Американская модель современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Содержание

Введение…………………...……………………………………………..………..3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Сущность, принципы и функции современного менеджмента.…...……...5
1.2. История развития американского менеджмента…………… ……....……10
1.3. Создатели американского менеджмента…………….…….…………...….13
Глава 2. Особенности развития менеджмента в США
2.1. Хар-ка современного состояния американского менеджмента………….17
2.2. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях ………………………………………………………....22
Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компании "Дженерал Моторс"
3.1. Характеристика компании "Дженерал Моторс"…………………………..32
3.2. Оценка результативности менеджмента в компании "Дженерал Моторс" и анализ американской модели менеджмента…………………………………37
Заключение……………………………………………..………………………...39
Список литературы………………………….…….……………….………...…..40

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_osnovy_menedzhmenta.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

 

Введение…………………...……………………………………………..………..3

Глава 1. Теоретические основы менеджмента

1.1. Сущность, принципы и функции современного менеджмента.…...……...5

1.2. История развития американского менеджмента…………… ……....……10

1.3. Создатели американского менеджмента…………….…….…………...….13

Глава 2. Особенности развития менеджмента  в США

2.1. Хар-ка современного состояния американского менеджмента………….17

2.2. Особенности использования американской модели менеджмента              в российских условиях ………………………………………………………....22

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компании "Дженерал Моторс"

3.1. Характеристика компании "Дженерал Моторс"…………………………..32

3.2. Оценка результативности менеджмента в компании "Дженерал Моторс" и анализ американской модели менеджмента…………………………………37

Заключение……………………………………………..………………………...39

Список литературы………………………….…….……………….………...…..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

За всю историю существования  менеджмента многие зарубежные страны  накопили значительные сведения в области теории и практики управления в   промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в   нашей стране господствовала административно-командная система  управления, направлявшая в основном свои усилия на критику   зарубежного   опыта управления.                                                          

Однако, опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для  изучения тем, кто  вступил на стезю менеджмента.  Создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и  практике (но   не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой —  использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой  цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять   лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме  того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня    неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее,  нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Этим и объясняется  актуальность проблемы изучения истории  американской модели менеджмента, а  следовательно и данной работы.

Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить историю развития американской модели менеджмента;
  • рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;
  • выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;
  • проанализировать систему менеджмента в компании "Дженерал Моторс".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Теоретические основы менеджмента.

1.1.Сущность, принципы и функции современного менеджмента

  Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Менеджмент – это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

К основным принципам  менеджмента относятся:

Принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

Принцип системности  и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

Принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

Принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

Принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);

Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

Принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Можно выделить девять основных функций менеджмента:

  • Постановка целей и задач.
  • Анализ.
  • Прогнозирование.
  • Планирование.
  • Принятие решений.
  • Мотивация труда.
  • Организация и руководство.
  • Регулирование и разрешение конфликтов.
  • Контроль, учет и мониторинг.

Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее.

Изначально поставленные цели и задачи в процессе труда  могут подвергаться корректировке. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанализированная информация — это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д.

Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);

параллельно с процессом  планирования (например, прогнозирование  погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);

по окончании процесса планирования (например, в связи  с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).

Планирование - это процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.

Выделяют следующие  виды стратегии планирования:

стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов  производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).

стратегия ограниченного  роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).

стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).

стратегия сокращения (функций  или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

комбинированная стратегия.

После определения целей  и стратегии развития приступают к планированию необходимых для  выполнения задачи ресурсов.

Принятие решений - это основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.

Мотивация - это процесс побуждения к труду. К содержательным теориям мотивации. А. Маслоу (1908-1970) предложил следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:

• физиологические потребности (голод, жажда);

• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в  будущем;

• потребности в любви, сопричастности, общении;

• потребности в признании  и самоутверждении;

• потребности в самоактуализации.

А. Маслоу предположил, что  потребности в данной иерархии возникают  постепенно, начиная с физиологических  и т.д. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей.

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют.

Контроль — функция управления, выполняющая стабилизирующую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития.

Одновременно с контролем  в организации обычно осуществляется учет, под которым понимается подведение итогов деятельности в краткосрочном периоде, т.е. как бы мгновенный срез процессов и результатов на данный момент времени.

Если число контролируемых показателей велико, а менеджмент нуждается в анализе их взаимосвязей, руководство компании обычно проводит мониторинг с применением компьютеров  или другой техники. Мониторинг позволяет непрерывно отслеживать взаимосвязи результатов и оперативно реагировать на возникающие негативные тенденции.

1.2. История  развития американского менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США  в начале  XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856- 21.03.1915).

  Другие - это так называемые “реформаторы труда”, куда входили         умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

Информация о работе Американская модель современного менеджмента