Этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:42, отчет по практике

Описание

Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, история мира – это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов………..4
Сущность современных этнополитических конфликтов……………………....5
Методики анализа этнополитических конфликтов………………………….….7
Типология этнополитических конфликтов…………………………………….11
Способы разрешения межэтнических конфликтов……………………………16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

отчет по практике.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов………..4

Сущность современных этнополитических конфликтов……………………....5

Методики анализа этнополитических конфликтов………………………….….7

Типология этнополитических конфликтов…………………………………….11

Способы разрешения межэтнических конфликтов……………………………16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...25


Введение

 

Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, народами. Войны велись по поводу территорий, ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, история мира – это история войн. И хотя подобное высказывание является все же преувеличением, нельзя не согласиться с тем, что роль и место конфликтов в истории развития человечества более чем существенны. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.

Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле.

Методологическая основа работы. Данное исследование проводилось на основе принципов и методов научного анализа современного философского, политического и социологического знания. Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теория этнополитических конфликтов (Аклаев А.Р., Воскресенский А.Д.).

Воззрения российских учёных-политологов на природу и специфику возникновения и протекания этнополитических конфликтов отражены в трудах Аклаева А.Р., Воскресенского А.Д., Гасратяна М.А, и многих других.

 

 

 

 

Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов.

 

              Конфликт представляет собой очень широкое понятие – он обозначает несовместимость целей и подходов, антагонистические противоречия, споры.[1]

              Предметом конфликта могут быть территория, ресурсы, борьба за власть и привилегии, экономические противоречия, культурное отторжение. В межэтнических конфликтах культурное измерение формально выходит на первый план.

              Конфликтные отношения могут затрагивать как отдельные вопросы, так и комплекс проблем. К отдельным вопросам относятся, например, спорные пограничные проблемы. Этнополитический конфликт чаще охватывает несколько областей – территории, статус, беженцы.

По своей структуре этнополитические конфликты сходны в целом с социально-политическими конфликтами, но имеют ряд особенностей:

- этничность может выступать «камуфляжем» политической борьбы в элитных кругах государства;

- этнополитические конфликты чаще всего имеют статусную природу и ведутся вокруг статуса той или иной этнической группы;

- такие конфликты не столько конфликты интересов, сколько конфликты идентичностей (новые участники конфликта примыкают к той или иной стороне чаще из-за общей идентичности, нежели из близости позиций по конфликтному вопросу);

- этнополитические конфликты из-за повышенной эмоциональности обретают высокую степень иррациональности;

- для них характерно доминирование деструктивного начала над конструктивным;

- как правило, этнополитические конфликты многофакторны (причины могут крыться не в ущемлении прав меньшинства, а в неудовлетворенности экономическим развитием региона компактного проживания).[2]

 

Сущность современных этнополитических конфликтов.

 

Для начала дадим определение, что же такое конфликт, политический конфликт и этнополитический конфликт.

Конфликт (лат. «конфлитус» - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.[3]

Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.[4]

Этнополитический конфликт — одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности.[5]

Этнополитические конфликты обладают своей спецификой. Как уже отмечалось, они более эмоциональны, менее рациональны, вовлечённым в них сторонам труднее найти компромисс. Это объясняется тем, что причины конфликта рассматриваются сторонами как затрагивающие проблемы, связанные с их идентичностью, т.е. как жизненно важные для сохранения этнической группы.

Причины этнических конфликтов связаны с отчуждением какой-либо этнической группы от политической власти либо, наоборот, концентрацией власти (политической, экономической, финансовой) в руках какой-либо этнической группы (например, турецко-курдский конфликт), неравенством распределения ресурсов внутри государства, опасениями за свою идентичность либо желанием какой-либо части государства или общества использовать этноконфессиональный фактор в политической борьбе и т.п. Однако если с идеями провозглашения открытого этнического превосходства человеческое общество, во всяком случае, его сознательная и здравомыслящая часть, вроде бы покончило, то с идеями конфессиональной исключительности, основанной на религиозной иррациональности, а соответственно с конфессиональными конфликтами и взаимодействиями дело обстоит сложнее, так как у некоторых конфессий мысль о борьбе против инаковости может быть возведена в ранг важнейшего религиозного постулата, обосновывающего необходимость преобразования (в том числе и насильственного) другого геокультурного пространства. Однако конфессиональная и этническая проблематика всё же взаимосвязана и в современных обществах, хотя эта связь гораздо более опосредована и размыта, чем в прошлом. Таким образом, модифицируя удачное определение этнического конфликта, предложенное А.Р. Аклаевым[6], мы можем определить этноконфессиональный конфликт как столкновение субъектов политики, среди которых, по крайней мере, один является этноконфессиональной группой в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением её символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические и конфессионные различия становятся принципом политической мобилизации.

Для понимания механизмов возникновения и развития этнополитического конфликта особую значимость имеет вывод о том, что «конструируемая и основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности природа социально-культурных коалиций определяется их целями и стратегиями, среди которых важнейшую роль играют организация ответов на внешние вызовы через солидарность одинаковости, общий контроль над ресурсами и политическими институтами, обеспечение социального комфорта в рамках культурно гомогенных обществ»[7].

Конфликтные ситуации с сильной этнической или конфессиональной составляющей особенно сложны для урегулирования. Позиции сторон в них, как правило, полярны, нахождение компромиссов крайне затруднено, однако эти конфликты не безнадёжны. Под влиянием внутренней трансформации и изменения внешней среды они могут через заключение промежуточных соглашений постепенно двигаться к деэскалации.

Анализируя сложившуюся в нынешнем политическом пространстве ситуацию, можно сказать, что главным противоречием в подавляющем большинстве современных конфликтов стало противоречие между правом нации на самоопределение и сохранением территориальной целостности государства. Вопрос о том, кого считать нацией, а кого этническим или национальным меньшинством и что следует понимать под этими терминами, начал стремительно политизироваться, утрачивая былой академизм.

 

Методики анализа этнополитических конфликтов.

 

Конфликты, связанные с сосуществованием (социальным взаимодействием) этносов и конфессий, и их преодоление в современную эпоху обусловлены, как правило, в каждом конкретном случае достаточно сложным клубком политических противоречий. Базовым уровнем сложности, на котором обычно анализируют возникновение, протекание и разрешение большинства этнополитических и религиозно-политических конфликтов, остается внутри- и межгосударственный. Вместе с тем для ряда конфликтов во всё большей степени необходим учёт факторов надгосударственного, т.е. макрорегионального или мирового межправительственного и неправительственного уровня.

Итак, в данной работе, нашей целью является детальное изучение и сравнение этнополитических конфликтов протекающего. Но чтобы проанализировать данное явление необходимо изучить исторические предпосылки возникновения и развития конфликта, т.е. расчленить, находя общие и особенные черты данного конфликта. Понятно, что это подразумевает использование таких общенаучных методов исследования как анализ и синтез, также как и индукции и дедукции.

Нельзя упускать из вида, тот факт, что конфликт может быть растянут во времени, поэтому, одним из ключевых методов изучения будет являться историко-логический.

Для проведения сравнительного анализа мы будем использовать, наряду с общенаучными методами, методы, используемые при изучении этнокультуры.

Ведущим методом сбора этнографических данных является метод непосредственного наблюдения. Однако, учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками.

Наиболее полные и ценные этнографические материалы были добыты методом экспедиционного исследования, который получил название стационарного. Он связан с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть этнографического года, который выдающимся советским этнографом В.Г.Богоразом определять на два-три месяца больше, чем календарный год. Увеличение срока работы на два-три месяца приходится на период первичного знакомства и адаптацию к новым условиям. После чего этнограф наблюдает этнической общности или её части во все временные периоды годичного цикла.[8]

Методологическую основу этнополитологии формируют междисциплинарный подход и сравнительный анализ. Этнополитология находится на пересечении предметных полей этнологии, антропологии, политической социологии, политической психологии, демографии и геополитики и использует общенаучные методы исследования. Это исторический метод, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной зависимости; социологический, предполагающий изучение влияние социальных факторов на этнополитическую сферу; психологический, направленный на изучение субъективных механизмов политического поведения этносов, и др. Междисциплинарный подход позволяет преодолевать «границы» между различными отраслями научного знания и способствует взаимодействию ученых, обмену концепциями, идеями, техниками исследований. С его помощью можно создать широкие научные рамки для объяснения социально-политических феноменов.

Сравнительный анализ устанавливает систему принципов, позволяющую не просто констатировать «сходство» отдельных явлений, но выявлять логические серии соответствий между ними. Он описывает и объясняет сходства и различия социальных/политических единиц; интерпретирует их специфический опыт и траектории развития по отношению к другим единицам; тестирует, дорабатывает и развивает политическую теорию.

На практике выделяют следующие методы изучения этнографии: полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный. Опишем некоторые из этих методов, редко встречаемых в других видах исследований, подробнее.

Эксперимент проводится в контролируемой обстановке и позволяет установить причинно-следственную взаимосвязь между независимой и зависимой переменными (переменная – любая характеристика, величины которой изменяются от одного случая к другому). Например, можно выдвинуть гипотезу, что незнание истории народа влияет на распространенность расовых предрассудков. Для ее проверки следует сформировать две группы (контрольную и экспериментальную), которые заполнят соответствующий вопросник. Далее экспериментальной группе демонстрируется фильм (об истории рабства в США, борьбе африканских народов за независимость и т.д.), а затем обе группы вновь заполняют вопросник. По оценке результатов можно сделать вывод о влиянии/невлиянии независимой переменной (исторического фильма) на зависимую (экспериментальную группу).

Социологический опрос и интервью позволяют собрать статистические данные. Они обычно сфокусированы на разных группах/слоях населения, и их результаты отражают позиции респондентов по определенному вопросу/вопросам. В отличие от полевых исследований и эксперимента социологический опрос может охватывать широкие слои и позволяет установить взаимосвязи между большим количеством переменных. Эксперимент и социологический опрос относятся к количественным методикам.

Контент-анализ – методика, позволяющая «переводить» явное, вербальное (обозначенное знаками и словами), качественное содержание любого текста в объективные, систематические, количественные данные для последующего содержательного анализа выявленной количественной закономерности. Это полезный исследовательский инструмент, когда, например, нужно дать ответ на вопрос: «Отражают ли речи политика N недовольство положением этнических меньшинств в стране?» или «Поддерживают ли СМИ стереотипы, усиливающую этническую нетерпимость?».

К числу эффективных методик изучения этнополитических проблем относится мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах этнополитического объекта (активности этнополитических организаций, состоянии этнополитического конфликта и др.) для определения тенденций их изменения. Систематический сбор и обработка информации могут быть использованы для улучшения процесса принятия политических решений, информирования общественности, оценки проводимой политики. В эмпирическую базу этнополитологии входят также соответствующие политические акты и документы, биографии политических лидеров, материалы текущего учета населения (домовые книги, паспортные данные).

Структурно-функциональный метод - способ анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемые элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка.

Информация о работе Этнополитические конфликты