Экономические причины кризиса в 1998 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является изучение темы: "Причины и особенности банковских кризисов 1998г.,2004г. "
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задач:
- изучить природу банковского кризиса в России в 1997 году и 2004 году;
- выявить основные причины кризисов и их последствий;
- изложить пути выхода из банковского кризиса.

Работа состоит из  1 файл

АУ КО курсовая.docx

— 89.41 Кб (Скачать документ)

До   самого   последнего   момента   правительство    игнорировало    все предупреждения о надвигающейся катастрофе, проводило “страусиную”  политику, не предпринимая никаких шагов, тем самым не исполняло своих  государственных обязанностей. Так продолжалось до того момента, пока не осталось средств  на счетах правительства и ЦБ для выполнения текущих платежей. С  этого  момента правительство  развернуло  активную  деятельность,  принимая  непродуманные, неадекватные решения, явно превышая свои полномочия.

Позже,  созданная  в  соответствии  с  постановлением  Совета  Федерации “Временная комиссия” по расследованию причин,  обстоятельств  и  последствий принятия решений Правительства Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года установила  следующее:  Решения от  17  августа  принимались   С.В.Кириенко   и   С.К.Дубининым   от   имени соответственно  Правительства  Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации при  участии  Министра  финансов  Российской  Федерации М.М.Задорнова  и  первого  заместителя   Председателя   Центрального   банка Российской Федерации С.В.Алексашенко, а также А.Б.Чубайса и Е.Т.Гайдара, приглашенных в качестве  экспертов  Председателем  Правительства  Российской Федерации.

Временная комиссия  установила,  что  подготовка  и  принятие  указанных решений  проходили  с  грубыми  нарушениями  принятых  процедур   подготовки решений Правительства Российской Федерации и Центрального  банка  Российской Федерации, без необходимых  в  таких  случаях  экономической  и  юридической экспертиз, анализа  вероятных  последствий.  Проекты решений не  проходили согласования в соответствующих  ведомствах,  не  обсуждались  на  заседаниях Правительства Российской Федерации и Совета  директоров  Центрального  банка Российской Федерации. Фактически указанные лица взяли на  себя  персональную ответственность за принятые решения и их последствия.

Указанные  обстоятельства  позволяют  поставить  вопрос  о  персональной ответственности  С.В.Кириенко  и  С.К.Дубинина  за  превышение   ими   своих полномочий при принятии решений  от  17  августа,  а  также  о  персональной ответственности С.В.Кириенко, С.К.Дубинина, М.М.Задорнова,  С.В.Алексашенко, А.Б.Чубайса,  Е.Т.Гайдара  за  последствия   принятых   решений.   Временной комиссией установлено, что привлечение экспертов  к  подготовке  и  принятию решений от 17 августа  проводилось  С.В.Кириенко  без  необходимых  в  таких случаях   мер    по    предотвращению    несанкционированного    разглашения конфиденциальной информации и  ее  использованию в коммерческих  целях,  а также в ущерб национальным интересам России. При этом доступ к информации  о готовящихся  решениях  получили  лица,  заведомо   заинтересованные   в   ее коммерческом  использовании.  В  ходе  подготовки  решений  от  17   августа А.Б.Чубайсом  по  согласованию  с  Председателем  Правительства   Российской Федерации и Председателем Центрального банка Российской Федерации без каких-либо утвержденных в установленном порядке директив и соблюдения  необходимых требований национальной безопасности велись  консультации  с  руководителями иностранных финансовых организаций,  имеющих  свои  интересы  на  российском финансовом рынке. Им была передана информация  конфиденциального  характера, сознательно скрывавшаяся от российских  участников  рынка,  представительных органов государственной власти, общественности. При  этом  не  было  принято необходимых мер, исключающих использование этой информации  нерезидентами  в коммерческих целях и в ущерб национальным интересам России.  Таким  образом, проекты государственных решений, таящие огромные негативные последствия  для участников  рынка,  келейно  обсуждались   с   представителями   иностранных финансовых  институтов,  а  российские  инвесторы,  представительные  органы государственной власти,  субъекты  Российской  Федерации  дезинформировались руководителями  Правительства  Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации в отношении  проводимой  ими  политики  и  устойчивости финансового  рынка.  То  есть   при   подготовке   решений   было   допущено сознательное   раскрытие   конфиденциальной    информации    узкой    группе заинтересованных  лиц,  включавшей  руководителей   некоторых   коммерческих банков и представителей иностранных  финансовых  институтов,  которые  могли использовать эту информацию в коммерческих целях в ущерб  другим  участникам рынка и государственным интересам.

 

2.1.2.  Последствия  кризиса 1998г.

Из  большого  числа  экономических  и  политических  последствий  кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:

 

1.   Утрачено    доверие    инвесторов    к     платежеспособности     и конкурентоспособности экономической системы России,  следствием  чего стало резкое снижение кредитного рейтинга  России  и  всех  российских   организаций.  Также  были  снижены  рейтинги  российских  коммерческих  банков, что привело  к  серьезным  затруднениям  в  сфере  привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов.  Усилился  отток капитала из России.  Закрытие  как  внешних,  так  и  внутренних источников финансирования дефицита государственного  бюджета  означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило  темпы  роста  денежной   массы,   и   сказалось   на   росте  потребительских цен и  общем  ослаблении  жесткости  денежно-кредитной политики.

   2.  Произошли   серьезные   нарушения   в   работе   банковской   системы,осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков  вследствие  отказа  Правительства Российской   Федерации   от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45  млрд.рублей. К  этому  следует  добавить  косвенные  потери,  обусловленные неожиданной девальвацией рубля и  исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты,  заключенных  исходя  из  официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного  курса  рубля  в  заданных

      пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери  могут  быть  оценены  в  несколько  десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы  из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150  млрд.  рублей.  В результате  многие,  в  том  числе  структурообразующие, банки  стали неплатежеспособными. Значительная  часть  (по  некоторым  оценкам,  до  половины)  коммерческих  банков  разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской  Федерации, для восстановления банковской системы  страны  потребуется  не  менее  100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных  банков  под  предлогом  форс-мажорных обстоятельств от  выполнения  своих  обязательств  перед      клиентами, банковская система страны утратила доверие  населения,  что      имеет  крайне  негативные  долгосрочные  последствия  не  только   для      отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.

3.Сократился объем ВВП  и инвестиций. По сравнению с  ожидавшимися итогами года, по  состоянию  на  1  августа  1998  года,  согласно  официальным   прогнозам:

объем ВВП снизился на 50 – 77 млрд. рублей  в ценах на  1      января 1998 г. (или 85 – 130 млрд. рублей в ценах на  1  декабря 1998      года);

объем  инвестиций  сократился  соответственно  на  22,9 млрд.      рублей или  38,9  млрд.  рублей. 

Таким  образом,  общие  потери  ВВП, связанные с негативными  последствиями решений  от  17  августа,  можно  оценить в сумму  свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.

   4.Усложнилась   возможность  решения  проблемы  государственного   долга  Российской  Федерации. Утрата Российской  Федерацией доверия  инвесторов  вследствие решений от  17  августа   серьезно  ухудшила  возможности   и условия привлечения новых займов,  необходимых для рефинансирования  текущих обязательств  по  обслуживанию  государственного   долга. 

В сочетании с практической невозможностью обслуживания  обязательств  по внутреннему    долгу, это создает  угрозу  возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.

   5. Произошла  глубокая  дестабилизация  состояния  российской  экономики, резко повысились темпы  инфляции.  Вследствие  решений   от  17  августа произошла   неуправляемая   трехкратная   девальвация   рубля.   Из-за искусственной привязки  рубля  к  доллару  и  ориентации  на  динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал  взрывной рост  цен.  За  четыре   месяца   (ноябрь   к   июлю   1998 года)   по продовольственным  товарам  цены   повысились   на   63 процента, по  непродовольственным товарам – 85 процентов. В первом  полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже – 4 процента,  в 1997 году – всего 11 процентов. Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном  выражении,  обострение кризиса ликвидности  и  рост   неплатежей.      Для   преодоления   этих последствий, а также для стабилизации банковской  системы  в  условиях массового оттока  вкладов  потребовалась  значительная  необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с      длительными     негативными      последствиями      макроэкономической      дестабилизации.

   6. Сократились реальные  доходы  и  сбережения  широких   слоев  населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами  ниже  прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло  вследствие спровоцированного  девальвацией   рубля   всплеска   внутренних   цен, вызвавшего  обесценение  доходов  и  рублевых  сбережений,   а   также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или  потери  их части при переводе  в  Сберегательный  банк  Российской  Федерации  по   схеме, предложенной согласно решению  Совета  директоров  Центрального   банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года “О мерах по  защите  вкладов населения в  банках”.  В результате  решений от  17  августа реальные  доходы  населения уменьшились в сентябре  1998  года по      сравнению с августом этого же года на 31,1 процента.

Потери  сбережений  населения  в банковских вкладах оцениваются  Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько  десятков  миллиардов  рублей.  Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и  в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за  собой  сокращение рабочих мест и рост вынужденной  безработицы.  В  сентябре  1998  года  статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства   безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 процента) меньше, чем  за аналогичный период 1997  года,  а  общая  численность  безработных,  определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн. человек (или  11,5 процента от экономически активного населения).

    1. «Кризис доверия» 2004г.

 

Лето 2004 г. стало очередным  поворотным пунктом в истории  банковских потрясений в России.Едва успевшие оправиться после кризиса 1998 г. вкладчики вновь убедились в том, что банковская система по-прежнему не может гарантировать им спокойствия.

В отличие от дефолта 1998 г. (тоже летнего), кризису 2004 г. не предшествовали какие-либо макроэкономические предпосылки. Основные макроэкономические показатели не внушали не только каких-либо опасений относительно срыва общеэкономической конъюнктуры, потрясений платежного баланса, резких колебаний валютного курса рубля, но, напротив, свидетельствовали о надежном равновесии на всех отраслевых и факторных рынках. Об устойчивости экономической ситуации свидетельствовали стабильный курс рубля, высокий уровень цен на нефть, умеренная инфляция. Практически все опирающиеся на макроэкономические показатели эмпирические методы анализа состояния банковской системы давали отрицательный ответ на вопрос о возможности банковского кризиса и даже о наличии объективных предпосылок для сколько-нибудь серьезной дестабилизации ситуации.

 

2.2.1.Причины кризиса  2004г.

Началом кризиса  считается  дата 27 декабря 2003 года, когда был принят закон о 100% страховании банковских депозитов на сумму до 100 тыс. руб. Никто не сомневается в полезности этого законодательного акта, однако он внес некоторую неопределенность в банковскую систему.    Руководители ЦБ стали тут же выступать с грозными заявлениями о грядущих проверках банков перед вхождением в систему страхования. В итоге судьба многих кредитных организаций стала неопределенной: никто не знал, кому можно доверять, а кому - нельзя.

Пик кризиса начался с  отзыва лицензии Содбизнесбанка в мае 2004. Почти одновременно прозвучали заявления о еще десяти банках, кандидатах на исключение из банковского  сообщества. Участники рынка быстро поняли, что следующей жертвой  может стать банк «Кредит-траст», так как владелец этих двух банков - одно и то же лицо.

В то же время появляются, так называемые, «черные банковские списки». Прекращают свою деятельность еще несколько банков, в том  числе, такой крупный, как Гута-банк.

Рынок межбанковских кредитов закрывается на перерыв без объявления срока открытия. Поднимается вопрос о платёжеспособности банка. Вкладчиков охватывает паника, и они устремляются в банковские офисы за своими деньгами.

Причины, повлекшие за собой обозначенный кризис можно классифицировать как объективные и субъективные:

К объективным причинам можно отнести:

1) исторические - не стабильность банковского рынка и его потрясения на протяжении последнего десятилетия.

2) психологические - вкладчики  еще очень хорошо помнят «черный  август» 1998-го. Население нашей  станы хорошо знает, как легко  лишиться своих сбережений. Закрытие  Содбизнесбанка, слухи о существовании  «черного списка», подогреваемые  прессой, привело к панике населения.

Субъективные причины:

1) действия правительства и ЦБ:

a) Некорректные высказывания высокопоставленных лиц; К примеру, из федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) поступила информация о существовании так называемого «черного списка»; не осторожное высказывание руководителя ФСФМ Виктора Зубова: «Могу сообщить, что мы знаем эти банки и считаем, что через них проходят нелегальные финансовые средства. Они скрывают информацию по обязательному и подозрительному контролю. Некоторые банки начинают присылать сообщения уже после проверок Банка России или Генпрокуратуры -- это нарушение закона». К тому же ЦБ сообщил информацию о том, что далеко не все банки войдут в создающуюся систему страхования вкладов; а именно, что 300-350 банков не получат разрешения, т.к. они ненадежны.

б) Создание ЦБ чрезмерной закрытости определения критериев отбора банков в систему страхования вкладов;

2) действия коммерческих  банков:

a) Недостаточно качественное управление в некоторых банках;

б) Недоверие банков друг другу;

Выражается это недоверие  в том, что банки перестают  предоставлять друг другу межбанковские  кредиты и закрывают лимиты. Банки, работающие с чужими деньгами, представляют собой весьма специфические структуры - их бизнес очень чувствителен к  внешним воздействиям. Эта волна коснулась, в основном, банки со средним масштабом бизнеса.

в) жесткая конкурентная борьба;

Недоверие к тому или иному банку может  быть спровоцировано недобросовестными  конкурентами. Достаточно упоминания в прессе о том, что с каким-то банком что-то случилось или может  случиться, чтобы привести к панике вкладчиков. За этим следует отток  капитала и банкротство.

Информация о работе Экономические причины кризиса в 1998 году