Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управлению конфликтами и стрессами в Банке «Первомайский»

Автор работы: P*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования: природы конфликта и стрессовых ситуаций в организации, а также выявление зависимости повышения уровня эффективности деятельности организации от целесообразности использования методов эффективного управления ими.
Задачи исследования:
Изучение теоретического материала по теме исследования.
Анализ подходов разных авторов к проблеме управления конфликтами и стрессами.
Знакомство со структурой и системой методов управления конфликтами и стрессами в Банке «Первомайский».
Проведение анкетирования сотрудников организации по теме исследования.
Разработка рекомендаций по целесообразности применения методов управления конфликтами и стрессами в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов в организации……………………………………………………
6
Управление конфликтами в организации…………………………
6
Управление стрессами в организации ……………………………
11
Глава 2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управлению конфликтами и стрессами в Банке «Первомайский»…….
17
2.1. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций в Банке «Первомайский»…………………………………………………………..
17
2.2. Рекомендации по улучшению управления конфликтами и стрессами в Банке «Первомайский»…………………………………….
24
Заключение………………………………………...................................... 31
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая Воскобуева Марина.docx

— 228.94 Кб (Скачать документ)

     У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта  являются ограниченность ресурсов, которые  нужно делить, взаимозависимость  заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

     Управление  конфликтом является одной из важнейших  функций руководителя. По роду своей  деятельности менеджеры нередко  оказываются в числе конфликтующих  субъектов.

     Конфликты можно активно разрешать посредством  тщательного планирования. Управление конфликтами обычно идет по следующим  направлениям: мониторинг среды, позитивный взгляд, оценка благоприятных и негативных факторов, переоценка их.

     В теории и практике способов разрешения и управления конфликтными ситуациями существуют различные способы: уход от конфликта, силовые методы, стиль  сотрудничества, стремление войти в  положение другой стороны, стремление к компромиссу и другие.

     Для разрешения организационных конфликтов на предприятии часто используются следующие методы:

  • Использование руководителем своего положения в организации (приказы, меморандумы и т.п.);
  • Подробные разъяснения требований к работе;
  • Разъединение участников конфликта или уменьшение из взаимозависимости;
  • Слияние подразделений для решения общей задачи;
  • Системы поощрений, вознаграждений.

     Применение  таких методов управления конфликтными ситуациями помогает достижению общих  целей, мобилизует работников, сплачивает их в единую команду.

     Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта  и найти адекватный способ его  разрешения, то целесообразно выбрать  определенную стратегию поведения  в зависимости от обстоятельств. Существует пять основных стилей поведения  при конфликте:

  • конкуренция или соперничество;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • игнорирование или уклонение.

     Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой  вы хотите удовлетворить собственные  интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

     Завершая, приведу перечень ошибок с тяжелыми последствиями. Вы можете и «выиграть», если не будете на них обращать внимания, но это будет ложная победа. Конфликт появится в другом месте[5].

     Тяжелые последствия конфликта:

  1. партнер выдвигает собственный промах в качестве ошибки другого;
  2. партнер не выражает полностью свои потребности;
  3. партнер принимает «боевую стойку»;
  4. партнер уходит в оборону;
  5. поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
  6. партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
  7. партнер настаивает на признании своей власти;
  8. в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;
  9. припоминаются старые обиды;
  10. в конце концов, выявляются победитель и побежденный[5].
 
    1. Управление  стрессами в организации
 

     Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты  в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как  повышенную раздражительность или  бессонницу во время экзаменационной  сессии. Незначительные стрессы неизбежны  и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать  допустимую степень стресса и  слишком большой стресс. Нулевой  стресс невозможен.

     Стресс  вызывает изменения физиологических  реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса[13].

     В переводе с английского стресс –  это давление, нажим, напряжение. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов[11].

     Чаще  всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое  напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма  и боли в сердце. Психологические  проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и  сексуальным отношениям и др.

     Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится  организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке  и результатах работы, так и  на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом  стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает  качество жизни для большого числа  трудящихся.

     Любое событие, факт или сообщение может  вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые  разнообразные факторы: микробы  и вирусы, различные яды, высокая  или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры.

     Стрессовые  ситуации возникают как дома, так  и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные  факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет  предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого  труда, а также достичь целей  организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Многоаспектность явления стресса  у человека столь велика, что потребовалось  осуществить разработку целой типологии  его проявлений. В настоящее время  принято разделять стресс на два  основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек  является социальным существом и  в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая  сфера, то чаще всего именно психический  стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени

     Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает  беспокойство, фрустрация (чувство  крушения), а также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие  же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в  социальной структуре организации  и ощущает себя явно невознагражденным.

  1. Конфликт ролей

     Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может  получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

     Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут  дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать  от начальника цеха максимально увеличить  выпуск продукции, в то время как  начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

  1. Неопределенность ролей

     Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

  1. Неинтересная работа

     Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и  менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что  кажется интересным или скучным  для одного, совсем не обязательно  будет интересно другим.

  1. Существуют также и другие факторы

     Стресс  может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

     Идеальным будет такое положение, когда  производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы  достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться  справляться со стрессом в самих  себе[3].

     Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

     В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

     Основные  черты психического стресса:

  1. стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  2. стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  3. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

     Так как стресс возник главным образом  именно от восприятия угрозы, то его  возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности[11].

     В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться  динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению  эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как  превышающей возможности индивидуума  по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения. Важными  факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность  строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации[1].

Информация о работе Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управлению конфликтами и стрессами в Банке «Первомайский»