Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание

Положительный результат научной и хозяйственной деятельности руководителей в рыночной среде в значительной мере зависит от уровня их теоретических знаний и практических навыков в сфере экономики и управления современным производством. В последнее время существует большое количество зарубежной и отечественной учебной литературы о менеджменте как науке и практике управления предприятием в индустриальной системе. Подобная литература, предназначена главным образом для подготовки профессиональных менеджеров.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Сущность эффективности управления
1.2 Критерии и показатели эффективности управления
1.2.1 Количественные показатели эффективности
1.2.2 Качественные показатели эффективности
1.3 Экономическая оценка эффективности управления
1.4 Влияние культуры на организационную эффективность
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

1.2.2 Качественные показатели эффективности

    Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):

  • повышение научно-технического уровня управления;
  • уровень интеграции процессов управления;
  • повышение квалификации менеджеров;
  • повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
  • формирование организационной культуры;
  • управляемость системы; удовлетворенность трудом;
  • завоевание общественного доверия;
  • усиление социальной ответственности организации;
  • экологические последствия.

    Если  в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.[2, стр 229]

    В связи с тем, что совершенствование  управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, то экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994г. (№ 7-12/47).

    Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

1.3. Экономическая оценка эффективности управления

Показатели  экономической эффективности

    В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

,где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);3 - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).

    На  уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

    Показатель  эффективности использования  материальных ресурсовм) характеризует материалоемкость продукции:

,где МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.

    Снижение  материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения  эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты  на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

    Показатель  эффективности использования  основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи.

,где ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.

    К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

    Показателем эффективности капитальных  вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

, где К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

    Как известно, оптимальный срок окупаемости  капитальных вложений не должен превышать  двух лет.

    Показателем, характеризующим  эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.

, где ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии. [5, стр. 391-396]

    Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени. Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.

    Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

, где П – расчетная прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.

    Рентабельность  качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление  прибыли со всеми затратами. В  различных отраслях на уровне отдельных  предприятий могут иметь место  специфические особенности.

    Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими. Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.

    В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

    Динамический  показатель эффективности менеджмента можно представить следующим образом:

, Ппб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Руп, Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисных годах.

    Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

    Динамику  экономической эффективности менеджмента  характеризует также сравнение  этих показателей за два или более  периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента, выраженный в процентах:

,где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах. [5, стр. 398-402]

    Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.

1.4 Влияние культуры  на организационную  эффективность

    Важное  значение для эффективной деятельности предприятия имеет организационная культура. Под культурой организации обычно понимают атмосферу или социальный климат в организации.

    В понятие «культура» организации  входят идеи, убеждения, традиции и  ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, имидже организации и т.д. Известно, что организации различаются атмосферой, методами выполнения работ, степенью активности, индивидуальными целями — и все эти факторы зависят от истории организации, её традиций, её настоящего положения, технологии производства и т.д. [6, стр. 457]

    В последние годы интерес к культуре организации резко усилился. Это  связано с тем, что возросло понимание  того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации, во благо всех заинтересованных в её деятельности сторон.

    Экономическая организация – это сложный  организм, основой жизненного потенциала, которого является организационная  культура: то, ради чего люди стали членами  организации; то, как строятся отношения  между ними; какие устойчивые нормы  и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам.

    С точки зрения менеджмента культура организации — это способы  выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. Зачастую культура является единственным предсказателем долгосрочного поведения организации, отражением её ценностей и убеждений, силы и слабости.

    Универсального  подхода к выработке общей  организационной культуры обычно нет. Современные теории, появившиеся в более динамичных условиях, выделяют скорее ситуационный подход к выбору типа культуры организации, чем предписывают готовые рецепты. Это подразумевает согласование культуры и структуры организации с другими переменными — людьми, задачами, окружением, технологией. Существует определенная связь между культурой и структурой.[6, стр.463] 
 
 
 
 
 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Оценим эффективность  управления ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

    Компания  «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), Deutсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании — 47%. В начале 1995 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.[12]

    1 марта 2000 года в результате  слияния ЗАО «МТС» и ЗАО  «РТК» было образовано Открытое  Акционерное Общество «Мобильные  ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная  Комиссия по Ценным Бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС».

    На  сегодняшний день ОАО «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной  и Центральной Европе. Компания имеет  лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 57 регионах России, где проживают 106,4 миллионов человек или 74,3% населения страны, и активно работает в 47-и регионах.

    Адреса  центров продаж МТС можно найти  на сайте www. mts.ru

    Основная  услуга компании — предоставление доступа в сеть и обеспечение  высококачественной связи. Но поскольку  на рынке сотовой связи огромное значение имеет весь спектр услуг, который  может получить абонент, МТС стремится  их предоставить своим клиентам в максимальном объеме, используя новейшие технологии.

    Сегодня абоненты МТС могут воспользоваться  разнообразными сетевыми, сервисными и дополнительными услугами. Однако спектр услуг не ограничен только этим. Стандарт GSM необычайно перспективен с точки зрения развития обслуживания абонента, в особенности с использованием интеллектуальных сетей. В планах компании — добиваться максимального комфорта для клиента, сделать так, чтобы мобильный телефон стал для него практичным, полезным и привычным спутником жизни.

Информация о работе Эффективность управления