Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:56, реферат

Описание

Экономические отношения в настоящее время связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Работа состоит из  1 файл

Американская.docx

— 26.99 Кб (Скачать документ)

 

 

Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента

Экономические отношения  в настоящее время связывают  национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. На основании этого нередко говорят  о том, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная  часть становятся интернациональными, то есть утрачивают национальную специфику.

Национальные особенности  управления организацией важны для  менеджера по следующим мотивам:

В настоящее время многие организации активно взаимодействуют  с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут  возникать проблемы, связанные с  тем, что его участники действуют  в соответствии с традициями, принятыми  в их культуре;

Опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи  с формированием мировой экономики  и усложнением связей между экономиками  отдельных стран;

Менеджер может найти  работу за границей. Естественно, ему  потребуются хотя бы некоторые знания о том, как принято управлять  деятельностью людей в данной стране. То же касается и обмена между  предприятиями.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.

США вполне можно считать  страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к  формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента  очень характерно представлений  о персональной ответственности  работника. Эффективность работы конкретного  руководителя определяется на основании  того, смог ли он лично достигнуть тех  целей, которые были ему поставлены.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и  США – это достаточно близкие  культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике  играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые  особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной  является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстро реагировать на любое, даже сеемое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособится.

Одно из существенных отличий  европейского менеджмента от американского  менеджмента состоит в том, что  в Европе даже в рамках крупных  концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может  касается и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями  в Европе более актуальны, чем  в США.

На японский менеджмент накладывает  отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она  вышла только после Второй мировой  войны. Япония переняла у Европы и  США положительные аспекты опыта, прежде всего-ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому  руководителей в Японии готовят  непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала  дают теоретические знания, которые  затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Японцы очень внимательно  относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность  под человека, а не человека под  должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны  к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность  действий отдельного работника; гораздо  более важно для них является коллективная (групповая) ответственность. Ещё одна особенность японского  менеджмента состоит в том, что  руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит  все страны мира.

Польза японского опыта  для российского менеджмента  заключается прежде всего в связи  с мягкой интеграцией лучшего, что  было выработано в культуре бизнеса  в Европе и США. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.

Наука об управлении в России находится на стадии становления. Существенные отличия касаются культуры - ценностей  и принципов, которые лежат в  основе нашего общества. Специфическим  является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями  прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.

Развитие управления в  России

Управление в России развивалось  с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVІ в., когда шел бурный процесс  ликвидации феодальной раздробленности  и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с  усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего  «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно  шло «снизу вверх».

Реформа Петра І затрагивали  многие направления общественной жизни  как на государственном уровне, так  и на уровне хозяйственных организаций  и были связаны со становлением крупной  промышленности, развитием мелкого  ремесленного производства, сельского  хозяйства, финансовой системы, внешней  и внутренней торговли.

Идеи совершенствования  государственного управления высказывали  в своих трудах в XVІІІ в. И.Т. Посошков, А.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др. их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства  в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в истории  РоссииXVІІІ в.и в развитии её экономики  оставила Екатерина ІІ. В целях  совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе  с губернаторами, создано «Учреждение  для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10-12 уездов.

При Александре І для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр  ІІ в 1861г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864г. – земскую и в 1870г. - городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств, составлявших основу экономической жизни.

В 1909г. П.А. Столыпин был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавших возможность  использовать различные системы  выборов, ликвидировать сословную  иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства  в Западном крае и др., однако они  не были осуществлены.

В развитие науки и практики управления в советский период вложили  свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, В.С. Немчиков и другие. В целом  методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование  основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной особенности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

В период «военного коммунизма» (1919-1921) для отражения международной  агрессии против России командный метод  управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду  были исторические оправданы.

После окончания гражданской  войны новая экономическая политика предполагает ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное  управление вновь стало преобладать.

Кооперативы в любой отрасли  деятельности положительно зарекомендовали  себя как организационно-экономическая  формация в СССР, методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась  организационно-административными  методами управления в ущерб экономическим  и социально-психологическим.

Если в период Великой  Отечественной войны (1941-1945) непосредственное управление предприятиями со стороны  государства было вызвано чрезвычайными  обстоятельствами, то после войны  продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной  собственности на средствах производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х  гг., т.е до признания многообразия форм собственности.

В 70-80-е гг. развитие экономики  страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились  по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками  – в три раза.

В 1986г. М.С. Горбачев начал  проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в  течение первых лет перестройки  продолжалась затратная система  управления экономикой, что проводило  к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами  общественного производства, росту  дефицита государственного бюджета, росту  выпуска в обращение денег, разбалансированию  потребительского рынка. Все это  дискредитировало плановую систему  экономики и способствовало ее развалу.

Негативную роль здесь  сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для  рыночного регулирования экономики  путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложения.

В октябре 1991г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР  с обращением к депутатам и  народу, в котором предложил принять  меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию  новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992г. правительство  перешло от плана к рыночному  регулированию на основе либерализации  цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой для  свободы предпринимательства явилась  Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993г., закрепившая  многообразие форм собственности, государственную  поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось  введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности  для совершенствования менеджмента  организации (предприятия). Однако в  России эффективность управления организацией зависит в значительной степени  от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления  и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется  между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями). В свою очередь эти интересы возникают  в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как  на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и  на точечном. К формам международного менеджмента относятся международные  организации, конференции, совещания, консультации и др.Самой крупной  международной организацией является Организация Объединенных наций (ООН), созданная в 1945г. При ней функционирует  ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным  направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства  определенных географических районов. К ним относится Организация  африканского единства (ОАЕ), организация  американских государств (ОАГ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), содружество независимых государств (СНГ).

Форма управления на международном  уровне - ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом  отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые  встреча состоялась во Франции в 1975г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949г. и  объединяет более 30 государств. Его  цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто  называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его  цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования  экономического, таможенного и политического  союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных  направления и, прежде всего, в экономике.

Информация о работе Американская, японская, западноевропейская модели менеджмента