Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретической базы для проведения практического изучения внешней среды организации, определённых ключевых компонентов среды и предоставление методик для их изучения на примере компании “Южуралкондитер”

Работа состоит из  1 файл

кр готовый.docx

— 76.32 Кб (Скачать документ)

Изменения, вызванные усложнением  экономических условий во всем мире, привели к тому, что с середины XX века механистические структуры  стали себя постепенно изживать. Необходимость  ускоренного и адекватного реагирования на быстрые изменения внешней  среды привели к появлению  адаптивных структур, для которых  характерно (в противовес учению о  «рациональной бюрократии», см. также [36, с. 343–344]):

  1. отсутствие системы четкого разделения труда, возможность привлечения для решения нестандартных задач специалистов различного профиля;
  2. наличие большого количества горизонтальных и диагональных связей в управлении, вплоть до почти полного отсутствия какой-либо иерархии (руководитель – всего лишь «первый среди равных»);
  3. отсутствие четкой системы обобщенных формальных правил и стандартов, которые в противном случае необходимо было бы приводить в соответствие с каждым изменением ситуации, которые происходят очень часто;
  4. активное личное взаимодействие между сотрудниками компании, а также сотрудников с клиентами и общественностью;
  5. при наборе персонала упор делается не столько на квалификацию и опыт работы претендентов, сколько на их личные способности и обучаемость.

В настоящее время распространены 3 основных типа органических структур, 2 из которых включают в себя элементы механистических структур и, строго говоря, являются организациями смешанного типа [36, с. 344–348]:

  1. проектная организация – временная структура, создаваемая из специалистов разных отделов для решения проектной задачи (проекта) и распускаемая после ее решения;
  2. матричная организация – вид проектной, при которой члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно;
  3. организация типа конгломерата – соединение разнотипных (в том числе по структуре) отделов и (или) фирм. При этом имеется центральная группа, которая отвечает за общие вопросы (долгосрочное планирование, разработка политики, координация и контроль действий подразделений), а подчиненные ей отделы почти полностью автономны.

На практике в настоящее  время практически не встречается  чисто бюрократических и чисто  органических структур. Как правило, они являются лишь крайними точками  в континууме реальных форм. Реальные структуры реальных организаций  лежат между ними, обладая признаками обоих типов в разных соотношениях. И, кроме того, часто бывает так, что  подразделения внутри одной и  той же организации имеют разные структуры [36, с. 344].

Таким образом, практическая задача по построению внутренней структуры  организации сводится к такому выбору соотношения «бюрократичности»  и «адаптивности», которое будет  максимально соответствовать ее целям, особенностям рынка и т.д. Применительно к теме настоящего исследования выбор структуры следует  проводить в зависимости от темпа  изменения окружающей среды: для  фирм, действующих в относительно стабильной обстановке, следует выбрать  в высшей степени жесткую организацию, для субъектов быстро меняющейся среды – в высшей степени гибкую структуру (см. рис. 2.2).

Рис. 2.2. Зависимость  оптимальной структуры организации  от темпа изменения окружающей среды (взято из [36, с. 345])

Поскольку гибкая (органическая) структура не имеет большого количества формальных документов (инструкций, правил и т.д.), те функции, которые последние  играют в жестких (механистических) структурах, должна выполнять неформальная корпоративная культура, под которой обычно подразумевается система материальных и духовных ценностей, принятых внутри компании, проявляющаяся во всех ее решениях и действиях [66, с. 7] или, что примерно то же самое, сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающей общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации [47].

Помимо указанной классификации  имеется еще и структурное  деление предприятий на централизованные и децентрализованные организации. При этом в централизованной структуре руководство высшего звена оставляет за собой бОльшую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, в децентрализованных эти полномочия распределены по нижележащим уровням управления. Как и в случае с механистическими и органическими структурами, в реальности не встречается полностью централизованных и децентрализованных структур, а можно говорить лишь о степени централизации. И в этом случае также в рамках одной организации одни структуры могут быть более централизованными, чем другие.

Обычно решение об усилении централизации предприятия и  его подразделений принимается  при ухудшении его финансового  положения вследствие рассогласованной работы между подразделениями, дублирования функций, гипертрофированного развития отделов и (или) недостаточного использования  опыта и персонала центральной  структуры. Решения о децентрализации  принимаются обычно при росте  компании, когда структура становится настолько громоздкой, что высшее руководство становится не в состоянии  принимать адекватные решения из-за большого времени прохождения информации, отдаленности от проблем на местах, а также в случае торможения инициативы на нижестоящих уровнях [36, с. 349–352].

Принятие решений, связанных со структурой организации, в значительной степени зависит  также от выбранной стратегии  предприятия (см. подразделы 2.3.2–2.3.4). Если исходить из того, что для различных типов структур характерны различные способы интеграции – объединения усилий различных подразделений для достижения общих целей – можно провести корреляцию между типами структур и типами конкурентных стратегий, представленную в таблице 2.2.

 

 

3.3 Внешняя  среда предпринимательского предприятия

Выше нами названы важнейшие  составляющие, входящие во внешнюю  среду предпринимательского предприятия. Рассмотрим кратко их содержание.

Внешние экономические факторы  включают обший уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.

Использование знаний об этих параметрах, вообще о тенденциях развития экономики может помочь предприятию  получить определенные преимущества перед  конкурентами.

Внешние политические условия  включают государственное устройство и государственную политику, в  том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также  налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние на деловую  активность предприятий: она может  способствовать их развитию или создавать  трудности для него. Широкая информированность  предприятий о политической системе, ее функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для  развития своего дела, укрепления своих  позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.

Е5месте с тем и сами предприятия могут оказывать  активное влияние на политическую сферу  в своих интересах, в том числе  на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.

Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.

Значительное влияние  на деятельность предприятий оказывают  внешние научные и технические  факторы: имеющийся в стране научно-технический  потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных и технических  факторов способствует предприятиям в  выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых  и совершенствовании применяемых  технологических процессов, широком  внедрении инноваций.

Деятельности предпринимательских  предприятий способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей  сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важное значение в этом ряду имеет также уровень демократической гласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз данных, библиотек и др. источников. Наконец, определенное влияние на деятельность предпринимательских организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минеральною сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.

На деятельность предприятия  в той или иной степени будут  оказывать влияние изменения  климата, ограниченность природных  ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение  окружающей среды и др. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных сырья  и материалов, отдельных видов  энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов  продукции и т.п. Все это требует  от предприятий дополнительных усилий и средств. Отдельного изучения заслуживает  очень важная часть внешней среды  предприятия — деловая среда. В. Смирнова и У. Рейзел представляют составляющие деловой среды организации (предприятия) в следующем виде (рис. 3.1)

3.4 Внешняя деловая среда  предприятия

Очевидно, изучение внешней  деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков  материальных, энергетических и других ресурсов. Зависимость предприятия  от поставщиков весьма велика. Несвоевременная  поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это ставит предприятие в полную зависимость от поставщиков, создает большие сложности в работе. Отсюда задача предприятия — максимально минимизировать свою ресурсную зависимость.

Международныйсектор

Государственные

и муниципальные

предприятия

Рис. 3.1. Деловая  среда организации (предприятия)

Следующая составляющая деловой  среды — конкуренты. Мы уже говорили о предприятиях-конкурентах, которые  реализуют аналогичную продукцию  или оказывают аналогичные услуги. Задача руководства предприятия  — определить возможности конкурентов  и принять необходимые меры к  тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз  с их стороны. Оптимальный вариант в этих условиях — разработать и начать производство продукции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отличающихся более высоким качеством и потребительскими свойствами. Другими словами, в борьбе с конкурентами нужна наступательная, а не оборонительная позиция. Важное место в составе деловой среды предприятия занимают потребители продукции и услуг. Помимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы.

Состав потребителей продукции  и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг  предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.

Воздействие потребителей продукции  и услуг достаточно велико и проявляется  в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции  и обслуживания, к техническим  характеристикам продукции, установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие  производителей на потребителей путем: гарантий высокого качества продукции  и услуг, установлением более  низких или стабильных цен на продукцию  и услуги и т.п.

Значительную часть деловой  среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в  которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, —необходимыми трудовыми ресурсами.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации