Экскурсионная деятельность туристического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы управления экскурсионной деятельности туристического предприятия.
Задачи:
раскрыть задачи специалиста туристической фирмы по разработки организаций экскурсий;
рассмотреть систему разработки экскурсий и их доработки с учётом потребностей клиентов.
подвести итог проделанной работы?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Виды экскурсий. Экскурсия, как туристический продукт........................5
1.2 Требование к разработки экскурсии.........................................................15
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ.
2.1 Экскурсионная деятельность, как функциональная подсистема туристического предприятия............................................................................19
2.2. Оценка качества экскурсии.......................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................34
ВВЕДЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 1.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

- составление  маршрута экскурсии;

- объезд  или обход экскурсии;

- подготовка  контрольного текста экскурсии;

- комплектование  «портфеля экскурсовода»;

- выбор  методических приемов проведения  экскурсии; 

- определение  техники проведения экскурсии;

- составление  методической разработки;

- подготовка  индивидуального текста;

- прием  (сдача) экскурсии;

- утверждение  экскурсии в качестве продукта  туристской фирмы.

      К разработке каждого этапа предъявляются  определенные требования. Работа считается  завершенной, если подготовлены все  необходимые документы.

Документация по экскурсионным темам должна храниться в методическом кабинете (табл. 1). 

Таблица 1. Документация, необходимая для  экскурсионной темы

Название  документа Содержание  документа
1 Список  литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный  объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место  нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрываемой подтемы и основные вопросы, служащие основой для индивидуальных текстов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом  в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом  на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий, содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы
5 Схема (карта) маршрута На  отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места их наблюдения, остановки для  выхода группы к объектам
6 Портфель  экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции фирмы, другие наглядные пособия
7 Методическая  разработка на тему Рекомендация  по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяются последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий и техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Относящиеся к теме рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений
9 Список  экскурсоводов, допущенных к проведению экскурсии по теме Пополняется по мере допуска к проведению экскурсии  новых экскурсоводов

      Таким образом, экскурсионная программа  обслуживания - это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Так же мы видим, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности.  

         ГЛАВА  2.  МЕНЕДЖМЕНТ ЭКСКУРСИОННЫХ  УСЛУГ. 

2.1 Экскурсионная  деятельность, как функциональная  подсистема туристического предприятия.

      Деятельность  представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных  и обусловливающих друг друга  действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.

В современных  условиях туристического рынка грамотный  менеджмент в экскурсионной сфере не менее важен, чем в любой другой.

      Цели  и задачи организации, занимающейся экскурсионной деятельностью определяются запросами клиентов и являются отражением места и роли ее в общественной системе . Так как в мире все  постоянно меняется (условия жизни, техника и технология производства, финансовая ситуация, вкусы и привычки людей), цели и задачи должны регулярно и в индивидуальном порядке пересматриваться, чтобы отражать современные потребности клиента.

      Четкая  и обоснованная формулировка целей  имеет большое значение для любой организации, в том числе и экскурсионной, ибо это позволяет:

- сконцентрировать  внимание на достижении желаемых  результатов и найти для этого  оптимальные пути;

- выработать  системы критериев выделения  проблем, принятия решения и  оценки степени их реализации;

- определить  структуру фирмы, характер внутренних  и внешних связей, создать наиболее  подходящую организацию управления;

- успешно  противостоять сиюминутным требованиям  ситуации;

- сплотить  энтузиастов, создать творческую  атмосферу и благоприятный морально-психологический климат;

- дать  надежные ориентиры для материального  и морального стимулирования  коллектива.

      Группировка работ, направленных на достижение тех  или иных целей, является основой  организационной структуры фирмы, создания ее подразделений. Цели определяют задачи экскурсионной деятельности.

      Выполнение  задачи - это конкретный результат, который фирма должна получить в  ходе реализации цели к определенному  сроку. К задачам предъявляются  более жесткие требования, чем  к целям. Среди этих требований:

измеримость (время, количество);

- привлекательность,  служащая основой пробуждения  интереса у конкретных исполнителей;

-   индивидуальность;

-  наличие  ограничений (т. е. указание  того, что не следует делать  при решении данной задачи).

      Общая концепция достижения поставленных целей или решения конкретных задач получила название стратегии.

      Развитие  экскурсионного дела связано также  с расширением экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т. е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

      Однако  и в настоящее время экскурсионное  дело не стоит на месте. Важные явления в жизни туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев -- это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение и развитие экскурсионной теории являются результатом обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета.

      Важную  роль в работе отделов по разработки и организаций экскурсий, конечно же, играют экскурсоводы, реализующие туристско-экскурсионный продукт, качество которого во многом зависит не только от качества методической документации (методической разработки, контрольного и индивидуального текстов, "портфеля экскурсовода"), но от профессиональных и личных качеств самого экскурсовода.

Работа  экскурсовода состоит из нескольких частей.

Первая  – проведение экскурсии и путевой  экскурсионной информации. Вторая –  самостоятельная подготовка к экскурсиям и повышение квалификации.

Третья  – работа в методической секции экскурсоводов, участие в разработке новых экскурсионных тем, переработке  уже действующих; повышение квалификации в рамках экскурсионно-методического  отдела.

Права и обязанности работников отдела определяются должностной инструкцией.

      Основным  организационным звеном в работе экскурсоводов является методическая секция, которая создается по тематическому  принципу (историческая, искусствоведческая, литературная). Если число экскурсоводов  невелико, то создается одна секция (краеведческая).

Работа  секции строится согласно годовому плану  и включает основные направления  деятельности, т. е. разработку новых  тем экскурсий, совершенствование  содержания экскурсий, обновление и  дополнение материалов "портфеля экскурсовода".  «Портфелем экскурсовода» принято называть в профессиональной среде комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель  экскурсовода» включаются фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции: картин, географические карты, картосхемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

      Содействует повышению теоретического уровня экскурсий, совершенствованию методической работы – методический совет, который является общественным совещательным органом. Он принимает участие в подготовке и проведения конференций, семинаров, совещаний, вносит предложения с целью улучшения качества подготовки прохождения туристско-экскурсионного продукта, рецензирует тексты экскурсий.

      Справочно-консультативную  помощь в деятельности экскурсионно-методического  отдела оказывает методический кабинет, который является местом хранения методической документации, справочный и рекламных материалов. Он работает по перспективным и годовым планам, являющимся составной частью плана экскурсионно-методической работы туристско-экскурсионной организации и строится на основе широкого привлечения актива.  Руководство осуществляется из методистов отдела.

      Таким образом, задача специалиста или  отдела по экскурсионной деятельности - это предписанная работа, серия  работ или часть работы, которая  должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Организация будет действовать успешно, если задачи будут выполняться определенным образом и в указанные сроки.

 

2.2.  Оценка качества экскурсии.

      Одна  из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать  оценку – значит составить представление  о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

      Оценка  экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

      Успешная  деятельность ряда предприятий экскурсионного туризма своим опытом доказывают, что сегодня создание и внедрение  систем управления качества - не просто желательно, но и необходимо в конкурентной борьбе. На данный момент развития рынка это является условием выживания, так как на туристическом рынке наблюдается постоянное увеличение степени конкуренции. Использование только ценовых факторов конкурентоспособности не гарантирует стабильного положения на рынке.

Чтобы понять как достичь нужной эффективности  мероприятия, а именно - экскурсии, давайте  рассмотрим систему или методику разработки экскурсий.

      В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе – проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа. Ведь экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Информация о работе Экскурсионная деятельность туристического предприятия