видов продукции и слабость корпоративного управления. Кроме того, часто происходят конфликты между государством и корпорациями, управляющими компаниями и акционерами, менеджерами и промышленно-производственным персоналом.

     Характерной чертой корпоративного сектора в Казахстане является также значительная и быстро растущая доля участия в нем иностранного капитала

     Иностранные инвесторы в значительной степени  проявляют интерес к минерально-сырьевым ресурсам Казахстана, и прежде всего  к разработке нефти. По данным статистики, в общем объеме прямых иностранных инвестиций 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти.

     Иностранный капитал, в основном крупных ТНК, активно участвует в приватизационном процессе в Казахстане. Основным мотивом довольно либеральной позиции казахстанского правительства в отношении иностранных компаний и их беспрецендентного по масштабам участия в приватизации крупнейших базовых предприятий стали отсутствие достаточных внутренних источников финансирования и слабость отечественной технической экспертизы.

     По  экспертным оценкам, более 80% производственного  потенциала республики (в основном черной и цветной металлургии, топливно-энергетического  комплекса, угольной и химической промышленности) теперь находится в руках иностранных инвесторов, что представляет явную и весьма ощутимую угрозу экономической безопасности страны. 
 

     3 Современные модели  корпораций в развитых  странах  

     В настоящее время исследователи  выделяют три основные модели, существующие в странах с развитой рыночной экономикой: англо-американскую, японскую и немецкую.

     Американская  модель корпорации создавалась с  учетом рыночно ориентированной  финансовой системы, на основе развитого  рынка капитала, широкого набора различных  финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций во многом облегчил привлечение дополнительного капитала. Промышленный капитал увеличивался за счет новых эмиссий акций. Поэтому практически отпала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения капитала корпораций.

     Таким образом, роль банков была сведена к  аккумулированию средств и краткосрочному кредитованию.

     На  сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпораций. В первом случае консолидирующим  ядром выступает банковский холдинг, во втором - производственно-технологический комплекс. Отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую.

     Корпорации  Японии (сюданы) представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, составляющие полный спектр отраслей хозяйства. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления после Второй мировой войны по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности.

     Широкое использование корпорациями привлеченных средств — одна из причин японских экономических достижений. Поэтому обязательно членом корпорации, ее стержнем является крупный банк, контролирующий большую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают страховые и инвестиционные компании, трастовые банки.

     Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в корпорации достигаются стратегические выгоды, связанные с ростом мобильности  развития и реализацией технологического потенциала всей группы. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, на сколько инвестиционные возможности корпорации превышают объемы финансирования.

Информация о работе Эволюция корпораций