Эффективный руководитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:18, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе приведена попытка разложить на составляющие качества эффективного руководителя современной фирмы.
В двух первых главах мною было рассмотрено 2 главные составляющие эффективного руководителя с позиций – личностных качеств и управленческих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление и организация процесса работы…………………………………………4
1.1 Управление людьми, как средство достижения цели……………………………4
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управления………………………….….9
Глава 2. Личностные характеристики успешного руководителя………………………...10
2.1 Стили руководства……………………………………………………………………….………...10
2.2 Качества успешного руководителя………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………………………………………19
Приложения.
Приложение 1. Воспитание лидеров в западных компаниях
Приложение 2. Качественный юмор – залог успешного руководителя
Приложение 3. Результаты исследования «Успешный руководитель:
что он собой представляет?»

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

     Иначе поставлено «обучение равных» в  некоторых крупных компаниях, где  организационная структура построена  на принципах солидарной ответственности двух коллег: один из них представляет коммерческую сторону деятельности фирмы, а другой — техническую (например, так принято в компании Philips.). С формальной точки зрения оба несут одинаковую ответственность за деятельность компании в каком-либо регионе или секторе рынка. Иногда это соблюдается и на практике. Однако может случиться и так, что один из этой пары начнет тянуть одеяло на себя. Но даже в таком случае основное взаимодействие осуществляется между этими двумя или несколькими формально равными по статусу сотрудниками.

     Приведем  еще несколько примеров воспитания лидеров. В другой компании, менее  крупной, чем Philips, описанные подходы реализуются в несколько измененном виде, так как начальство стремится избежать негативного влияния «обучения равных» на их предприимчивость и личную инициативу. Коллеги здесь тоже отвечают за деятельность функциональных отделов солидарно, но с одним важным отличием. Глава компании поощряет конкуренцию и соперничество среди подчиненных и награждает того из равных по статусу сослуживцев, кто в итоге побеждает в соревновании и берет на себя повышенную ответственность.

     Хотя  руководство исходит из благих побуждений, на деле такая смешанная тактика  имеет ряд недостатков. например, она может приводить к ряду непредвиденных последствий, которые могут оказаться катастрофическими. Умерить борьбу между коллегами чрезвычайно сложно. Стоит допустить такое противостояние, и дрязги начинаются на всех уровнях управления. В компании воцаряется атмосфера интриг — благодатная почва для образования враждебных группировок.

     Вторым  по уровню значимости считается признание  важности развития лидерских качеств  путем непосредственного воздействия  высокопоставленных сотрудников на молодых. Например, глава компании, занимающий должности председателя совета директоров и генерального директора, регулярно выбирает одного талантливого выпускника университета и назначает его своим помощником. Целый год они работают в тесном контакте. По окончании обучения молодой специалист становится ценной кандидатурой на руководящую должность в одном из функциональных подразделений. Теперь его уже назначают на официальный ответственный пост, а не предлагают ему роль стажера. В процессе обучения молодой сотрудник непосредственно наблюдает за осуществлением властных полномочий. Он узнает, как много значат честный труд и прямота в общении — два важных средства борьбы с заносчивостью, звездной болезнью руководителей. 

     Такие отношения, однако, тоже не лишены сложностей. Когда молодой человек работает в тесном контакте с наставником, существует явное и всеми признанное различие в статусе. Поэтому искреннее эмоциональное общение требует от обеих сторон большого напряжения. Если два человека сотрудничают столь тесно, общение неизбежно приобретает личный, эмоциональный характер. Возможно, этим и объясняется нежелание многих руководителей вступать в такие отношения.

     Чтобы стимулировать участие менеджеров в деятельности по воспитанию будущих  лидеров, руководители компаний стараются  отмечать и поощрять сотрудников, наиболее отличившихся во время подготовки новых кадров. В этом случае редко применяются формальные методы, например повышение зарплаты или премирование, просто потому, что подобные достижения весьма сложно оценить с достаточной точностью. Однако подобные достижения серьезно влияют на карьерные перспективы проявивших себя на этом поприще менеджеров и особенно учитываются начальством при подборе специалистов на высшие управленческие должности. Когда люди узнают, что в дальнейшем их продвижение по службе будет зависеть, в частности, от умения «взращивать» молодые кадры с задатками лидеров, то за воспитательную работу берутся даже те, кто утверждал, будто лидером нужно родиться, а обучение тут не поможет.

     Подобная  стратегия кадрового развития способствует формированию в компании такой корпоративной культуры, в которой принято ценить сильное лидерство и стремиться его стимулировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 2.

  Качественный  юмор – залог успешного  руководителя. 

    Смех  продлевает жизнь и поднимает  настроение, а руководитель (начальник, директор), умеющий шутить, поднимает производительность своего персонала. При условии, что юмор не направлен против конкретного работника, не высмеивает и не унижает сотрудников. Кому-то повезло, и чувство юмора дано при рождении, а кто-то шутит настолько неуклюже, что хочется плакать.

    Следует отметить, что умение посмеяться над  собой в неловкой ситуации, либо тактично разрешить конфликт с подчиненным, сняв эмоциональное напряжение удачной  шуткой, дано не каждому. Как сказал Марк Твен: «Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

    Такие «мелкие» люди встречаются часто, и  особенно неприятны они в качестве непосредственных начальников. Можно воспользоваться советом Марка Твена и поменять работу, а вместе с ней и руководителя, а можно «бить врага его же оружием». А именно, отвечать острой сатирой на попытку высмеять, опорочить некие ваши качества. Определите некоторый круг коллег, в которых вы уверены «как в себе» и не смейтесь на откровенно неудачные и злые выпады шефа. Дружное молчание коллектива и одинокий смех поставят начальника в неудобное положение и заставят задуматься над качеством шуток.

    Если Вам не повезло – начальник хам и тиран, который обожает подкалывать Вас и ваших коллег, доводя особо истеричных барышень до слез, то постарайтесь держаться с достоинством и не опускайтесь до мелких склок и выяснения отношений. Увольняться с работы следует лишь в том случае, когда Вы перестали видеть перспективу для личностного роста. Нельзя поддаваться давлению, плохому настроению и откладывать дела «на потом», когда у него, т.е. шефа, будет хорошее настроение. Ведь невыполненное в срок задание даст вашим недоброжелателям законный повод для злорадства, вплоть до административного взыскания. 

  Чтобы стать  великим по М.Твену человеком, достаточно следовать простым правилам:  

  Правило первое.

  Можно пошутить над отдельным действием или  высказыванием человека, но непосредственно в момент разговора. Недопустимо вспоминать давние события, за которые человеку может стать стыдно.

  Правило второе.

  Крайне неприлично открыто смеяться над необычной  фамилией подчиненного, над его физическими  недостатками, заиканием, тем самым привлекать ненужное внимание всего персонала.

  Правило третье.

  Не надо смеяться над собственной шуткой раньше всех. Если Вы – руководитель, то не стоит  заранее подавать свой анекдот (или  случай из жизни) как нечто забавное и остроумное. Предвзятое отношение к Вашей персоне вызовет обратный эффект, особенно если рассказ действительно не очень смешной.

  «Если хочешь вызвать слезы — плачь. Но если желаешь насмешить, самому смеяться нельзя», — говорится в итальянской  пословице.

  Правило четвертое.

  Пошлые, так называемые половые шутки неуместны в офисе, в разгар рабочего процесса. Они выявляют низкую культуру руководителя, показывают неуважение личности подчиненных, не имеют ничего общего с остроумием.

  Правило пятое.

  Разве станет человек с чувством юмора смеяться над «американскими приколами»  - поскользнулся, упал, ударился?..

  Правило шестое.

  Внимательный  руководитель знает, у кого из подчиненных  какой «пунктик» или «комплекс». Он не станет иронизировать, насмехаться  и заведомо ранить словом человека.  Этими действиями можно усилить существующий у работника комплекс, обострить конфликт с руководителем. 

  Данные правила  – это не руководство к действию. Ведь грамотный, воспитанный, да просто приятный в общении человек интуитивно или осознанно, но следует принципам корпоративной культуры; специалисту экстра-класса не надо рассказывать о профессиональной этике.

  У Марка Твена  есть отличное высказывание: «Хорошее воспитание — это умение скрыть, что вы очень высокого мнения о  себе и очень невысокого о своем  собеседнике». Думаю, многие согласятся, что твердая уверенность, а также сдержанная, но убедительная манера отстаивать свою точку зрения позволяет выглядеть в споре на голову выше оппонентов. При этом доза свежего юмора даст Вам несомненное преимущество.

  Итак, хорошая шутка – отличный способ немного расслабиться в течении рабочего дня, замечательное средство вдохнуть нелишний энтузиазм в приунывшего работника, и великолепное средство произвести приятное впечатление на деловых партнеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Приложение 3.

  Результаты  исследования  «Успешный  руководитель: что  он собой представляет?» 

       Ниже  представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих  руководителей высшего звена. Его  провели американские психологи  Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Знание данных характеристик будет полезно всем, кто интересуется психологией лидерства и вопросами эффективного руководства организациями. Они предоставляют возможность сравнить ваше реальное поведение и идеальное поведение лидера, помогая тем самым ликвидировать различия между тем и другим.  

  1. Способность  к экстраполяции. Сильные лидеры  не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и широкими  знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.

  2. Способность  к разработке нескольких проблем  одновременно. Слишком высокий показатель  упорства по психологическому  тесту Эдвардса для успешно  действующих руководителей нежелателен. Требуется гибкость, составляющая важнейший аспект поведения лидера.

  3. Устойчивость  в ситуации неопределенности. Это  одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность  или отсутствие обратной связи.  Белые пятна не мешают его  деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности.  

  4. Понимание.  Успешно действующие руководители  высшего уровня обладают высокой  восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать «проворством в уличной толчее». Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность отличать существенные стороны ситуации от несущественных.

  5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

  6. Настойчивость.  Успешно действующие руководители  при отсутствии ригидности и  догматизма упорно выполняют  задуманное, даже если их точка  зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание,  за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других.

  7. Способность  к сотрудничеству. Успешно выполняющие  свои функции лидеры умеют  подавлять свою враждебность  и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность.

  8. Инициативность. Успешно действующий лидер активен.  Он ведет в атаку. Ему понятны  возможности, ускользающие от  внимания других. Он знает, когда начать — это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, — способность рисковать.

Информация о работе Эффективный руководитель