Анализ внешней и внутренней среды малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: на основе теоретических и аналитических данных разработать рекомендации по организации и управлению процессом обследования организации.

Исходя из этой цели, для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятия внутренней и внешней среды организации;
рассмотреть методы и приемы проведения анализа внутренней и внешней среды организации;
на основе полученных теоретических данных проанализировать состояния внутренней и внешней среды ООО «Рапира»;
предложить рекомендации по развитию системы стратегического анализа на предприятии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды малого предприятия 5

1.1. Принципы и методы анализа внутренней среды организации 5

1.2. Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации 10

1.3. Информационные технологии анализа внешней и внутренней среды 17

Глава 2. Состояние внешней и внутренней среды ООО «Рапира» 19

2.1. Краткая характеристика ООО «Рапира» 19

2.2. Анализ состояния внутренней среды ООО «Рапира» 21

2.3. Анализ внешней среды ООО «Рапира» 25

Глава 3. Рекомендации по развитию системы стратегического анализа
ООО «Рапира» 28

3.1. Организация и управление процессом обследования предприятия 28

3.2. Пути повышения эффективности анализа внутренней и внешней среды на предприятии 31

Заключение 35

Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ММБ Анализ внеш и внутр среды МБ.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, после анализа возможностей и  угроз внешней среды в сочетании  с сильными и слабыми сторонами  организации можно заключить, то в целом ситуация для организации достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате Сила и Возможности, обязательно необходимо использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы. Поле Слабость и Возможности показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. На поле  Сила и Угрозы стратегия предусматривает преодоление угроз внешней сред за счет сильных сторон организации, то есть для дальнейшей успешной деятельности фирмы нужно делать акцент на гибкую ценовую политику, которая характеризуется низкими ценами, на большую и постоянную клиентскую базу и надежного поставщика для того, чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности фирмы. Для Слабость и Угрозы поля предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.

 

2.3. Анализ внешней среды ООО «Рапира»

    Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на изменение среды организации. К таким факторам относят поставщиков, потребителей, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, а также конкурентов.

    Поставщики являются определяющим фактором для данной организации, так как она осуществляет свою деятельность на рынке рекламных сувениров и полиграфической продукции. Поставщиками являются крупные предприятия, которые изготавливают различные рекламные сувениры. Большинство поставщиков находятся в г. Москва. При выборе поставщиков для ООО «Рапиры» это соотношение цены и качества, а также своевременная поставка товара в нужные сроки.

    Трудовые  ресурсы. Рекламная деятельность не предполагает наличия специального образования. Все люди, работающие в агентстве, имеют разное образование. Немаловажным фактором является профессионализм сотрудников. И здесь некоторое преимущество на стороне крупных компаний. Однако нельзя недооценивать молодые фирмы, кадры которой, может быть, и не знают различных нюансов, но наверняка окружат своего клиента вниманием и заботой, ответственно подойдут к делу, чтобы потом о них рассказали своим друзьям.

    Законы  и государственные  органы.

    Трудовое законодательство и государственные учреждения также влияют на организацию. Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясь единоличным владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить.

    В рассматриваемой фирме имеется  юрист, т.к. консультации профессионала  в этой области необходимы. Можно  сказать, что фирма ведет свои дела в соответствии с законодательством, знает какие налоги платить. В связи с этим данный аспект не представляет собой угрозы.

    Потребители.

    Любая коммерческая организация существует за счет удовлетворения запросов потребителей. Потребителями являются только юридические лица, желающие приобрести рекламные сувениры и стильные подарки для рекламных акций, раздачи на выставках и презентациях, для поощрения сотрудников и поздравления партнеров по бизнесу. ООО «Рапира» имеет большое число постоянных клиентов, с которыми оно сотрудничает на протяжении нескольких лет.

    Конкуренты.

    Рекламное агентство «Рапира» успешно работает на рынке рекламно-сувенирной и полиграфической продукции с 2001г. За это время организация  приобрела среди своих клиентов репутацию стабильного и надежного партнера. Уровень конкуренции в данной сфере деятельности очень высокий в связи с этим очень сложно молодой фирме держаться на плаву, когда свои услуги предлагают уже зарекомендовавшие себя за 10-15 лет крупные организации. В таких условиях приходится отлаживать корпоративную работу в коллективе, профессионально работать с клиентами, делать грамотную рекламу, создавать активную политику выхода на рынок.

    Макроокружение  создает общие условия существования  организации во внешней среде, в то время как факторы косвенного воздействия влияют на организацию через изменение факторов прямого воздействия. К основным факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики, политические факторы, имидж организации и прочие.

    Состояние экономики непосредственным образом оказывает влияние на работу в данной структуре. Например, в сложившийся в настоящее время кризис очень сильно повлиял на рекламную деятельность. У многих постоянных заказчиков, таких как ЗАО «Нефтехим», ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль», ОАО «Полиэф» и т.д. сократили бюджет на рекламу или вовсе временно отказались от рекламы.

    Имидж рекламного агентства формирует все: от внешнего и внутреннего вида офиса, времени существования компании на рекламном рынке, формы преподнесения информации об услугах агентства в рекламе до уровня компетентности менеджера его этичного поведения с клиентом. Естественно, оказав объем услуг, который необходим для того, чтобы сделка совершилась, а клиент остался довольным результатом, агентство зарабатывает свою репутацию.

    Сезонность.

    В деятельности данного агентства  можно выявить некоторую сезонность. Естественно увеличивается спрос на рекламу осенью и продолжается до Нового года, это время можно назвать «пиком». Все организации начинают готовиться к Новому году, поэтому заказывает сувенирную продукцию в качестве подарков своим коллегам и партнерам по бизнесу. Летом происходит уменьшение спроса, так как во многих организациях нет в это время финансовых средств, и многие находятся в отпусках.

    В заключении хочется сказать, что  существует множество факторов, влияющих на внешнюю среду данной организации. Разные факторы оказывают разное влияние. Некоторые требуют долгого рассмотрения и анализа, некоторые нужно принимать во внимание лишь при необходимости, некоторыми можно и вовсе пренебречь.

    Некоторые из этих факторов могут представлять собой угрозу для фирмы, и последствия  здесь могут быть разными: от легкого  ущерба, до критической ситуации, а то и вовсе, разрушения.

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ООО «РАПИРА»

3.1. Организация и  управление процессом обследования предприятия

    Обследование  предприятия происходит с помощью  маркетинговых исследований и мониторинга  рынка. На современном этапе общественного развития необходимыми условиями достижения успеха в бизнесе является ориентация на потребителей и конкурентов, гибкая адаптация к рыночной конъюнктуре, которая, вдобавок, постоянно изменяется. При таких условиях особую важность для достижения успеха на рынке приобретают маркетинговые исследования или, немного упрощая, исследования рынка.

    Исследования  рынка значительно уменьшают  неопределенность при принятии важных маркетинговых решений, что позволяет  эффективно распределять экономический  потенциал для достижения новых высот в бизнесе. Маркетинговые исследования, изучение внешней и внутренней среды и её регулярный мониторинг для любого предприятия является важным элементом стратегии успешного развития в условиях рыночной экономики. Роль исследований возрастает многократно в условиях несформированности своего сегмента рынка или при неопределенности нового бизнеса.

    При разработке стратегии выживания  и продвижения на рынке, кроме  особенностей своих потребителей, любой  фирме приходится учитывать и  другие факторы, влияющие на успех ее деятельности: конкурентов, положение и имидж фирмы на рынке, востребованность предлагаемого ассортимента товаров/услуг, динамику спроса во времени,  географический охват.

    При помощи комплексного маркетингового исследования решаются следующие задачи: изучение характеристик рынка, потенциальных его возможностей, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его потенциала, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

     Для достижения этой цели перед маркетинговым  исследованием ставятся следующие  задачи:

  • сбор, и обработка и сводка информации;
  • оценка и анализ конъюнктуры рынка;
  • оценка, анализ и прогнозирование собственных возможностей фирмы;
  • оценка и анализ возможностей и активности конкурентов (доля конкурентов  в сегменте рынка, доля прибыли в цене);
  • постоянные замеры количественных параметров рынка и определение его емкости;
  • прогнозирование спроса (прогноз реализованного спроса + неудовлетворенный спрос);
  • выявление и оценка коммерческого риска;
  • информационно-аналитическое обоснование маркетинговых стратегий и маркетинговых программ;
  • информационно-аналитическое обеспечение стратегий ценообразования;
  • выявление предпочтений и мнений потребителей;
  • оценка эффективности рекламы;
  • тестирование товара;
  • постоянный контроль над ходом выполнения программ маркетинга;
  • анализ эффективности товародвижения [12, c.35].

    Для контроля над ситуацией необходимо иметь информацию по следующим направлениям:

  • как часто потребитель из множества одинаковых предложений выбирает данную фирму, или как часто он же делает свой выбор в пользу конкурентов, чем при этом руководствуется клиент;
  • какие именно товары/услуги из всего ассортимента, предлагаемого фирмой, пользуются наибольшим и наименьшим спросом (включая конкретную модель, маркировку, фасовку, единицу измерения, производство и другие параметры), в том числе в сравнении с конкурентами;
  • какие товары/услуги, отсутствующие у данной фирмы, но предлагаемые конкурентами, пользуются  наибольшим спросом в настоящее время;
  • какую долю составляет тот или иной товар/услуга или в целом весь ассортимент фирмы в общей массе аналогичных товаров/услуг, имеющихся во всех предприятиях данного вида деятельности в городе, в регионе, в группе регионов, каково процентное соотношение предложений между фирмами города, региона;
  • как изменяются данные показатели в динамике в разрезе различных интервалов: часы, дни, недели, месяцы.

    От  того, насколько полна и точна информация по этим вопросам, зависит степень риска руководства компании при принятии решений и эффективность разработанной стратегии. Из этого следует важность для предприятия систематической деятельности по сбору и анализу данных о рынке, обеспечивающих менеджеров необходимой для принятия решений информацией.

 

3.2. Пути повышения  эффективности анализа  внутренней и внешней  среды на предприятии

     По  результатам проведенного анализа  внутренней и внешней среды ООО  «Рапира» можно определить следующие  пути повышения эффективности деятельности предприятия:

     Изменение организационной  структуры предприятия. В ООО «Рапира» как таковой не проводится тщательный мониторинг внутренней и внешней среды, так как отсутствует специалист в области маркетинга, поверхностный анализ проводит руководитель и менеджеры в ходе работы, что является неэффективным для деятельности компании и самих работников. К сожалению, российская действительность такова, что руководители предприятий осуществляют руководство самостоятельно, часто интуитивными методами, без учета мнения специалистов и складывающихся внешних обстоятельств. Необходимо ввести должность маркетолога, который бы проводил все необходимые маркетинговые исследования, для обеспечения максимально эффективной работы компании, повышая отдачу от ее деятельности с помощью всего комплекса маркетинга.

     Маркетолог  будет непосредственно напрямую подчиняться руководителю предприятия. Но кроме этого должна быть взаимосвязь  с менеджерами по продажам, так  как, исследуя рынки товаров и  услуг, предоставляемых ООО «Рапира», маркетолог будет определять каким заказчикам,  какой отрасли  необходимо менеджеру предложить свой товар или услуги, и составить отчетность по предполагаемому объему продаж.

    Задачи, которые необходимо выполнять маркетологу в данной организации:

  • изучение рынка сбыта продаваемого товара, тенденций его развития; прогнозирование объема продаж по сувенирной и полиграфической продукции и модульной рекламы;
  • исследование факторов, оказывающих влияние на спрос на товар (услугу);
  • стимулирование сбыта;
  • совершенствование информационного обеспечения проводимых исследований; разработка программ по стимулированию спроса и сбыта;
  • ведение контроля сбыта, постоянного анализа по объему и выручке;
  • разработка планов продвижения продукции;
  • определение маркетинговых бюджетов;
  • анализ целевой аудитории и рынка;
  • прогнозирование колебаний спроса и предложения;
  • организация исследований, мероприятий, акций, рекламных кампаний, участия на выставках;
  • определение сегментов рынка по сувенирной и полиграфической продукции и модульной рекламы;
  • мониторинг рынка конкурентов;
  • исследование потребительских предпочтений.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды малого предприятия