Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Анализ конкурентных преимуществ фирмы
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества…………………………………………………………………………...6
1.2. Типовые факторы конкурентного преимущества фирмы………………13
1.3. 5 сил конкурентных преимуществ, формирование конкурентных преимуществ фирмы на основе их эксклюзивной ценности………………….19
1.4. Вспомогательные методы анализа конкурентных преимуществ (SWOT-анализ, McKinsey)………………………………………………………………..32
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО производственной фирмы «Лель»
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы……………...36
2.2. Анализ финансового состояния фирмы…………………………………38
2.3. Анализ конкурентной среды фирмы…………………………………….42
3. Предложения по развитию предприятия…………………………………....44
Заключение………………………………………………………………………47
Список литературы……………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

Исследование систем управления (курсовая).doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

6) конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;

7) конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

8) конкуренция усиливается, когда затраты на выход из рынка велики, высоки барьеры;

9) ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка;

2) темпы роста рынка — быстрый рост облегчает проникновение на рынок;

3) мощности — излишние мощности приводят к падению цен;

4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

7) мобильные технологические модули;

8) требования к размерам необходимых капитальных вложений — жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;

10) экономия на масштабе — увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

11) быстрое обновление ассортимента продукции.

     Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.

     Европейский форум по проблемам управления определил, что "конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов".              

     Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.    

     Все действия президента, Федерального Собрания, правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России.

     Конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность страны, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.

     Сочетание свободной торговли и протекционизма — неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых стран.

     Причем основной инструмент защиты национальных рынков - это практически не используемые Россией нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции. Кроме того, нельзя забывать, что наиболее развитые страны успешно добиваются для себя и официальных исключений из правил ВТО (Всемирной торговой организации, образованной в 1995 г.).

     Приоритетом государственной политики должна стать защита результатов интеллектуальной деятельности. Только внедрение изобретений в области военного, специального и двойного назначения может дать государству значительную прибыль. Для России — это реальный шаг к повышению ее конкурентоспособности — сказано в ежегодном Послании президента.

     Большое внимание повышению конкурентоспособности России уделено в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10 января 2000г. В Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. Рейтинг России по конкурентоспособности снижается (в 2003 г. Россия занимала 65-е место среди 80 стран по оценке Всемирного экономического форума).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов

 

1. Персонал

     Персонал подразделяется на три категории: рабочий, специалист, менеджер. Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет, и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

     Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.

К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:

      способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);

      темперамент;

      физические данные.

К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:

      деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения);

      интеллигентность и культуру;

      целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);

      характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);

      эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть и др.);

      общительность, коммуникабельность;

      организованность;

     Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе они, конечно, будут уточняться. Перечень можно назвать типовым для всех категорий работников. При рассмотрении преимуществ конкретной категории работников эти преимущества должны быть согласованы (состыкованы) с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.

2. Товар, услуга

     Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Поэтому в данной работе используется единый термин "товар".

     Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне —конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара. Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, качества управления.

     В табл. 1.2.(приложение 2) приведены перечень основных внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объем работ, методика выполнения большинства из них излагается в данной работе. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.

     В табл. 1.3.(приложение 3) приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.

3. Фирма

     Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

     В табл. 1.4.(приложение 4) приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.

     Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Внутренние конкурентные преимущества организации делятся на:

1) структурные, образуемые при проектировании организации;

2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

4) управленческие;

5) рыночные;

6) эффективности.

В табл. 1.5.(приложение 5) приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.

   Перечисленные в табл. 1.4. и 1.5. внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.

     Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.

4. Отрасль, регион, страна

     Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.

Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

      наличие качественной воспроизводственной политики государства;

      высокий уровень конкурентоспособности страны;

      государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

      качественное правовое регулирование функционирования экономики страны;

      открытость общества и рынков;

      высокий научный уровень управления экономикой страны;

      гармонизация национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой;

      соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;

      высокое качество информационного обеспечения управления страной;

      высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;

      низкие налоговые ставки в стране;

      низкие процентные ставки в стране;

      наличие доступных и дешевых ресурсов;

      качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;

      хорошие климатические условия и географическое положение страны;

      высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.

К внутренним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

      высокую потребность в товаре отрасли;

      оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

      оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;

      высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;

      качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;

      конкурентоспособных поставщиков;

      наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;

      выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов;

      высокий уровень радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т. д.);

      конкурентоспособных менеджеров;

      функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности;

      проведение сертификации продукции и систем;

      эксклюзивность товара отрасли;

      высокую эффективность организации отрасли;

      высокую долю экспорта наукоемких товаров;

      высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров отрасли и др.

     В данной работе к разновидностям региональных образований относятся: республика, край, область, город. От обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависят стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, предприятий, фирм, компаний, учреждений и др. Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов;

Информация о работе Анализ конкурентных преимуществ фирмы