Экспертные методы принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Предметом исследования данной работы является теория менеджмента, включающая в себя теорию принятия управленчкских решений. Объект исследования - экспертные методы, рассматриваемые как совокупность процедур направленных на получение информации для выбора оптимального решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКСПЕРТИЗА В УПРАВЛЕНИИ
1.1. Экспертиза как метод оценки принятия решений
1.2. Роль экспертов в управлении
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Подбор и опрос экспертов
2.2. Основные методы экспертной оценки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

   - предикатность - способность предсказывать или предчувствовать будущее решение;

   - независимость - способность противостоять мнению большинства;

   - всесторонность - способность видеть проблему с разных точек зрения.

      Требования, предъявляемые к экспертам, зависят  также от метода организации экспертизы. Так, при работе эксперта в комиссии, где эксперты вступают в непосредственный контакт друг с другом, важное значение приобретают психологические факторы [10.С.22]. Часто специфические требования к эксперту непосредственно вытекают из формы организации и проведения экспертизы.

      Как правило, для отбора экспертов из составленного списка используют тестирование. Тест состоит в следующем: эксперту предлагается ответить в письменной форме на ряд вопросов, с тем, чтобы проверить его знания в области проводимой экспертизы и выявить наличие у него качеств, перечисленных выше. В таких тестах может применяться самооценка, т.е. эксперту предлагается самому оценить свои знания (например, по пятибалльной шкале) по каждому вопросу текста. Для обработки и составления таких тестов привлекаются специалисты из области психологии.

      При подборе экспертов следует учитывать их заинтересованность в том или ином результате экспертизы [10.С.22]. Наиболее благоприятным является тот случай, когда эксперту безразличен конечный результат экспертизы. Это способствует его большей объективности.

      В ряде случаев при подборе экспертов используются некоторые численные оценки, характеризующие их качества, - так называемые веса экспертов. Такие численные оценки носят статистический характер; их применение возможно только тогда, когда эксперт достаточно часто привлекался для решения задач экспертизы одного типа. Численные оценки могут быть использованы как для улучшения состава экспертной группы, так и для повышения достоверности результирующей оценки.

      Опрос - главный этап совместной работы группы управления и экспертов. Основным содержанием опроса является:

   - постановка задачи и предъявление вопросов экспертам;

   - информационное обеспечение работы экспертов;

   - выработка экспертами суждений, оценок, предложений;

   - сбор результатов работы экспертов.

      Можно назвать три типа задач, которые  решаются в процессе опроса:

   - оценка качественная или количественная заданных объектов;

   - построение новых объектов;

   - построение и оценка новых объектов.

      При коллективной экспертизе используются следующие основные виды опроса: дискуссия, анкетирование и интервьюирование, метод коллективной генерации идей, или мозговой штурм.

      Анкетирование может проводиться с обратной связью или без нее. При анкетировании  с обратной связью опрос экспертов производится в несколько этапов с доведением до сведения экспертов некоторых результатов опроса на предыдущем этапе, включая оценки отдельных экспертов и их аргументацию [4.С.386].

      Главным в организации опроса является обеспечение  максимума информации и максимума творческой активности, самостоятельности эксперта. Необходимо стремиться довести до каждого эксперта по возможности всю информацию, относящуюся к анализируемому явлению, которой располагают как эксперты, так и организаторы опроса, не лишая в то же время эксперта творческой самостоятельности и активности.

      Однако  возможности эксперта по переработке информации ограниченны. В результате эксперт может принять решение, не используя всей информации, имеющейся в его распоряжении. Кроме того, новая информация воспринимается человеком с определенным внутренним сопротивлением и не сразу влияет на уже сложившиеся субъективные оценки. Отношение к новой информации благожелательнее, а восприятие и использование ее полнее, если она представляется в доходчивой, яркой и компактной форме.

      Из  этих психологических особенностей следует необходимость предоставления экспертам возможностей для фиксации поступающей информации путем ведения записей, использования технических средств, а также необходимость предварительной обработки информации и представления ее экспертам в наиболее воспринимаемой форме [6.С.18].

      Необходимо  подчеркнуть противоречивость значения обмена экспертами информацией, так  как получение такой информации таит опасность потери творческой независимости в построении модели объекта экспертом. Разрешение этого противоречия в полной мере невозможно, и при каждой экспертизе ее организаторы должны находить разумный компромисс, прежде всего, путем выбора вида опроса, формы и степени общения экспертов.

      Каждый из видов опроса имеет свои достоинства и недостатки в построении обмена информацией между экспертами и в организации их независимого творчества. Выбор того или иного вида опроса определяется многими факторами, из которых основными являются:

   - цель и задачи экспертизы;

   - существо и сложность анализируемой проблемы;

   - полнота и достоверность исходной информации;

   - требуемые объем и достоверность информации, получаемой в результате опроса;

   - время, отведенное на опрос и экспертизу в целом;

   - допустимая стоимость опроса, и экспертизы в целом;

   - количество экспертов и членов группы управления, их характеристики.

      Анкетирование является наиболее эффективным и  самым распространенным видом опроса, ибо позволяет наилучшим образом  сочетать информационное обеспечение экспертов с их самостоятельным творчеством. Анкетирование предполагает опрос экспертов с помощью анкет, содержащих типовые вопросы [4.С.387]. Вопросы, предлагаемые в анкетах, делятся на открытые, закрытые и с веером ответов. На открытые вопросы ответы даются в произвольной форме, на закрытые - в виде "да", "нет" или "не знаю". Для ответа на вопросы с веером ответов предлагается перечень возможных ответов. Анкетирование может производиться в несколько туров. Также часто используют интервьюирование - устный опрос, проводимый в виде неформализованной беседы. Конкретные вопросы, в том числе уточняющие или развивающие даваемые ответы, могут формулироваться в ходе самой беседы, что позволяет оперативно получать информацию по анализируемой теме. Сама тема может быть предварительно сообщена опрашиваемому лицу. 

2.2. Основные методы экспертной оценки 

      Экспертные  методы применяются преимущественно в социальной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют четыре основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений и метод парных сравнений [8.С.195]. Кроме того часто используют так называемый метод «Дельфи», представляющий собой анкетирование, выполняемое в несколько туров, причем эксперты работают независимо друг от друга и неизвестны друг другу.

      Метод простой ранжировки основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например, время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обозначается наиболее важный признак, цифрой 2 - следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики. В качестве примера приведена таблица оценок признаков по четырем решениям (см. табл.1). 

                              Таблица оценок признаков по каждому решению                    Таблица 1

п/п

Признак Фактический приоритет

признака  в решении №

Наименование Желательный

приоритет

1 2 3 4
1 Время реализации 4 1 3 4 2
2 Финансовые  затраты 3 3 2 1 5
3 Повышение объема сбыта 1 5 1 3 4
4 Величина дополнительной прибыли 2 2 4 2 1
5 Качество продукции 5 4 5 5 3
 

     Таким образом, в таблице нет решения, соответствующего желательному распределению приоритетов признаков. Наиболее приемлемым считается решение № 2, у которого совпадают с желательным приоритеты по третьему и пятому признакам и имеются небольшие отклонения по остальным [8.С.196].

     Метод задания весовых коэффициентов заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов:

  1. сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу, например, для шести признаков решения устанавливаются коэффициенты 0,3; 0,1; 0,2; 0,2; 0,1; 0,1 - в сумме это составляет 1;
  2. для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент (например, 8), все остальные коэффициенты равны долям этого числа (например, 1, 2, 4, 6).

     Метод последовательных сравнений (сортировки) включает в себя следующие операции:

  1. составляется перечень признаков решений;
  2. перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости;
  3. по каждому признаку в таблицу записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям - максимальная оценка 5 (см. табл.2).
 

                                  Оценки признаков по каждому решению                                 Таблица 2

п/п

Признак Оценка  реализации
Наименование Коэффициент

значимости

Решение №
1 2 3 4
1 Время реализации 1 4 5 3 3
 2 Финансовые  затраты 0,8 5 3 4 4
3 Повышение объема сбыта 0,6 5 3 2 1
4 Величина дополнительной

прибыли

0,6 2 4 4 5
5 Качество продукции 0,5 2 5 4 3
Сумма 13,2 14,1 11,8 11,3

Информация о работе Экспертные методы принятия решений