Цели банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание

Банк как предприятие решает вопросы, связанные с удовлетво¬рением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и эко¬номических интересов как членов его коллектива, так и интере¬сов собственника имущества банка .

Содержание

1. Общие и специфические цели 3
2. Методы достижений целей банка в управлении 6
3. Основные способы и приемы банковской деятельности 10
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

вар 2 бмм.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)


Вариант № 2.  Цели банковского менеджмента
Эльмира, убедительная просьба, обратить внимание на требования к контрольной работе. Обязательно должны быть сноски. ( в методичке все написано).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Общие и специфические цели

2. Методы достижений целей банка в управлении

3. Основные способы и приемы банковской деятельности

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие и специфические цели

 

Банк как предприятие решает вопросы, связанные с удовлетво­рением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и эко­номических интересов как членов его коллектива, так и интере­сов собственника имущества                              банка [4, с.19].

В современных условиях деятельность банка столь многооб­разна, что одно только перечисление всех видов его деятельно­сти займет много места.

Поэтому ограничимся следующей характеристикой банковской деятельности: «Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их сущность оказывается действительно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообраз­ными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется фи­нансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.» [2, с.19].

Банковский менеджмент - это управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции [6].

Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером деятельности данного подразделения общественного разделения труда. Банк выступает своеобразным предприятием, занимающимся бизнесом. Он предоставляет на платной основе имеющиеся в его распоряжении кредитные ресурсы предприятиям, организациям, кооперативам, населению, государству, удовлетворяя их потребности в дополнительных денежных средствах. Вместе с тем банк "работает" с чужими деньгами. В нем аккумулируются высвободившиеся из кругооборота денежные средства различных собственников: государственных предприятий и организаций, акционерных предприятий и обществ, кооперативов, частных лиц. В результате банк становится распорядителем и хранителем общественного капитала, что предполагает его ответственность перед владельцами за сохранность находящихся на счетах в банке денежных средств клиентов. Итак, банк выступает выразителем не только своих, частных, интересов, но и общественных. Это сочетание интересов было свойственно банку всегда, без него невозможно обеспечить ликвидность баланса, а значит, устойчивость банка на денежном рынке [7].

Одновременно в деятельности банка значительное место занимают договорные отношения, которые носят характер партнерских. Партнерским отношениям свойственны такие черты, как доверие, взаимовыгодность, коллективность решений и действий. Не случайно взаимовыгодность кредитной сделки предполагает коллективное обсуждение ее условий, умение пойти на компромисс.

Сочетание частных и коллективных интересов определяет специфику целей банковского менеджмента, которые состоят в следующем:

обеспечение рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях денежного рынка;

обеспечение ликвидности баланса банка как гарантия надежности банка, соблюдение интересов кредитора и вкладчика;

максимальное удовлетворение потребностей клиентов в объеме, структуре и качестве услуг, оказываемых банком, обусловливающих длительность и устойчивость деловых связей;

сочетание успешного решения производственных, коммерческих и социальных проблем данного коллектива;

создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.

В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей.

Количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью. Количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком , — вот лишь некоторый перечень показателей, используемых для анализа и оценки общих результатов деятельности.

Качественные показатели можно подразделить на несколько видов. Первую группу составляют показатели доходов и расходов банка. С их помощью происходит управление рентабельностью банка. Вторая группы охватывает показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов. В третью группу входят показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг. Сюда же можно отнести и способность банка обеспечить конфиденциальность деловых переговоров, сохранность информации.

Социальные показатели характеризуют развитие профессиональной подготовки членов коллектива, их отношение к труду, степень решения социальных проблем.

Другая особенность банковского менеджмента связана с тем, что деятельность банка считается наиболее регулируемой со стороны государства в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов и депозитов. Кроме подробных законов, регулирующих деятельность банков, существует ряд обязательных нормативов и предписаний, направленных на обеспечение ликвидности кредитных учреждений. Что это означает с точки зрения организации управления? Во-первых, наличие определенных границ в самостоятельном принятии решений, обусловленных соблюдением обязательных нормативов и предписаний. Во-вторых, необходимость менеджеров в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры денежного рынка искать пути обеспечения ликвидности банка (исходя из установленных нормативов).

Особенностью управления банковской деятельностью является широта сферы управлениях к которой относится денежный оборот и кредитные отношения на макро и микроуровнях, наличие значительного риска при выполнении денежных операций. Указанный риск вытекает из сложного переплетения действий многочисленных внутренних и внешних факторов, что характерно для денежного рынка, а значит, деятельности институтов, с ним связанных. Поэтому в банке применяется принцип коллективного принятия наиболее ответственных решений, используются разнообразные способы защиты кредитора от возможных рисков, осуществляется распределение прав в области совершения кредитных операций между основной конторой и филиалом банка.

Работа с клиентами, договорный характер ряда операций банка требует не только высокой экономической подготовки, но и хорошего знания основ психологии, права, умения вести переговоры, деловой этики, т.е. обусловливает специфику подготовки банковского специалиста. Оснащение банков передовой техникой предполагает устранение компьютерной безграмотности, умение составлять программы для ЭВМ с использованием их для ситуационного анализа и прогнозирования.

Определенные особенности в содержании банковского менеджмента вытекают из того, что в российских банках основной контингент служащих составляют женщины. В связи с этим особое значение приобретает решение социальных проблем коллектива, а также обеспечение благоприятной производственной атмосферы, недопущение конфликтных ситуаций.

 

2. Методы достижений целей банка в управлении

 

Строгого и общепринятого определения понятия метод управления не существу­ет. Применительно к управлению под методом обычно понимается прием или спо­соб воздействия на объект (способ применения тех или иных средств управления), а тем самым — прием или способ достижения цели, путь решения проблемы. Нет пока и строгой, выстроенной по единому критерию, классификации методов управления; вместо этого используется одновременно несколько критериев (см. табл. 1). Но для целей практического управления важно подчеркнуть, что все существующие методы находятся в тесном взаимодействии, образуя единую систему. Это означает, что они должны применяться в комплексе, как взаимодополняющие и не противопоставляе­мые друг другу приемы [1, с.264].

Таблица 1

 

Группы методов

Методы

Экономические

1.

Плановые задания

 

2.

Статьи бюджета

 

3.

Материальная ответственность, санкции

 

4.

Материальное стимулирование.

 

5.

Внутрифирменные цены, тарифы и иные платежи (если используются)

Административные

1.

Организационные

 

2.

Распорядительные

Социально-

1.

Убеждение

психологические

2.

Внушение

 

3.

Воздействие личным примером

 

4

Принуждение применением авторитета

 

5.

Вовлечение обращением к определенным чувствам

 

6.

Побуждение повышением значимости работы

Нормативные

1.

Устав, приказы, распоряжения, инструкции, регламенты

 

2.

Нормативы, стандарты, в т.ч. социальные.

 

В классификацию включены только те методы, которые может использовать сама организа­ция (без учета управляющего воздействия на нее извне).

Важное значение для создания качественного механизма управления имеют спо­собы принятия управленческих решений, доведения этих решений до исполнителей, реализации и контроля исполнения. Эти способы составляют замкнутую цепочку управленческого цикла (см. рис. 1).

 

Рис.   1. Структура банковской системы

В процессе управления банком прибегают к разным средствам влияния на объект управления, выбор которых зависит от специфики той или другой сферы банковской деятельности. Одним из главных инструментов управления есть процентные ставки (как по депозитам, так и по кредитам), а также: валютные курсы; уровень доходности ценных бумаг; способы выдачи и погашения кредитов; уровень обслуживания клиентов; реклама и т.п. [8]

Планирование представляет собой центральное звено цепи действий, составляющих содержание процесса управления банком:

Анализ → планирование →  регулирование →  контроль

Под планированием деятельности банка следует понимать формулирование (уточ­нение, пересмотр) политики (политик) банка на предстоящий период развития и определение системы практических мер, необходимых для ее (их) реализации, в форме составления обобщающего концептуального документа (документов), трак­тующего деятельность банка по отдельным ее направлениям. Планирование долж­но распространяться на все объекты банковского управления, т.е. на все сферы деятельности банка, на все осуществляющиеся в нем процессы или отношения либо на те из них, в отношении которых необходимость в планировании признана более настоятельной. При этом продолжительность планового периода не имеет жестких ограничений и может определяться каждым банком самостоятельно.

Руководителям банков постоянно приходится решать целый ряд сложнейших задач, среди которых:

определение приоритетов деятельности и выбор секторов финансового рын­ков, позволяющих банку оптимально использовать свой кадровый и клиент­ский потенциал, а также портфель банковских продуктов; ^ определение процентных ставок, обеспечивающих достаточную маржу; размещение свободных ресурсов, которое бы учитывало специфику пасси­вов, их стоимость, срочность, позволяло бы соблюдать определенные требо­вания по части ликвидности, ограничения по рискам;

определение тактики поведения на рынках, использование свободных ресур­сов для проведения спекулятивных операций с ценными бумагами, валютны­ми ценностями и т.д.; управление рисками, их хеджирование;

управление персоналом и филиалами, определение лимитов проводимых ими операций, и т.д. и т.п.

Эти и многие другие задачи сложно или даже невозможно решать, если руково­дители банка опираются только на интуицию. Для качественного их решения необ­ходимо рационально организованное планирование.

Анализ влияния факторов осуществляют, сгруппировав их за средой возникновения на внешние относительно банка и внутрибанковские. Результатом процесса планирования должен стать качественный план, на основании которого будут осуществляться другие функции менеджмента.

Нормальная деятельность банка совершенно немыслима без постоянно веду­щейся и грамотно организованной аналитической работы. Чтобы управленческие решения принимались обоснованно, специалисты банка должны профессионально анализировать, с одной стороны, внутренние отношения, процессы, тенденции банка, с другой — все многообразные факторы, которые действуют на банк извне (и в том и в другом случае имеются в виду процессы и факторы как экономические и фи­нансовые, так и политические, социальные, правовые, психологические, технико- технологические и др.).

Организация — это процесс установления и поддержание связей между отдельными элементами системы. Под регулированием понимают оперативное управление, т.е. принятие текущих управленческих решений, направленных на реализацию плановых задач. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают к реализации управленческих решений, предоставляют деятельности целенаправленного характера, задают ее формы и границы.

Функция контроля заключается в проверке выполнения принятых управленческих решений и обеспечивает беспрерывное осуществление процесса управления банком. Необходимым условием эффективности контролирующей функции есть целесообразное и оправданное объединения разных видов контроля.

Кредиты - основной источник доходов кредитных организаций, но они же являются и главной причиной риска. Кредитный портфель современного коммерческого банка должен быть устойчивым и перспективным. Поэтому финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В рамках наиболее простого понимания кредитного риска он представляет собой риск неисполнения дебитором или контрагентом по сделке своих обязательств перед организацией, т.е. риск возникновения дефолта дебитора или контрагента [5, с. 97].

Классификация портфеля однородных ссуд и величина резерва по портфелю однородных ссуд могут определяться кредитной организацией, в том числе с использованием следующих методов:

Информация о работе Цели банковского менеджмента