CVP – анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли («затраты-объем-прибыль»).
В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:
– рассмотрение основных элементов анализа соотношения «затраты – объем – прибыль»;
– сущность анализа «затраты – объем производства – прибыль»;
– раскрытие методов расчета точки безубыточности;

Содержание

Введение 3
1. Сущность анализа «затраты – объем производства – прибыль» 6
1.1 Маржинальный доход и его роль в анализе соотношения «затраты – объем – прибыль» 6
1.2 Анализ безубыточности и характеристика основных методов для вычисления точки безубыточности 8
1.3. Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты-объем-прибыль» 13
2. Управление прибылью с помощью зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере ООО «Росинка ПЭТ» (г. Новосибирск) 17
2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия 17
2.2 Возможности практического применения зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере предприятия ООО «Росинка ПЭТ» 19
Заключение 24
Список использованных источников 27

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 1. Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли

 

Поведение кривой совокупного дохода (TR) объясняется тем, что на определенном этапе происходит насыщение рынка продукцией, и предприятие вынуждено снижать цену для того, чтобы не потерять свою долю рынка. Когда кривая совокупного дохода начинает ниспадать, это означает, что отрицательный эффект от снижения цены превысил эффект от увеличения масштаба. Таким образом, получается две точки безубыточности (А и В), но предварительно рассчитать их величины практически невозможно.

Еще одним фактором возникновения нескольких точек безубыточности являются скачкообразные затраты. И здесь также величины точек безубыточности весьма трудно поддаются анализу и контролю.

Однако, несмотря на вышеперечисленные исключения, на практике совсем необязательно знать совокупные издержки и доход абсолютно для всех уровней производства. Достаточно знать релевантный уровень деловой активности организации, то есть диапазон между объемом производства, которого предприятие придерживалось и которого планирует достичь, и информацию о доходах и затратах, которые имеются. И в этом случае можно говорить о наличии одной точки безубыточности.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.

На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

1. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

– на графике строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

– на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;

– вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.

 

Рис. 2. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели

 

Изображенная на рис. 2 точка безубыточности (порог рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

Точка безубыточности, на графике это точка А, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 2).

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

2. Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль (1)

Детализируя порядок расчета показателей данной формулы для расчета точки безубыточности, ее можно представить в следующем виде:

 

Р*Х – Yvc*X – Yfc = 0, (2)

 

где Р – цена единицы продукции; Yvc – переменные затраты на единицу продукции; Yfc – постоянные затраты; Х – пороговый объем производства. Отсюда нетрудно рассчитать пороговый объем производства.

 

Х= YFC /(P-Yvc) (3)

 

3. Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

 

Х = Уfс / Нмд – (4)

 

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара (величина P-Yvc из формулы 3).

Кроме показателей, рассмотренных при проведении анализа «затраты – объем производства – прибыль», необходимо рассчитать показатели маржинального запаса прочности и уровень производственного рычага. Использование этих показателей поможет быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Маржинальный запас прочности (МЗП) – это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

 

МЗП _ Фактическая выручка – Пороговая выручка х 100 /Фактическая выручка, (5)

 

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

 

1.3. Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты-объем-прибыль»

 

Производственный рычаг – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Данный показатель характеризует долю постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Эффект производственного рычага может быть рассчитан по следующей формуле:

 

Эпр = МД/П, (6)

 

где Эпр – эффект производственного рычага; МД – маржинальный доход хозяйствующего субъекта; П – прибыль хозяйствующего субъекта.

Уровень производственного рычага значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного рычага, теряют гибкость в управление своими затратами, большой удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение объема продаж приводит к значительному изменению прибыли.

Производственный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного рычага может изменяться под влиянием цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат; комбинации любых из этих перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

Положительное воздействие производственного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться.

Механизм производственного рычага имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться прибыль предприятия.

Между производственным рычагом и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного рычага и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

Эффект производственного рычага проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет с росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать примой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запаса сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для российских предприятий CVP-метод не является официально рекомендованным методом управления затратами. Поэтому пока он может использоваться в основном для прогнозных расчетов. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

 


2. Управление прибылью с помощью зависимости «затраты – объем – прибыль» на примере ООО «Росинка ПЭТ» (г. Новосибирск)

 

2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия

 

ОАО «Завод по розливу питьевой воды «Росинка» один из крупнейших производителей безалкогольной продукции в Новосибирской области.

Производственная и инвестиционная политика предприятия строится на основе маркетинговой. Завод исходит из принципа: производить не то, что можешь произвести, а то, что можешь продать. Все большее влияние на выбор продукта оказывает восприятие марок покупателями – с каждым годом растет число потребителей, ориентирующих на марки, которые ассоциируются с современным образом жизни.

Экологический фактор играет решающую роль в мотивации потребителей. Значительное влияние оказывает также массовая культура, появление моды на спортивный образ жизни.

Основные виды деятельности предприятия – производство и розлив воды питьевой артезианской 1 категории негазированной. Выручка от продаж по этим видам деятельности составила 170755,6 тыс. рублей. Кроме того, в отчетном периоде предприятием выполнялись строительно-монтажные работы как для собственных нужд, так и для сторонних организаций. Выручка от выполнения работ (услуг) для сторонних организаций в отчетном периоде составила 10854,5 тыс. рублей. Это работы по реконструкции, текущему и капитальному ремонту зданий ОАО «Торговая компания «Вереск», ООО «Луч», ООО «Дискаунт АЛК», продажа воды без технологической подработки в ПО «Источник», оказание услуг погрузо-разгрузочной техники.

Большая часть (70%) выпускаемой продукции реализуется на территории Новосибирской области, 30% – за ее пределами (Московская, Ярославская, Ленинградская и др. области).

Рассмотрим структуру и динамику имущества ООО «Росинка ПЭТ» и источники его формирования:

За отчетный год баланс предприятия увеличился на 68046 руб. или на 12,6%. В части активов большие средства были вложены в текущие активы, а именно на начало и на конец года 99,9%. Увеличение текущих активов составило 68046 руб. или на 12,6%. Наибольшую долю в оборотных активах занимают запасы, которые за текущий год увеличились на 121174 тыс. руб. или на 43,2%. Уменьшение дебиторской задолженности на 26248 руб. привело к уменьшению ее доли в текущих активах на 7,3%. НДС за отчетный год вырос на 9915 руб. Денежные средства за текущий период сократились на 85,1%.

Информация о работе CVP – анализ