Цели организации. Определение и функции целей. Классификация целей по источникам, комплексности и содержанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:09, реферат

Описание

Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.
Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям:
- наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
- наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей).

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………… 3
2. Основная часть …………………………………………………………. 5
2.1 Цели организации ……………………………………………………… 5
2.2 Функции целей организации ………………………………………….. 6
2.3 Классификация целей организации ………………………………….. 7
3. Заключение ……………………………………………………………… 10
4. Список использованных источников ………………………………….. 11

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………………… 3
  2. Основная часть …………………………………………………………. 5

2.1 Цели организации ……………………………………………………… 5

2.2 Функции целей организации ………………………………………….. 6

2.3 Классификация целей организации ………………………………….. 7

3. Заключение ……………………………………………………………… 10

4. Список использованных  источников ………………………………….. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Общество состоит из огромного количества различных  организаций. Большинство людей  всю свою сознательную жизнь связаны  с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.

Но что такое организация, и какие общие черты характерны для любой организации? Абстрагируясь от отдельных, частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются входящие в нее люди, задачи, для решения которых она создана и существует, и управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.

Таким образом, организацию  можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.

Для того чтобы считаться  организацией, некая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям:

- наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой  группы;

- наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

- наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей).

Если существуют устоявшиеся  границы организации и определено ее место в обществе, она принимает  форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные предприятия, учреждения, общественные формирования и т. д.).

Любая организация, независимо от своего размера и вида деятельности, испытывает необходимость в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации. Без этого невозможна рациональная и эффективная работа организации, планирование, контроль и оценка достигнутого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

2.1 Цели организации

Организация не может  функционировать без целевых  ориентиров.

 Цели организации  — это конкретное состояние  отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Обще фирменные цели формулируются и устанавливаются  на основе общей миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

- цели должны быть конкретными, представляющими, по возможности, не только качественные, но и количественные показатели

- цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях

- цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке в соответствии со стремительно меняющимися условиями деятельности организации

- поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, эти люди должны их признавать как свои личные цели, т.е. быть известными, понятными, близкими для большинства членов организации

- цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтов и возникновения кризисных ситуаций

- цели не должны носить разрушительный характер.

Невозможно переоценить  значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

2.2 Функции целей организации

Совместная деятельность порождает у людей цели разного  уровня и содержания. В условиях организованной деятельности эти цели могут выполнять следующие функции:

1. Когнитивные функции целей. Эти функции, которым, по мнению представителей рациональной школы научного управления и их современных последователей, принадлежит первое место, обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

2. Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.

3. Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этих функций деятельность членов организации теряет смысл.

4. Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.

5. Функции преобразования. Стремление к реализации целей  организации неизбежно приводит  к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности. Особенно это справедливо в отношении организаций, работающих в рыночной среде с высокой степенью неопределенности, когда разрабатываемые цели изначально ориентированы на изменения и инновации.

6. Эмоциональные функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

7. Символические функции. Определяя цели организации, руководители должны учитывать их влияние на публику (или рядовых потребителей), клиентов фирмы, партнеров, заказчиков, представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее стратегических замыслов.

8. Идеологические функции.  Цели формируют идеологию организации,  т.е. объясняют не только, как  будут достигнуты те или иные  результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении. К сожалению, в отечественных организациях вопросам идеологии организации уделяют мало внимания, в то время как американские и в еще большей степени японские организации считают создание собственной идеологии первоочередной задачей.

2.3 Классификация  целей организации

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

К технологическим целям  можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий.

Экономические цели включают укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели – это выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, экономное использование ресурсов.

Административные цели нацеливают на достижение высокой управляемости предприятия, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе.

Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр.

Научно-технические цели фокусируются на создании и внедрении  в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

Социальные цели ориентируются  на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышении их образовательного и квалифицированного уровня и т.п. Например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживания отношений социального партнерства, обеспечение персонала высококачественным медицинским обслуживанием и пр.

По степени важности для организации цели разделяются  на:

- стратегические цели – определяют характер деятельности на длительный период времени и для их реализации требуются большие затраты

- тактические цели – являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения, например, проведение капитального ремонта

- текущие цели – определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

По временному признаку с позиции их реализации цели разделяют  на: - долгосрочные (более 5 лет)

- среднесрочные (1—5 лет)

- краткосрочные (до года).

По значимости цели подразделяются на:

- особо приоритетные – с достижением которых связано получение главного результата развития организации

- приоритетные – необходимые для успеха и требующие внимания руководства

- прочие – также  важные, но несрочные цели, нуждающиеся  в постоянном контроле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Цели организации не только придают  смысл ее деятельности и ориентируют в отношении внешней среды, но и способствуют интеграции коллектива организации на основании единства устремлений его членов; могут мотивировать организационную деятельность индивидов; являются основой формирования организационной структуры; представляют собой источник стабильности в организации. Резкое изменение целей может привести к серьезным дестабилизирующим последствиям.

У организации могут быть разнообразные  цели, особенно если говорить об организациях различных типов. Например, деятельность организаций, занимающихся бизнесом, сосредоточена главным образом на создании определенных товаров и услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Государственные учебные заведения и больницы и т.п. не стремятся получить прибыль, но их действия сопряжены с ограничением затрат. Это стремление некоммерческих организаций находит отражение в наборе целей, сформулированных как представление конкретных услуг в рамках бюджетных ограничений. Таким образом, классификацию целей следует считать важной научно-практической задачей, способствующей пониманию возможностей их практического использования при проектировании организации или в процессе ее функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список использованной литературы:

1. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М., 2008 г.

2. Маркова В.Д., Кузнецова  С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций – М., 2007 г.

3. Шевчук Д.А. Стратегический  менеджмент: Учебное пособие. – М., 2006 г.




Информация о работе Цели организации. Определение и функции целей. Классификация целей по источникам, комплексности и содержанию