Эффективность инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание

Современным организациям принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии. Именно промышленная организация в первую очередь концентрирует в своих руках финансовые, материальные, научно-технические и человеческие ресурсы и обладают способностью осуществлять долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка.

Содержание

стр.
Введение…………………………………………………………………………………..
Понятие инновационного процесса ……………………………………………….
1.1 Этапы инновационного процесса……………………………………………
Эффективность инновационного процесса ……………………………………….
Основные показатели эффективности инновационного процесса …………
Коммерческая эффективность проекта ……………………………………….
Социально-экономическая эффективность проекта…………………………..
Бюджетная эффективность проекта ………………………. ………………….
2.5 Соизмерение разноименных показателей эффективности………………….
Сравнение эффективности инновационных вариантов………………………….
Заключение……….……………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

Тит. лист на курс. раб..doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Разницу между ними обозначим через Фi(t):

 

Фi(t)=Пi(t)-Оi(t),

 

где i =1, 2, 3.

 

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

 

Ф(t) = [ П1(t)-О1(t)] + [П2(t)-О2(t)] = Ф1(t)+Ф2(t)

 

 

2.3 Социально-экономическая эффективность проекта

       Показатели социально-экономической эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражают эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества, с тем обстоятельством, что оно несет все затраты, которые связаны с выполнением проекта. Эти показатели отражают целесообразность расходования ресурсов на осуществление конкретно данного проекта.

       Однако следует признать, что основным методом оценки социальной эффективности проекта остается экспертный метод. Экспертиза ожидаемых социальных последствий научно-технических инноваций может быть организована в различных формах:

 • индивидуальная  и (или) коллективная экспертиза  с привлечением квалифицированных  специалистов различных сфер  деятельности;

 • социологические  опросы работников и населения;

 • всенародные  референдумы, проводимые по проектам, затрагивающим интересы различных слоев общества или региона.

    

  При определении показателей социально-экономической эффективности в качестве результатов от осуществления проекта могут рассматриваться:

 • конечные результаты  производства (выручка от реализации  нашей продукции на внутреннем  и внешнем рынках);

 • выручка от  реализации интеллектуальной собственности  (ноу-хау, компьютерные программы, лицензии на право использования изобретений и т.д.) и имущества, которые были созданы всеми участниками проекта;

 • экологические  и социальные результаты проекта,  которые рассчитываются исходя  из совместного воздействия всей  совокупности участников данного инновационно-инвестиционного проекта на социальную и экологическую обстановку в конкретном регионе, а также возможные последствия реализации проекта для здоровья населения;

 • непосредственно  финансовые результаты проекта  (например, налоги, амортизация, прибыль).

       При определении социальных результатов проекта, в расчете эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражаются:

 • изменение числа  рабочих мест в регионе;

 • улучшение жилищных и  культурно-бытовых условий работающих;

 • изменение надежности снабжения некоторыми товарами населения регионов или населенных пунктов;

 • изменение условий труда  работающих;

 • экономия времени населения

 • изменение структуры производственного  и административного персонала.

        При определении социальных результатов инновационно-инвестиционного проекта используют следующие предпосылки: нужно, в первую очередь, чтобы проект соответствовал социальным нормам, условиям и стандартам соблюдения прав человека. Мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, по обеспечению работающих жилплощадью, продуктами питания, а также объектами социальной инфраструктуры являются необходимыми условиями осуществления инновационно-инвестиционного проекта, поэтому все эти мероприятия в составе результатов проекта не подлежат. Также в расчете эффективности учитываются улучшение бытовых, жилищных и культурных условий работников (к примеру, бесплатное или льготное условие предоставления жилья), а также затраты на создание или приобретение таких объектов входят в состав затрат по проекту (они тоже учтены в расчетах эффективности проекта в общем порядке).

        Доходы от таких объектов (доля стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка компаний бытового обслуживания и т.д.) могут быть учтены в составе результатов инновационно-инвестиционого проекта. При расчете эффективности проекта учитывается также самостоятельный социальный результат таких мероприятий, который получается при росте рыночной стоимости жилья, (он обусловлен вводом в эксплуатацию дополнительных объектов социального и бытового назначения)»[ Виленский П. Л., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: Учебно- практическое пособие.- М.: Дело,2011.- с. 377-379].

 

2.4 Бюджетная  эффективность проекта

      Бюджетная эффективность инновационно-инвестиционного проекта оценивается по заказу органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с данными требованиями можно определить бюджетную эффективность для бюджетов разных уровней или консолидированного бюджета.

     Бюджетная эффективность инновационно-инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема необходимых инвестиций из средств какого-либо бюджетного фонда в наш инвестиционный проект и совокупной доходности федерального бюджета, а также возникающих благодаря реализации инновационно-инвестиционного проекта экономии в расходах бюджетов различных уровней. Если инвестиции предоставляются за счет средств Фонда государственной поддержки как государственные гарантии, здесь они рассматриваются в качестве оттоков средств бюджетного Фонда, учитываются платежи по исполнению такой гарантии исходя из обеспеченного ею обязательства [Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: Учебно- практическое пособие.- М.: Дело,2011.- с. 377-379].

      Показатели бюджетной эффективности дают возможность оценить влияние результатов реализации инновационно-инвестиционных проектов на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня. Наибольшее значение имеет показатель бюджетной эффективности, как бюджетный эффект. Бюджетный эффект определяется как превышение доходов бюджета соответствующего уровня в связи с реализацией конкретного инновационно-инвестиционного проекта.

     Главный показатель бюджетной эффективности – это чистый дисконтированный доход бюджета. Здесь в качестве основы для расчета показателей бюджетной эффективности используются суммы поступлений в бюджет (в том числе, налоги, сборы и т.п., возврат кредитов и процентов по ним, дивиденды по акциям, которые находятся в собственности региона) и расхода бюджета (например, дотации, субсидии, займы, а также расходы на приобретение акций).

     Еще один показатель бюджетной эффективности - интегральный бюджетный эффект, который определяется как сумма приведенных (дисконтированных) годовых бюджетных эффектов за период реализации инновационно-инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

 В качестве расходов бюджета  можно рассматривать [Виленский П. Л., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: Учебно- практическое пособие.- М.: Дело,2011.- с. 378-379]:

 • средства непосредственного  бюджетного финансирования;

 • Общие сведения о предприятии;

 • балансовый отчет (форма  №1) в разбивке по кварталам  за анализируемый период;

 • отчет о прибылях и  убытках (форма №2) также в разбивке  по прямое выделение бюджетных  ассигнований на надбавки к  ценам на энергоносители и  топливо;

 • выплаты по государственным облигациям

 • кредиты ЦБ РФ, региональных  и уполномоченных банков, выделяемые  в качестве кредитных средств,  которые подлежат компенсации  за счет бюджета;

 • государственные гарантии  инвестиционных расходов отечественным  и иностранным инвесторам;

 • выплаты пособий  лицам, которые остались без  работы, потому что был осуществлен  данный инновационно-инвестиционный  проект;

 • бюджетные средства, которые выделяются из бюджетов  для ликвидации возможных последствий  после осуществления инновационно-инвестиционного проекта (например, чрезвычайные ситуации), а также для компенсации другого вероятного ущерба.

    В качестве доходов бюджета рассматривают:

 • НДС (налог  на добавленную стоимость), а также  другие налоговые поступления  в бюджет при реализации инновационно-инвестиционного проекта;

 • таможенные пошлины  и акцизы по продукции (ресурсам), которые производятся в соответствии  с проектом;

 • поступления  в бюджет налога на доходы  физических лиц (с заработной  платы российских и иностранных  работников), полученных выполнение работ, предусмотренных по проекту;

 • эмиссионный  доход от выпуска ценных бумаг  под проект;

 • дивиденды по  принадлежащим государству (региону)  ценным бумагам (в том числе  акциям), которые были выпущены  с целью финансирования проекта;

 • доходы государства от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, которые создаются при реализации проекта;

 • поступления  в бюджеты платы за пользование  природными ресурсами (землей, водой  и т.п.), платы за недра;

 • поступления  от возврата кредитов, выданных  из средств бюджета на реализацию  проекта, а также проценты по  ним;

 • штрафы и санкции,  связанные с проектом (например, за нерациональное использование  природных, топливно-энергетических  и материальных ресурсов, а также за нецелевое расходование средств).

      В качестве доходов бюджета также приравниваются поступления в различные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования, фонд занятости, начисленные от заработной платы за работы, связанные с осуществлением проекта.

     Также при оценке бюджетной эффективности определяется степень участия государства (региона) в осуществлении инновационно-инвестиционного проекта и срок окупаемости затрат бюджета, которые вычисляются на основании показателей годового бюджетного эффекта.

     Кроме того, следует отметить, что при анализе бюджетной эффективности инновационно-инвестиционного проекта необходимо учитывать такие факторы, как:

1) при выполнении инновационного проекта за счет средств бюджета помимо данных показателей эффективности, необходимо учитывать рост доходов бюджета за счет увеличения налоговых платежей;

2) с точки зрения государства, в качестве требуемых критериев может также быть рассмотрена применимость результатов инновационного проекта для государственных нужд (например, в рамках национальных проектов);

3) также в настоящий момент в условиях финансового кризиса, немаловажным фактором, способствующим осуществлению проекта, является обеспечение занятости населения в регионе. Экономическая выгода государства состоит из уменьшения расходов бюджета на выплату пособий по безработице, а также приток налоговых платежей в качестве уплаты работающими налога на доходы физических лиц.

Показатели бюджетной  эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного). Основным показателем здесь является бюджетный эффект, который для t-го шага (этапа) осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в связи с осуществлением данного проекта:

Вt = Дt – Рt.

   Интегральный бюджетный эффект Вt рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

                         Эинт = ЧДД = ,

где   ЧДД – чистый дисконтированный доход;

В – доходы (результаты), достигаемые на t-ом шаге расчета;

С – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т – горизонт расчета (период времени).

Если ЧДД > 0, то проект эффективен, если ЧДД < 0, то инвестор понесет убытки.

 

2.5 Соизмерение  разноименных показателей эффективности

 

        Совокупный эффект от реализации инновационно-инвестиционного проекта состоит из эффектов, которые поступают в бюджет (бюджетная эффективность), в распоряжение предприятия, которое реализует данный проект, в распоряжение инвесторов (коммерческая эффективность), а также народнохозяйственный эффект (социально-экономическая эффективность).

     В процессе оценки эффективность инновационно-инвестиционных проектов оценивается определенными количественными характеристиками, которые называются показателями эффективности.

     Под  эффективностью  реализации  инновационного проекта  понимается  сопоставление результатов (эффектов)  от  реализации  инвестиций  в  инновационный проект  с величиной инвестиционных  затрат.  Тогда создание  и реализацию  целесообразно представить в виде  инвестиционного проекта,  эффективность которого будет характеризоваться системой следующих показателей : 

•  чистый дисконтированный доход (ЧДД), 

•  индекс доходности (ИД), 

•  внутренняя ставка доходности (ВСД), 

•  срок окупаемости (СО). 

     При  оценке  эффективности  реализации проекта  соизмерение

разноименных  показателей  осуществляется  путем  приведения

(дисконтирования)  их  к  одному (обычно – начальному)  году.  Поскольку 

доходы (расходы),  полученные  в  разные  годы  даже  при  одинаковой  их

величине,  имеют  различную  экономическую  ценность,  то  при  приведении экономических расчетов осуществляется дисконтирование, т.е. приведение всех затрат,  результатов  и  эффектов  к  произвольной,  но  единой  для  каждой совокупности  расчетов,  точке  отсчета.  Путем  дисконтирования  определяется текущая стоимость будущих затрат и доходов. Поэтому норма дисконта иногда называется  стоимостью  капитала,  которую  часто  определяют  требуемой отдачей  на  инвестируемый  капитал.  Экономический  смысл  дисконта  в сравнении  денежных  сумм  во  времени – норма  упущенной  прибыли  за  этот период. 

     При использовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов они должны быть приведены к сопоставляемому виду.

Информация о работе Эффективность инновационного процесса