Этикет и этика менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:06, реферат

Описание

Этика - это наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений. Этика одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля - этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 51.07 Кб (Скачать документ)

Введение

     Этика - это наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях вытекающих из этих отношений. Этика одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии еще в период рабовладельческого общества. По мнению греческого философа Аристотеля - этика помогает познать, что следует делать, а от чего следует воздержаться.

     На  протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет  и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «управление, используя интуицию, как на который опирались руководя людьми (подчиненными).

     Только  с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как  отдельная наука, название которой - менеджмент.

     Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом. Следовательно, менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу. Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.

     Менеджер - это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями  и ресурсами фирмы так, что  бы сохранить ее основный пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.

     Из  этого можно сделать вывод, что  этика менеджмента - это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

     Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета. Другими словами можно сказать, что этика менеджмента - это наука, рассматривающая поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

     На  сегодняшний день очень важна  моральная и этическая сторона  деятельности руководителей (менеджеров). На это существует несколько важных причин:

     1) Менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров. Его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.

     2) Менеджер выполняет воспитательную  роль, а значит, формирует отношение  подчиненных к тому предприятию,  на котором они работают, к  тем товарам и услугам, которые  производят, к клиенту, друг к  другу. Поэтому, как всякий  хороший учитель, должен всеми  своими поступками создавать  правильное отношение ко всем  выше перечисленному.

     3) Любой поступок менеджера воздействует  на его подчиненных и формирует  комплекс этических норм и  моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей)

     История возникновения и  развития этики менеджмента

     Выяснить  происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных  требований с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад  обращали внимание Аристотель, затем  Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи  разделения общественного труда  с моральными принципами общества.

     Появление профессиональной этики во времени  предшествовало созданию научных этических  учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании  взаимоотношений людей той или  иной профессии приводили к осознанию  и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти  обобщения содержались как в  писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

     Этика и этикет менеджера

     Основные  принципы этики менеджмента

     Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т. д.

     Принципами  этики менеджмента, в обобщенном виде можно назвать выражение  всех нравственных требований, которые  были выработаны в сознании человека и общества в целом.

     Эти требования указывают на нормы поведения  человека, участвующего в деловых  отношениях.

     В основу современной этики менеджмента  входят 3 основных положения, являющихся наиболее важными, с точки зрения ученых:

    • Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс развития;
    • Вся прибыль (а также другие доходы производства) - результата достижения поставленных целей, являющихся общественно значимыми;
    • При разрешении проблем, которые возникают между людьми в деловом мире, на первом месте стоят межличностные отношения, и только потом производство продукции.

     Этика деловых отношений основана на следующем  принципе: от закона, к доверию, забота об окружающей среде, действие только в рамках закона, развитие многосторонних отношений. 
 

     Критерии  выбора модели поведения

     Каждый  для себя вырабатывает свою схему  общения с другими людьми, воздействия  на них. Существует несколько основных критериев, благодаря которым можно  выбрать наилучшую схему поведения, они помогут избежать возможных  ошибок в процессе общения, а также  добиться наилучших результатов.

     Первый  критерий: соответствие этой схемы закону и порядку.

     Вторым  критерием: нравственность ( честность, справедливость, совестливость. Соблюдение и осознание этих понятий является гарантом того, что схема выбрана правильно.

     Третьим критерием: оценка ситуации, в которой личность действует или в которой оказалась из-за некоторых обстоятельств. оценка ситуации (с помощью интуиции или умозрительная) это важнейшее условие оптимизации схемы поведения

     Четвертым критерием: цель, которую ставит перед собой человек. Чем цель значительнее, тем больше человек ею увлечен, т.е. добивается ее с большим усердием и энтузиазмом.

     Пятый критерий: самокритичная оценка возможностей для использования определенной модели поведения. Копирование чужого стиля в общении опасно.

     Шестой критерий: выделение и конкретизация собственных возможностей.

     Седьмой критерий: психолого-половые характеристики человека, т.е. его личностные и деловые качеств, которые партнеры ожидают от него. 

     Выбор той или иной схемы (модели) поведения  зависит от самого человека, его  личности, набора его психологических  характеристик и моральных принципов, а так же от того, с каким именно человеком надо общаться.

     10 принципов делового поведения  были сформулированы в работе  Л. Хосмера, американского социолога:

     1. Никогда не делать того, что  не входит в твои долгосрочные  интересы, или в интересы твоей  компании;

     2. Никогда не делать того, о чем  нельзя будет потом сказать;

     3. Никогда не делай того, что  не будет способствовать развитию  взаимопомощи и поддержки в  коллективе;

     4. Никогда не нарушать закон,  т.к. закон- это основные моральные нормы современного общества;

     5. Никогда не делать того, что  будет вредно для общества, в  котором ты живешь;

     6. Никогда не делать того, что  сам никогда не посоветуешь;

     7. Никогда не делать того, что  может ограничить права и свободы  другого;

     8. Никогда не делай того, что  может повредить слабым;

     9. Никогда не делай того, что  может препятствовать саморазвитию  и самореализации другого человека;

     10. Всегда поступать так, чтобы  увеличить прибыль предприятия,  не выходя за рамки закона.

     Все эти принципы в той или иной мере присутствуют в различных странах  и их культуре делового общения. Целью  мирового общества сейчас становится намерение приблизиться к идеальному типу отношений, в том числе и  деловых, которые будут основаны на морально - этических принципах, их торжестве.

Уровни  управленческой этики:

     1. Мировой уровень - осуществление менеджером своих рабочих функций на основе общечеловеческих ценностей, зафиксированных в "принципах международного бизнеса" - Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии.

     Данные  принципы включают в себя:

  1. социальную ответственность перед сотрудниками предприятия (создание для них благоприятных условий работы), акционерами, клиентами и населением в целом;
  2. модернизацию технологий, маркетинга и коммуникаций;
  3. повышение доверия к бизнесу;
  4. уважение к законодательству и соблюдение правовых норм;
  5. верховенство моральных ценностей во всех направлениях деятельности фирм;
  6. поддержку и помощь в развитии международной торговли;
  7. охрану окружающей среды.

     Соответствие  деятельности предприятий данным нормам является приоритетным по отношению  к национальным и корпоративным кодексам и правилам.

     2. Макроуровень - реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом бизнес-этики, включающим в себя уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.

     3. Микроуровень - реализация моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов (отсутствие дискриминации в отношениях с поставщиками и покупателями, сотрудниками предприятия и его руководством, менеджерами, инвесторами и акционерами). Микроуровень предполагает решение этических проблем частного характера.

     В случае если возникает вопрос в этической оправданности принимаемого действия, то оно оценивается с точки зрения отношения лиц, получающих от него пользу и вред. Если количество первых больше, чем вторых, то решение оправданно.

 

     Внешний вид менеджера

     Для того, чтобы быть успешным в своей  профессии, необходимо соответствовать  образу успешного человека (хочешь достичь успеха - делай вид, что  уже давно его добился) .

     Итак, отличный внешний вид, манеры, культура речи, все это является предпосылками  успешной профессиональной деятельности.

Информация о работе Этикет и этика менеджера