Экономические методы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:26, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение экономических методов управления, раскрытие их сущности и определение их особенностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
1. Экономические методы управления: понятия и сущность..
2. Виды экономических методов………………………………….
2.1. Планирование…………………………………………………...
2.2. Хозяйственный расчет………………………………………….
2.3. Экономическое стимулирование………………………………
2.4. Ценообразование………………………………………………..
2.5. Финансирование………………………………………………..
2.6. Кредитование……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………..

Работа состоит из  1 файл

управление персоналом.doc

— 817.50 Кб (Скачать документ)

Материальные льготы и привилегии сотрудникам являются элементами вознаграждения или компенсации, предоставляемыми в дополнение к раз личным формам оплаты труда. Такие формы материального поощрения имеют для персонала количественную ценность, могут быть отложенными или условными (пенсионное обеспечение, страховые взносы, оплата больничных листов) и прямыми льготами. Материальные льготы содержат такие элементы, которые в строгом понимании не являются заработной платой, например оплата ежегодного отпуска.

Последним из обычно используемых руководителями видов экономических методов управления персоналом является участие сотрудников в прибылях путем приобретения ценных бумаг.

Ценные бумаги - это главный инструмент фондового рынка, не денежный эквивалент права на собственность, при реализации которых владелец предъявляет их к реализации или продаже.

Акция -- ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя из результатов деятельности организации за год.

Они выполняют следующие функции: закрепляют право собственности и участия в прибылях; являются формой дополнительной оплаты труда;  ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.

Облигация - эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи - получение денежной компенсации.

Как видим, каждый вид выплат имеет свою область стимули­рования труда, свои возможности. Искусство управления заклю­чается в том, чтобы сформировать заработную плату из всех ви­дов выплат таким образом, чтобы конечная цель предприятия была достигнута при наибольшей заинтересованности в ней всех работающих. При этом стимулирование, оплата труда должны проводить­ся открыто и, что весьма важно, быть хорошо обоснованными и понятными каждому работнику.

 

2.4.           Ценообразование

 

Ценообразование является важнейшим рычагом экономиче­ского управления. Цена должна отражать общественно необхо­димые затраты на производство и реализацию продукции, соот­ветствовать ее потребительским свойствам и качеству, учиты­вать спрос и предложение на товары и услуги.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:

1.                  Производственная цена — цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых из­держек плюс ожидаемая прибыль.

2.                  Оптовая цена - цена, по которой оптовые торговые фир­мы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна производ­ственной цене плюс все производственные и маркетинговые рас­ходы оптовой торговой фирмы плюс ее прибыль.

3.                  Розничная цена - цена, по которой ведется продажа това­ра в магазинах в розницу и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс ее прибыль.

4.                  Рыночная цена - цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.

5.                  Базисная цена - согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка.

6.                  Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополи­ями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже - для товаров, приобретаемых у других фирм.

7.                  Номинальная цена — та, которая публикуется в прейску­рантах, справочниках, биржевых котировках.

8.                  Скользящая цена - цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.

9.                  Твердая цена - цена, фиксируемая в договоре купли-про­дажи, которая не может быть изменена.

10.             Цена «падающий лидер» - цена, используемая торговца­ми для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на кото­рые не снижалась.

11.             Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в резуль­тате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.

12.             Цена купли-продажи (фактурная цена) - цена, опреде­ляемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта це­на в значительной степени определяется рыночной конъюнкту­рой.

В рыночной экономике уровень цен в значительной мере оп­ределяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит - к ее увеличению.
Увеличение предложения товаров связано с желанием произ­водителя получить максимум прибыли: как только увеличивает­ся спрос на какой-либо товар, предприниматель увеличивает его производство.

В целом снижение цен происходит из-за:

      нежелания покупателей брать данный товар;

      превышения предложения над спросом;

      срочной необходимости продажи товара;

      роста производительности труда по данному товару (при не­изменных доходах покупателей);

      информации о возможном падении цен;

      государственных мер (например, увеличение банковских ставок: становится выгоднее держать деньги в банке, чем поку­пать товары).

Есть и целый ряд причин, вызывающих рост цен:

      рост заработной платы происходит быстрее, чем рост произ­водительности труда по производству товаров и услуг;

      превышение спроса над предложением;

      низкая эффективность использования имеющихся фондов и ресурсов (сырья, производственных мощностей, земли, трудовых ресурсов);

      ажиотажный спрос, вызванный отсутствием достаточного резерва товаров и неуверенностью потребителя в завтрашнем дне;

      искусственно завышенные цены на рынке (из-за спекуля­ции, подавления конкуренции, монополизма).

Формирование цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих - материала, работы и накладных расходов.
Помимо затрат на создание товара важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложе­ние, затраты на распространение товара и конкуренция. Рыноч­ные розничные цены при этом либо предлагаются производите­лем товара, либо основываются на ценах конкурента.

Возможные варианты назначения цен (стратегии ценообразования):

1. Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов (стратегия «продай дешевле»).

2. Устанавливаются цены более высокие, чем у конкурентов (стратегия «продай дороже»). Это применимо к товарам, цена которых — не главное для потенциального потребителя.

3. Устанавливаются цены, удобные для потребителя (напри­мер, в круглых цифрах).

4. Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных по­требителю в данном сочетании (например, детали для ремонта автомобилей, бытовой техники и т. п.).

 

2.5. Финансирование


          Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли работу делают данный завод или фабрика, эффективно и эконом­но ли производство. Если продукция, выпускаемая предприяти­ем, имеет спрос - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие повышает качест­во продукции и услуг, снижает их себестоимость, наращивает производительность труда, совершенствует оборудование и при­емы работы.

Финансовая самостоятельность предприятия предусматри­вает необходимость обеспечения своевременных денежных вы­плат поставщикам, подрядчикам, другим партнерам. Это касает­ся также налоговых расчетов с государством, деньги от которых идут на проведение государственных экономических и социаль­ных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, реше­ние экологических проблем и другие потребности государства.
Для того чтобы строить финансовые, денежные отношения, предприятию нужно прежде всего эти деньги иметь. В определен­ных случаях приходится брать деньги взаймы - получать кре­дит. Под управлением финансами предприятия понимается дей­ствие менеджера по манипулированию денежными средствами, целью которого является получение в конечном итоге макси­мально высокой прибыли.

Управление финансами предполагает:

      организацию и координацию финансовой деятельности;

      выбор и использование источников финансирования;

      определение ожидаемой прибыли на капиталовложения и регулирование на этой основе хозяйственно-финансовой деятель­ности предприятия;

      оценку финансового риска, связанного с получением прибыли;

      прогнозирование и планирование хозяйственно-финансовой деятельности;

      анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности.

            Сложность финансирования зависит главным образом от рис­ка, который принимает на себя кредитор, а также от срока дол­гового обязательства. В зависимости от наступления срока дол­гового обязательства, взятого предприятием при получении фи­нансов, различаются три вида источников финансирования:

1. Краткосрочное финансирование. Этот вид финансирова­ния обычно используется для торговых закупок быстрореализуе­мых товаров (например, сезонных) и в случаях, когда кредит мо­жет быть возвращен в срок до одного года. Источниками этого вида финансирования служат: торговый кредит; государственные и коммерческие банки; трастовые компании; фактор-компании.

2. Среднесрочное финансирование. Этот вид кредита исполь­зуется для развития предприятия, а также для увеличения оборотного капитала при проведении крупных хозяйственно-фи­нансовых операций. Источниками этого вида финансирования являются: государственный и коммерческие банки; компании по операциям с недвижимостью; частные источники. Процентные ставки по кредитам здесь выше, чем при кратко­срочном финансировании. От компании, получившей кредит, требуется имущественный залог.

3. Долгосрочное финансирование. Этот вид кредита использу­ется для наращивания активов предприятия - основных фондов и собственного капитала. Этот вид финансирования осуществля­ется путем: предоставления капитала; предоставления долгосрочных кредитов; аренды основных фондов.

Предоставление капитала осуществляется через продажу предприятием выпущенных им обыкновенных и привилегиро­ванных акций первого и последующего выпусков, а также за счет нераспределенной прибыли предприятия. Наличные вложе­ния в активы предприятия, как правило, не возвращаются. Ос­новными покупателями акций выступают различные юридиче­ские и физические лица. Предоставление долгосрочных кредитов осуществляется че­рез продажу предприятием выпускаемых им облигаций.
Аренда основных фондов представляет собой получение предприятием необходимых ему основных фондов и других ак­тивов на определенный срок. За это предприятие (арендатор) вы­плачивает арендодателю плату, обусловленную арендным дого­вором. Долгосрочные процентные ставки обычно выше кратко­срочных и среднесрочных, так как в них входят и курсовые разницы в цене акции.

Из всего сказанного о финансировании очевидно, что оно тес­но связано с еще одним важным механизмом бизнеса - кредитом.

 

2.6 Кредитование

 

Слово «кредит» происходит от латинского credo, что значит «верю». Кредит (ссуда) - это предоставление денег на условиях возврата с уплатой процентов в обусловлен­ный срок. Кроме того, кредит может предоставляться и в форме рассрочки платежа, а также покупки долговых обязательств за­емщика . Кредитные отношения предполагают удовлетворение двух сторон: одна - дебитор — получает необходимые для бизнеса средства, другая — кредитор — берет за предоставление этих средств определенное вознаграждение (ссудный процент).

Главными качествами кредита являются обеспеченность, це­левой характер, срочность, возвратность и платность. Обеспечен­ность означает наличие залога - имущества, под которое выда­ется кредит. Целевой характер — цель, для которой выдается кредит, имеет весьма важное значение для кредитора. Сроч­ность означает наличие срока займа. Возвратность говорит о том, что заем предполагает его возвращение. Наконец, плат­ность определяет плату за получение кредита.

Источниками денег, даваемых в кредит предпринимате­лям, являются:

      аккумулируемые банками сбережения населения;

      капиталы Центрального и коммерческих банков;

      свободные капиталы предприятий;

      амортизационные фонды предприятий;

      товарный кредит от предприятия к предприятию;

      капиталы рантье (лиц, живущих на проценты от капитала);

      отчисления государственных и местных бюджетов

Потребителями кредитных средств выступают:

Информация о работе Экономические методы управления на предприятии