Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Вопросы планирования затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Не является исключением и сфера налогообложения. Более того, проблемы налогообложения являются приоритетным направлением в государственном стратегическом планировании, так как от того, насколько качественно функционирует налоговый механизм в государстве, зависит экономическое благосостояние всего общества.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 41.55 Кб (Скачать документ)

Доктрина "деловая  цель" заключается в том, что  сделка, которая создает налоговые  преимущества, подлежит переквалификации, если не достигает деловой цели. Такая подмена сделок характерна при использовании сложных контрактных  схем, когда, например, в целях налогового планирования договор купли-продажи  маскируют договором комиссии, а  договор подряда - договором оказания услуг, либо создают длинные схемы  с неработающими, по сути, в сделке участниками.

Механизмом реализации первой доктрины являются положения  ГК РФ, предусматривающие ничтожность  или недействительность мнимых и  притворных сделок, где мнимая сделка - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие  ей правовые последствия, а притворная сделка - сделка, совершенная с целью  прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила той  сделки, которую стороны на самом  деле подразумевали при ее совершении. Однако Налоговый кодекс РФ усложнил работу налоговых органов и здесь. Они утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьим лицом, а потому практическое применение рассматриваемых доктрин затруднено, это может сделать только суд.

Заполнение пробелов в законодательстве. Законодатель регулярно  принимает соответствующие поправки к законам, закрывающие различные  лазейки и дающие возможность  налогоплательщикам уменьшать размеры  своих налоговых отчислений или избегать уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической работы налоговых органов в связи с выявлением случаев избежания уплаты налогов с помощью этих лазеек или в связи с внезапной распространенностью той или иной оптимизационной схемы.

До недавнего  времени в России одним из самых  действенных способов борьбы с налоговыми уклонистами являлось признание  сделок недействительными по искам  налоговых органов. В настоящее  время право на обращение в  суд о признании сделок недействительными  исключено из Налогового кодекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Классификация налогового планирования

В зависимости  от соответствия юридическим формулам, предусмотренным законодательными и иными нормативными актами, действия, направленные на оптимизацию налоговой  политики, подразделяются на противоправные, не соответствующие правовым положениям, и проводимые в установленном  законом порядке (законные).

Противоправные  мероприятия, содержащиеся в налоговом  плане, в свою очередь, подразделяются на следующие группы правонарушений:

а) виды уклонения  от уплаты налогов, связанные с сокрытием  выручки или дохода;

б) виды уклонения  от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий;

в) виды уклонения  от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов;

г) виды уклонения  от уплаты налогов, совершаемого путем  манипуляций с издержками;

д) виды уклонений  от уплаты налогов, совершаемого посредством  злоупотреблений в личных интересах;

е) виды уклонения  от уплаты налогов, совершаемого путем  формального увеличения числа сотрудников;

ж) виды уклонения  от уплаты налогов, совершаемого посредством  подделки документов;

з) виды уклонений  от уплаты налогов, совершаемого посредством  неправомерного учреждения новых структур;

и) виды уклонения  от уплаты налогов, совершаемые путем  неправомерного ведения деятельности;

к) виды уклонения  от уплаты налогов, совершаемого посредством  несоблюдения порядка регистрации  и хранения денежных средств. 

Представленные  выше правонарушения по своей сути не являются ни элементами налогового планирования, ни элементами налогового менеджмента в целом, ибо являются деятельностью, противной основам действующего правопорядка, а значит не составляющей предмет изучения экономической науки. Поэтому, более корректно, под налоговым планированием подразумевать деятельность, соответствующую принципам правовой системы РФ. Изучать налоговые правонарушения призваны иные науки, в частности юридические. Исходя из критерия воздействия на налоговую нагрузку планируемые действия могут быть оптимизационными, направленными на минимизацию налоговых отчислений предприятия, и тривиальными, или, как их называют в литературе, мероприятиями по классическому налоговому планированию.

Мероприятия по классическому налоговому планированию включают в себя организацию правильного  учета и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом, и своевременную  уплату налогов. Для реализации этих целей необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый  учет, правильно и надлежащим образом  оформлять первичные бухгалтерские  документы, отслеживать изменения  в текущем налоговом законодательстве. Предприятие должно пользоваться всеми  возможными простыми и доступными льготами, в том числе по рассрочке налоговых  платежей, например, посредством использования  налоговых кредитов и иных рассрочек, предоставляемых как местными органами власти, так и на федеральном уровне. Иногда в экстренных экономических  ситуациях предприятие может  пойти и на задержки налоговых  платежей, четко представляя себе последствия подобных действий и  варианты урегулирования в дальнейшем своих отношений с налоговыми органами.

Налоговое планирование оптимизационных мероприятий представляет собой разработку некоторых экономических  действий, налоговых схем и их документального  оформления, направленную на минимизацию  налогов в рамках законной деятельности предприятия. Математически модель оптимизации налогового планирования может быть представлена как аналитическая  задача нахождения минимума налоговых  платежей для применяемой финансовой схемы с некоторыми постоянными  и переменными показателями. Под  постоянными экономическими показателями понимаются те экономические показатели, на которые налогоплательщик не может  влиять, которые от него практически  не зависят. Под переменными экономическими показателями понимаются те экономические  показатели, на которые налогоплательщик может влиять, которые каким-либо образом от него зависят.

Оптимизация налогового портфеля организации базируется, во-первых, на законодательно установленных различных  видах налоговых режимов и  льгот, и, во-вторых, по причинам системного характера - в современной очень  динамичной и сложной экономической  системе заранее просчитать все  налоговые последствия самых  разнообразных экономических действий предприятий принципиально не представляется возможным, а значит всегда будут  существовать такие действия, которые  будут более выгодными предприятию-налогоплательщику.

С учетом объекта, на который направлено воздействие  способов по налоговому планированию, мероприятия планирования налоговых  отчислений подразделяются на действия, призванные урегулировать налоговую  политику предпринимателей (налоговое  планирование на предприятиях), и действия, упорядочивающие налоговые выплаты  домашних хозяйств (налоговое планирование у физических лиц, не занятых в  хозяйственном обороте в качестве самостоятельных субъектов). В литературе, посвященной проблематике налогового планирования, встречается точка  зрения, согласно которой налоговое  планирование подразделяется на корпоративное (у юридических лиц) и индивидуальное (у физических лиц) налоговое планирование в зависимости от субъектного  состава, при этом под субъектами понимаются предприятия и отдельные  граждане (апатриды, иностранцы), планирующие  свои налоговые выплаты в государственный бюджет .

По субъектам, участвующим в налоговом планировании, различают внешние, разрабатываемые  и применяемые третьими лицами (учредителями предприятия, сторонними консультантами, представителями государственных  органов и т.п.), и внутренние (исполнительные органы предприятия, его структурные  подразделения) мероприятия налогового планирования. На практике представленные мероприятия обычно реализуются  в комплексе, хотя бывают и исключения.

В зависимости  от юрисдикции применения методов оптимизации  налогового портфеля различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных  актов, законодательных актов субъектов  Российской Федерации, федеральных  законов, а также в соответствии с международным налоговым правом. Последняя группа методов, которая  в литературе получила устойчивое наименование - международное налоговое планирование - является настолько специфичной  и значимой в развитии мировой  экономики, что заслуживает особо  тщательного анализа.

Принципы международного налогового планирования, в общем, аналогичны тем, что применяются на национальном уровне: предприниматель стремится  обеспечить максимальное уменьшение облагаемой налогами базы. Для этого анализируются  особенности прогрессии налоговой  шкалы в разных странах, правила  погашения убытков, амортизации  различных видов активов, а также  система налоговых льгот и  режимов для отдельных видов  корпораций. В некоторых случаях  необходим анализ местных и косвенных  налогов. Особенностью налогового планирования на международном уровне является то, что предприниматель имеет возможность  выбрать наиболее подходящую юрисдикцию.

Несмотря на то, что мероприятия по международному налоговому планированию в последнее  время стали очень перспективной  сферой финансовых услуг, ими пользуются практически все участники внешнеэкономической  деятельности, минимизируя таким  образом свои налоговые издержки, в современный период развития мировой  экономики использование, например, офшорных схем сталкивается с некоторыми трудностями, вызванными желанием ряда высокоразвитых стран, прежде всего  членов Организаций экономического сотрудничества и развития, ликвидировать  существующие офшорные зоны.

Следует отметить, что в настоящее время предлагаемая учеными классификация не является исчерпывающей, а представляет собой  одну из попыток упорядочить знание в данной сфере. В процессе практической апробации института налогового планирования, трансформации налоговой  системы могут возникнуть новые  группы мероприятий по налоговому планированию, которые изменят существующую систему, ибо налоговое планирование - сравнительно новая, динамично развивающаяся  отрасль знания, а значит, пока еще  не имеет устоявшегося научного аппарата. 
 
 
 
 
 

6.Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010

По данным Росстата, Федеральная налоговая служба России мобилизовала в консолидированный  бюджет РФ за 2010 г. налогов, сборов и  других обязательных платежей на сумму 7 трлн 662,9 млрд руб., что на 21,9% больше по сравнению с показателем 2009 г.

Основную часть  налогов, сборов и других обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%; налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, реализуемые на территории России, ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 18,1%.

В консолидированный  бюджет РФ в 2010 г. поступило федеральных  налогов и сборов в сумме 6 трлн 823,3 млрд руб. (89,1% от общей суммы налоговых  доходов), региональных - 497,7 млрд руб. (6,5%), местных - 131,6 млрд руб. (1,7%), налогов  со специальным налоговым режимом - 207 млрд руб. (2,7%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет РФ в 2010 г. составило 1 трлн 774,4 млрд руб. и увеличилось по сравнению  с 2009 г. на 40,3%.

Налога на доходы физических лиц поступило 1 трлн 789,6 млрд руб. (рост на 7,5%).

Поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1 трлн 406,3 млрд руб. (рост на 33,4%).

По оперативным  данным ФНС, задолженность по налогам  и сборам, учитываемая с момента  её возникновения (без учёта задолженности  по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в  консолидированный бюджет РФ на 1 января 2011 г. составила 703,4 млрд руб. (рост на 4,2%).

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  на 1 января 2011 г. составила 394,9 млрд руб. и сократилась по сравнению с 1 января 2010 г. на 11%.

 Недоимка  по налоговым платежам на 1 января 2011 г. составила 314,3 млрд руб. - 44,7% от общей задолженности. По  сравнению с 1 января 2010 г. она  увеличилась на 3,6%.

Урегулированная задолженность на 1 января 2011 г. составила 377,7 млрд руб. - 53,7% от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2010 г. она  увеличилась на 3,9%.

    

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Список используемых источников

1.Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. – М. Экзамен, 2005. – 320

Информация о работе Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за2010